Елена Лякишева
Планирование занятий по нетрадиционному рисованию для детей второй младшей-средней группы, имеющих нарушения зрения
▼ Скачать + Заказать документы
СЕНТЯБРЬ
1. «На полянке»
Задачи:ознакомление со способом рисования еловой веточкой; развитие чувства цвета и ритма, мелкой моторики; закрепление понятий «колючий», «мягкий», «вокруг»; воспитание интереса к изобразительной деятельности
Способ работы.
Рисование веточкой (еловой, от веника, лепка, аппликация.
Материал.
Листы бумаги с наклеенным изображением (животное, мультгерой, гуашь зеленого цвета, цветной пластилин
Ход занятия.
(Далее и везде у воспитателя образец крупнее, чем у детей)
1. Рассматривание объектов на листочках: кто пришел в гости?
Публикация «Планирование занятий по нетрадиционному рисованию для детей второй младшей-средней группы, имеющих нарушения зрения» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Нетрадиционные техники рисования
- Планирование. Планы работ
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2021
Нас приглашают погулять на полянку, а травка не выросла, просят ребяток нарисовать травку еловыми веточками.
2. Показ способа изображения: обмакнуть кончик ветки в емкость с краской. Наносить краску легкими, ритмичными движениями сверху вниз (чтобы не испачкаться).
Предварительно обсудить цвет травы.
3. Выполнение работы.
4. Гимнастика для глаз: «Кто живет в траве?» (с заводными игрушками)
5. Посадим цветочки на полянке: отщипывание и примазывание пластилина разного цвета.
2. «Дорожки из камней»
Задачи:ознакомление со способом рисования крупным тычком от одного ориентира до другого; развитие чувства цвета, ритма, величины, навыков ориентирования на листе, прослеживающей функции; закрепление названия детенышей диких животных
Способ работы.
Рисование крупным тычком, аппликация.
Материал.
Листы бумаги, тонированные зеленым цветом с изображением животных и детенышей в разных частях листа; гуашь желтого цвета, крупные тычки.
Ход занятия.
1. Рассматривание изображения: беседа о детенышах, которые потерялись (зайчонок, бельчонок, медвежонок). Плачут, не знают куда идти. Надо помочь – нарисовать яркую дорожку из желтых камней.
2. Показ способа изображения (дорожка может быть короткой и прямой или извилистой)
Выполнение работы.
3. Физминутка: «По ровненькой дорожке».
4. Мы нарисовали дорожки из камней, что будет дальше? (рассуждения детей)
ОКТЯБРЬ
3. «Чьи следы?»
Задачи: обучение технике пальчиковой живописи; развитие чувства цвета, ритма, мелкой моторики, прослеживающей функции, следуя к ориентиру; закрепление понятия «полосатый».
Способ работы.
Рисование пальчиками, аппликация.
Материал.
Листы бумаги, раскрашенные полосками светлых тонов синего, зеленого, желтого цветов (полосатый коврик, в верхней части листа-коврика изображение миски с молоком; гуашь красного цвета.
Ход занятия.
1. У хозяйки жила кошка Мурка. Хозяйка очень любила свою кошку. Постелила ей коврик, очень красивый в полосочку, полосатый (обсуждение цвета полосок). Хозяйка кормила Мурку молоком.
2. Пальчиковая гимнастика: «Есть у нас кошка Мурка».
3. Однажды Мурка шалила и разлила краску (воспитатель делает красное пятно внизу своего коврика). Какую краску? Она испачкала в краске лапки. Но ей так хотелось попить молока, что она пошла к миске прямо по коврику.
4. Показ способа изображения (пальчики вместе, след на каждой полоске коврика до миски).
Выполнение работы.
5. Вот что наделала Мурка. Как же поступит хозяйка?
