Папки-передвижки

Пластилин как средство развития познавательной деятельности старших дошкольников с ОНР (11 фото)

Вера Горбунова
Пластилин как средство развития познавательной деятельности старших дошкольников с ОНР

Пластилин чудесный материал, который знаком каждому из нас с детства. История возникновения пластилина начинается еще в 19 века. Его изобретателем принято считать британского преподавателя школы искусств Вильяма Харбутта. Он изобретал для своих студентов простой и практичный материал для моделирования. Однако пластичная масса очень заинтересовала детей Харбутта и вскоре, весь его дом заполнился пластилиновыми изделиями.

Публикация «Пластилин как средство развития познавательной деятельности старших дошкольников с ОНР» размещена в разделах

Уже несколько веков мы наслаждаемся чудесным изобретением и используем его в качестве материала для развития моторики рук и творческого мышления детей. Пластилин является замечательным средством развития объемно-пространственного мышления. В работе с дошкольниками среднего и старшего возраста мы начинаем активно использовать плоскостные изображения, забывая о важности развития пространственных представлений, которые формируются лишь, работая с объемными предметами.

Дети с удовольствием лепят различные предметы, а вылепленные персонажи становятся детям любимой игрушкой собственного производства, которые часто наделяются характерными чертами самого создателя, то есть ребенка.

Современные технологии позволили детям наслаждаться пластилином высокого качества, который не оставляет неприятных ощущений на руках, который представлен в разнообразной цветовой гамме и даже имеет различную текстуру (например: шариковый пластилин, пластичная масса для лепки).

Конечно, пластилин давно используется в работе с дошкольниками, а именно, на занятиях по лепке. Пластилинография – техника создания лепной картины набирает популярность.

Хотелось бы рассмотреть и рассказать о пластилине, как об универсальном средстве развития познавательной деятельности детей с общим недоразвитием речи. У детей данной категории наряду с выраженными речевыми нарушениями наблюдается несформированность процессов восприятия и внимания, мышления пространственного, логического - основных составляющих познавательной деятельности. Вопрос повышенного мышечного напряжение также поможет решить пластилин, так как возбудимые детки с его помощью могут снять напряжение («помять» «порвать» пластилин, отдать накопившееся у них напряжение). Ведь рвать, мять, ломать то, что мы не позволяем делать, а с помощью пластилина данную потребность можно реализовать и тем самым удовлетворить физиологическую потребность ребенка. Инертные дети, работая с пластилином, смогут сконцентрироваться в работы. Хочется выйти за рамки привычного представления о пластилине, рассказать о его применении не только на занятиях по изобразительному искусству.

Хочется рассказать Вам о применении пластилина в работе с дошкольниками с ОНР в разных направлениях коррекционной работы.

Игры на развитие познавательных процессов с пластилином

Оценивая предложенный педагогом образец, у ребенка задействованы важнейшие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, а также вовлечены в познавательный процесс и восприятия и внимания и память. Мы даем ребенку тот материал, который он должен превратить в увиденное, задействовав при этом полностью свою познавательную деятельность. При этом мы может отработать грамматические навыки, пространственные представления. Можем выстроить с ребенком занимательный диалог и побуждать его к самостоятельному развернутому высказыванию. Данная работа переноситься педагогом в индивидуальную форму с ребенком, что помогает повысить эффективность всего развивающего процесса.

Игра «Пластилиновый конструктор»

Ребенку предлагается самостоятельно создать игровой инструментарий (раскатать пластилин и с помощью фигурных формочек или инструментов для лепки вырезать необходимое количество геометрических заготовок, необходимого цвета)

Пластилин как средство развития познавательной деятельности старших дошкольников с ОНР
Фото №1 Поделки из пластилина по темам Пластилин чудесный материал который знаком каждому из нас с детства

Игра «Чьи следы»

Погружаем ребенку в игровой сюжет – расследование. Ищем хозяина отпечатков. Развиваем внимание, мышление, и, конечно же, речевые навыки (можно автоматизировать звук в словах). Для «следственного эксперимента» предлагаем кусок пластилина. В дополнение отрабатываем изменение падежных окончаний:

Кто хозяин того следа? (Волк. медведь)

Кого. (Кого не хватает на полянке? Определи по следам.)