4. «Яблоки на деревьях»
Задачи: обучение технике наклеивания бумажных комочков; развитие умения различать цвет, размер, форму однородных предметов; освоение навыка работы в пределах замкнутых форм, сравнение объемных форм и плоских изображений; развивать глазодвигательные функции; закрепление пространственных понятий
Способ работы.
Аппликация (бумажные комочки, рисование.
Материал.
Листы с изображением дерева (крона обведена контуром, бумажные комочки желтого и красного цвета, клей.
Ход занятия.
1. Зайка прнес корзину с яблоками. Д/и «Назови цвет», «Большое-маленькое». Зайка огорчен, что в лесу больше не осталось яблок. Может мы нарисуем яблоки зайке? А где они растут? (рассматривание деревьев).
2. Показ способа изображения (за контур не заходить). Выполнение работы.
3. Гимнастика для глаз: «Где яблочко?» (вверху, внизу, далеко, близко).
4. П/у «Достань яблоко».
5. Зайчику нравятся упражнения и игры с яблочком, дети дарят ему палочку с привязанным яблочком. Обещают позвать его в гости, когда яблочки подрастут. Прощаются.
НОЯБРЬ
5. «Красивые цветы»
Задачи.
Создание образа цветка; развитие чувства формы, мелкой моторики, умения фиксировать взгляд; уточнение знаний о строении цветка.
Способ работы.
Конструирование из природного материала, лепка.
Материал.
Семена, имеющие удлиненную форму («Самолетики», пластилин, трубочки для коктейля, бумажные комочки.
Ход занятия.
1. Рассматривание ирушки «Поющий цветок», его строения, цвета лепестков. Цветку грустно, он один. Предложение сделать много цветов.
2. Показ способа изображения: на кусочек пластилина закрепляются (вдавливаются или втыкаются) листики (сухие «самолетики», снизу крепится трубочка; серединка – бумажный комочек.
3. Гимнастика для глаз с цветочками: «Полюбуемся».
4. Цветок рад, поет свою песню, дети танцуют.
6. «Волшебные картинки»
Задачи.
Обучать технике тонирования; развивать чувство формы, цвета, величины, глазодвигательные функции.
Способ работы.
Рисование: полное закрашивание листа – тонирование.
Материал.
Белые листы с нанесенными воском изображениями, большие кисти; гуашь разного цвета (кроме черного и белого).
Ход занятия.
1. Д/и «Коробка радости». В ней портреты игрушек. Дети называют игрушку, ее цвет, размер. И белые листочки. Это тоже портреты, только художник не успел их раскрасить.
2. Показ способа изображения: закрашивание большой кистью сверху вниз по горизонтали. Выполнение работы. Дети удивляются, называют игрушку.
3. Гимнастика для глаз: «Мяч катится, прыгает».
4. Задание детям: найти в группе игрушку, которую ты рисовал.
ДЕКАБРЬ
7. «Мишкин домик»
Задачи.
Обучение рисованию способом примакивания губкой; развитие чувства формы и композиции, мелкой и крупной моторики.
Способ работы.
Рисование губкой, оригами, аппликация.
Материал.
Листы синей-голубой бумаги с наклеенной в середине головой спящего медведя (оригами); гуашь белого цвета, губка.
Ход занятия.
1. Загадка о медведе.
Рассматривание игрушки-медведя, который спит (в кроватке или на коврике). Дети будят медведя, он недоволен, говорит, что все его родственники в лесу уже давно спят, прислали ему фотографии. Только сейчас уже выпал снег, а на фотографиях его нет. Это неправильно.
Бедные мишки, спят и не знают, как здорово играть в снежки, кататься с горки.
2. Физкультминутка / гимнастика для глаз: «Поймай снежок».
Упражнение на поддувание «Снежок летит».
3. Мишка ложится спать, а дети рисуют губкой снежок вокруг медведя.
8. «Снежные дорожки»
Задачи.
Обучение технике рисования клеем и манкой; освоение рисования разных линий по всему листу; развитие пространственного мышления, восприятия, мелкой моторики
Способ работы.
Рисование клеем, манкой; аппликация (наклейки).
Материал.
Листы голубые разного размера и формы, тюбики с клеем, манка в баночках и на подносе, наклейки.
Ход занятия.
1. Рассматривание картины о зимних забавах. Вывод: все оставляют следы на снегу.
2. Рисование пальчиком на подносе с манкой (линии прямые, извилистые, следы).
3. Показ способа изображения: наклонить тюбик с клеем и рисовать кончиком клеевые линии, затем – засыпка рисунка манкой, стряхивание лишнего на поднос.
4. Кто же оставил эти снежные дорожки?
Дети выбирают наклейки, приклеивают на рисунок.
ЯНВАРЬ
9. «Красивые домики» (1-е занятие)
Задачи.
Создавать образ домика из нескольких деталей; обучать технике наклеивания бумажных форм; развивать чувство цвета, формы, глазомера, мелкой моторики, эстетики была.
Способ работы.
Аппликация (фантики).
Материал.
Фантики квадратной формы, треугольной, квадратные окна желтого цвета, трубы черного цвета, лист голубого или синего цвета, клей.
Ход занятия.
1. Рассматривание иллюстраций к сказкам и потешкам с изображениями красивых домиков.
Беседа о форме стен, крыш, почему дома красивые? (узоры, разные цвета).
2. Пальчиковая гимнастика: «Тук-тук, строим дом…».
3. Д/и «Собери домик» (работа в парах, собрать из частей разноцветный домик).
4. Показ способа изображения: нанесение клея на квадратный фантик, приклеивание, затем нанесение клея на треугольный фантик, приклеивание. Приклеивание окна.
5. Воспитатель приклеивает трубы.
10. «Домик в снегу»
Задачи.
Закрепление навыка рисования кистью с опорой на ориентиры; развитие мышления, восприятия, глазодвигательной функции; воспитание самостоятельности, уверенности.
Способ работы.
Рисование кистью способом «наложения», аппликация.
Материал.
Работы «Красивые домики», белая гуашь, кисти №3,4 .
Ход занятия.
1. Рассматривание красивых домиков.
Д/и «Угадай, кто сделал?»
Пальчиковая гимнастика: «Тук-тук, строим дом».
2. Рассматривание домов на улице из ока. Вывод: все усыпано снегом. Надо и наши домики засыпать снежком.
3. Показ способа изображения: нанести белую гуашь кистью на крыши домой, на трубу, около дома. По желанию дополнить изображение снегопадом.
ФЕВРАЛЬ
11. Дикие животные
Задачи.
Освоение техники рисования гуашью с помощью трафарета и губки, дополнение образа по своему желанию, выбор цвета и формата фона по своему желанию, развитие мышления, восприятия, мелкой моторики.
Способ работы.
Рисование с помощью внутреннего трафарета, губки.
Материал.
Листы светло тонированной бумаги разного размера и формы, внутренние трафареты диких животных, гуашь разного цвета, губки, кисти, пластилин.
Ход занятия.
1. Д/и «Узнай, кто?» (силуэтные изображения диких животных).
Беседа о том, где они живут, почему их называют «дикими».
2. Гимнастика для глаз с использованием настенного панно «Назови кто?»
3. Рассматривание трафаретов, произвольный выбор. Показ способа действия. Выполнение работы.
4. Дополнение изображения по желанию (травка, цветы, материал по выбору.
12. «Метель»
Задачи.
Закрепление техники рисования веточкой волнистых линий, освоение рисования скомканной бумагой сугробов; развитие чувства формы, композиции, пространственного мышления.
Способ работы.
Рисование скомканной бумагой; веточкой; аппликация.
Материал.
Листочки белые с изображениями в середине – зверюшки, дети, птички…; веточки, скомканная бумага, гуашь голубого цвета.
Ход занятия.
1. Д/и «Что ты видишь на картинках?»
Что ты видишь на картинках?»
Называние объектов на листочках, кто гуляет на снежной полянке.
Но вдруг подул сильный ветер, пошел снег, началась метель (аулиозапись).
2. Показ способа действия. Выполнение работы. Ой, как холодно стало! Надо погреться! П/и «Мы топаем ногами».
3. Согрелись? А теперь погрейте своим теплым дыханием тех, кто изображен на ваших листочках (Дыхательная гимнастика).
Скоро метель кончится и все доберутся домой.
МАРТ
13. «Платье для мамы»
Задачи.
Закрепление техники тонирования, развитие пространственного мышления, чувства цвета, умения заполнять лист, мелкой моторики и крупной.
Способ работы.
Рисование восковыми карандашами, полное закрашивание листа большими кистями, аппликация.
Материал.
Листы белой бумаги, восковые карандаши, гуашь разного цвета, большие кисти, внутренние трафареты платьев, клей.
Ход занятия.
1. Беседа об одежде детей: как называется, какого цвета. А кто вас так красиво одевает? Хотите, чтобы у мамочки появилось красивое платье? Тогда сейчас мы нарисуем красивую ткань.
2. Показ способа действия: произвольное рисование линий, пятен восковыми карандашами разного цвета. Тонирование листа одной краской или несколькими по желанию.
3. П/и «Дотронься до синего» (красного)
4. Выполнение работы, любование красивыми листочками.
5. (Позже, когда листочки просохнут, сверху приклеивается внутренний трафарет платья)
14. «Красивые бусы»
Задачи.
Закрепление способа рисования тычками, ватными палочками в пределах нити, изображенной воспитателем; развитие чувства цвета, ритма, величины, мелкой моторики, глазомера; сравнение объемных форм и плоских изображений.
Способ работы.
Аппликация, рисование тычками, ватными палочками, бросовым материалом.
Материал.
Листы белой бумаги с нарисованной ниткой, тычки крупные, ватные палочки; бросовый материал: колпачки, шурупы,бумажные комочки разного цвета, гуашь разного цвета, клей.
Ход занятия.
1. Рассматривание нарядной куклы, называние нарядных аксессуаров: бусы, браслеты, сережки…
Рассматривание бус, разных по цвету, величине и форме бусин. Выделение общего: бусины нанизаны на веревочку.
Предложение сделать бусы для кукол.
2. Показ способа действия: начинать надо с самых крупных бусин (тычков, объемных (бумажных комочков, располагая их от середины к краю и ь. д.
3. Дети берут кукол и рассматривают бусы все вместе.
АПРЕЛЬ
15. «Ледоход»
Задачи.
Закреплять навык рисования большими кисточками; освоить способ «обрывания» через экспериментирование; развивать чувство формы, величины, прослеживающие функции глаз.
Способ работы.
Рисование большими кистями, обрывание, аппликация.
Материал.
Листы белой бумаги, большие кисти, синяя гуашь, бумага качества для обрывания: обычная, газетная, клей.
Ход занятия.
1. Рассматривание картины на тему «Весна. Ледоход». Беседа о признаках весны и ледоходе.
2. Экспериментирование с бумагой: большая льдина – маленькие льдинки (дети мнут, рвут бумагу на части).
3. Рисование большой кистью реки.
4. Гимнастика для глаз / физминутка: пускание мыльных пузыпей.
5. Приклеивание бумажек-льдинок.
16. «Рыбки в аквариуме»
Задачи.
Освоить способ рисования печатью; закрепить другие способы изображения; развивать чувство цвета, ритма, величины, формы, тренировать глазомер, реакцию.
Способ работы.
Рисование способом печати, лепка, аппликация.
Материалы.
Тонированные голубые листы-аквариумы разной формы и величины; кубики-печати, гуашь разного цвета; бумажные комочки, цветной пластилин, тычки.
Ход занятия.
1. Д/и «Поймай рыбку» (в сухом бассейне)
А где живут настоящие рыбки? Дома тоже можно держать рыбок в стеклянном домике – аквариуме. Рассматривание листочков-аквариумов разной формы и величины. Дети делают выбор.
2. Физминутка «Маленькая рыбка». В домашнем аквариуме все рыбки дружат.
3. Показ способа действия: печатание разноцветных рыбок.
4. Изображение камней по выбору: налеп, тычок, бумажный комочек.
5. Воспитатель помогает изобразить травку: налепом.
6. Игра с рыбками в водном бассейне.
МАЙ
17. «Красивые шарики»
Задачи.
Дальнейшее освоение работы с трафаретом, развитие чувства формы, цвета, мелкой и крупной моторики глазодвигательных функций, формирование эстетического вкуса.
Способ работы.
Рисование с помощью внутреннего трафарета, аппликация (наклейки) .
Материал.
Листы белой бумаги, внутренние трафареты разной формы, гуашь разного цвета, губки, фломастеры, наклейки.
Ход занятия.
1. Беседа с грустным осликом Иа и Пятачком. Они рассказали о шарике, который лопнул, пожтому Иа грустит.
2. Физминутка / гимнастика для глаз: «Пускание мыльных пузырей» (можно играть с шариком, надувая его и отпуская летать).
3. Нарисуем ослику много шариков с помощью трафаретов. Показ способа действия. Выполнение работы.
4. П/и «Раздувайся пузырь».
5. Иа и Пятачок принесли красивые наклейки, дети выбирают и приклеивают на свои шарики, дорисовывают ниточки.
18. «Украсим вазу»
Задачи.
Создание образа красивой вазы в сотворчестве с воспитателем; дальнейшее освоение нетрадиционных техник по своему выбору; развитие чувства формы, внимания, интереса к ИЗО.
Способ работы.
Рисование тычками, ватными палочками, бросовым материалом, фломастерами, восковыми карандашами, гуашью по выбору.
Материал.
Цветные вазы разной формы, тычка, ватные палочки, гуашь разного цвета, фломастеры, кисти, бросовый материал, бумажные комочки, клей.
Ход занятия.
1. Рассматривание красивых цветов с клумбы (цвет, строение). Живые цветы завянут, ели их не поставить в вазу с водой. На фабрике выбираем цветные вазы. Предлагаю их украсить узором – стать художниками.
2. Самостоятельный выбор материала, придумывание узора, воспитатель поощряет, предлагает возможные варианты.
3. Выставляем вазы в магазин для продажи.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
1. «Польем цветы»
Материал
Лист с контуром тучи вверху, внизу цветы из жатой бумаги, собранные в бутоны; тучки, фломастеры, клей.
Способ работы.
Рисование аппликация.
Ход занятия.
1. Приклеить тучку в контур.
2. Нарисовать линии (дождик) к каждому цветочку (полить).
3. Расправить каждый цветочек (цветочки рады, расцвели)
2. «Мои фантазии»
Материал.
Белый лист, восковые мелки, гуашь разного цвета, большие кисти.
Способ работы.
Рисование.
Ход занятия.
1 Заполнить лист произвольно разными линиями, фигурами, «каракулями» восковыми мелками.
2. Тонирование листа краской одного цвета или несколькими по выбору ребенка.
3. «Веселые кляксы»
Материал.
Листы белой бумаги, гуашь разного цвета, кисти, ватные палочки.
Способ работы.
Кляксография.
Ход работы.
1. Наносим пятна (кляксы) на лист.
2. Сверху кладем другой лист, прижимаем ладошкой.
3. Снимаем, восхищаемся, обыгрываем: на что похоже, дорисовываем по желанию ребенка.
4. «Пушистые комочки»
Материал.
Листы белой бумаги, гуашь разного цвета, кисти мягкие, кисти жесткие клеевые.
Способ работы.
Рисование жесткой кистью.
Ход работы.
1. Наносим пятна (кляксы) на лист.
2. Сухой жесткой кистью «распушают» пятно ритмичными движениями.
3. Любуемся, придумываем называния нашим пушистикам.
5. «»Осенняя полянка»
Материал.
Лист белой бумаги, гуашь разного цвета, большие кисти.
Способ работы.
Рисование: тонирование по смятой бумаге.
Ход работы.
1. Смять лист бумаги, расправить (можно рисовать по ровному листу).
2. Наносить на лист цветовые пятна большой кистью от светлого к более темному: желтый, оранжевый, красный, лиловый, зеленый.
3. Любуемся красотой осенней полянки, по желанию дорисовываем.
6. «А кто у меня?»
Материал.
Листы с крупными контурными изображениями предметов, животных, с небольшой детализацией; тычки, ватные палочки, пластилин, бумажные шарики, гуашь разного цвета, клей.
Способ работы.
Контурное рисование, аппликация, лепка.
Ход работы.
Ребенок выбирает любой материал, рисует или клеит по контуру в разны местах, затем берет другой материал или средство изображения, пока не заполнит весь контур.
7. «Заборчик»
Материал.
Листы бумаги, можно тонированные, с изображением заборчика в поллиста (у всех разные, фломастеры черного цвета, наклейки, готовые вырезанные формы (цветы, петушок, птичка, облачко, клей.
Способ работы.
Рисование, аппликация.
Ход работы.
1. Рисование фломастерами точек-гвоздиков на одном уровне вверху и внизу.
2. Обыгрывание свободной плоскости наклейками, готовыми формами до получения сюжетной картинки.
8. «Ягодка на тарелке»
Материал.
Бумажные однотонные тарелочки, можно с узором по краям; тычки крупные, гуашь красного цвета и других цветов; кисти, ватные палочки, мелкие готовые формы, клей, пластилин.
Способ работы.
Рисование, аппликация.
Ход работы.
1. Рисование тычками на бумажных однотонных тарелочках.
2. Дополнение изображения узором по краям тарелки любым материалом по выбору.
9. «Украсим печенье»
Материал.
Печенье разной формы, вырезанные из легких потолочных плит, гуашь разного цвета, кисти, клей, крупа, песок цветной.
Способ работы.
Рисование, лепка.
Ход работы.
1. Раскрашивание печенья желтым или оранжевым цветом.
2. Нанесение рисунка клеем.
3. Засыпка печенья манкой, цветным песком, крупой, стряхивание лишнего материала.
4. Возможно дополнение красками, бумажными комочками, пластилином.
10. «Разноцветный теремок»
Материал.
Листы с контурными изображениями домиков разной конструкции, состоящие из нескольких блоков, ватные палочки, цветная гуашь, пластилин, клей, готовые формы.
Способ работы.
Рисование мозаичное, лепка, аппликация.
Ход работы.
1. Выбрав теремок, необходимо ватными палочками наносить пятна близко друг к другу одним цветом в пределах одного блока.
2. Все блоки закрашиваются разными цветами.
3. Возможны дополнения в разных техниках (цветы, дорожки, облака, солнышко, живон / тные).
11. «Веночки»
Материал.
Широкие бумажные кольца (зеленые, готовые формы: цветы одинакового размера; цветной пластилин, клей, полоски жатой бумаги.
Способ работы.
Аппликация, лепка.
Ход работы.
1. Наклеивание цветов по нарисованному кругу.
2. Налепы пластилином серединок цветов контрастным цветом.
3. Приклеивание ленточек из жатой бумаги.
12. «Мои фантазии»
Материал.
Листы наждачной бумаги разного цвета, степени шероховатости, формы, размера, мел цветной, уголь, пастель.
Способ работы.
Рисование.
Ход работы.
На выбранном листе ребенок рисует мелом, углем, пастелью все, что задумает.
Можно предложить какое-то контурное незавершенное изображение, которое ребенок додумает сам.
Спасибо за внимание.