Кому. (Кому принадлежат эти следы: Эти следы принадлежат волку)

Кого. (Кого ты видишь сейчас на полянке)

Кем. (Кем оставлены эти следы)

О ком. (О ком ты подумал, когда увидел эти следы)

Фото №2 История возникновения пластилина начинается еще в века

Игры с пластилином развивающие графомоторные навыки

С помощью специальных атрибутов для лепки, а именно скалки, можно раскатать пластилин в тонкий пласт и предложить ребенку рисовать на нем определенные узоры, или обводить отпечатки оставленные на пластилины формочками.

Фото №3 Его изобретателем принято считать британского преподавателя школы искусств Вильяма Харбутта

Игры с пластилином развивающие пространственные представления

Основой для этой игры служат объект или персонаж, вылепленный из пластилина. Ребенку предлагается расположить фигурные пуговицы по инструкции логопеда. Например: «Сова летит над деревом». «Зайчик стоит за деревом/ перед деревом». «Ежик ползет под деревом». «Пчела села Мишке на левое/правое ухо». Пчела села Мишке на нос» и т. д.

Фото №4 Он изобретал для своих студентов простой и практичный материал для моделирования

Игры с пластилином, развивающие межполушарное взаимодействие

Данные игры направлены на развитие интегрированного межполушарного взаимодействия. Ребенок выполняет задания синхронно обеими руками. Из пластина делаются всевозможные дорожки (спиральные, волнистые, зигзагообразные)

Фото №5 Однако пластичная масса очень заинтересовала детей Харбутта и вскоре весь его дом заполнился пластилиновыми изделиями

Развитие речи

Хотелось бы в рассказать также о играх с пластилином, которые могут быть использованы на занятиях по постановке и автоматизации звуков, по активизации речи у неговорящих детей - вызывание активной речи.

Развитие артикуляционной моторики.

Казалось бы, как пластилин связан с артикуляционной моторикой!

Кусок розового пластилина можно предложить ребенку в качестве модели язычка. Ощупывая еще не разогретый пластилин, можно сравнить его с язычком, который не умеет выполнять различные артикуляционные движения. После чего предложить ребенку размять пластилин руками, чтобы он стал мягким и податливым. В этом случае мы привлекаем внимание ребенка к тому, что также «разминая язычок» с помощью упражнений, мы можем научить его выполнять необходимые движения и правильно произносить звуки.

Фото №6 Публикация Пластилин как средство развития познавательной деятельности старших дошкольников с ОНР размещена в разделах ОНР Фото №7 Конспекты занятий ОНР Фото №8 Общее недоразвитие речи Пластилин

Игры с пластилином на автоматизацию звуков

С помощью пластилина можно создавать интересные сюжеты, с помощью которых логопед на занятиях сможет без труда автоматизировать в речи ребенка поставленные звуки. Вот пример автоматизации звука С:

«Солнышко без лучиков. Давай раскатаем шарики – превратим их в «лучики». Будем раскатывать пластилин произнося красивый звук С»

«Вот какое солнышко у нас получилось. Теперь проводи пальчиком по каждому лучику и произноси слоги – СА-СО-СУ, АС-ОС-УС и т. д. / слова»

Фото №9 Поделки из пластилина по темам Развитие ребенка Фото №10 Материалы для педагогов Старшая группа Темочки Уже несколько веков мы наслаждаемся чудесным изобретением и используем его в качестве материала для
Публикации по теме:

«Фольклор как средство развития словесного творчества старших дошкольников» «Фольклор как средство развития словесного творчества старших дошкольников» Словесное творчество является одним из видов детского творчества,.

Пальчиковые игры как средство развития эмоционально-познавательной деятельности детей 2–3 лет (первая младшая группа) 1. Особенности развития познавательной и эмоциональной сферы детей 2-3 лет Раннее детство – период развития ребенка от 1 года до 3 лет.

Социально-психологическая адаптация как средство развития коммуникативной компетентности старших дошкольников Доклад на тему: «Социально-психологическая адаптация как средство развития коммуникативной компетентности старших дошкольников» Выполнили:.

Якутские подвижные игры как эффективное средство развития ловкости у старших дошкольников В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятных и неожиданно возникающих ситуациях, которая.

Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников с нарушением слуха Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников с нарушением слуха. Что я слышу – забываю. Что я вижу.

Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений старших дошкольников»Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений старших дошкольников» Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению.

Музыкально-инструментальная деятельность как средство развития творчества старших дошкольников Способность творчески мыслить, нестандартно видеть проблемы окружающего мира, очень важна для человека, поэтому раскрытие его творческих.

Игра как метод развития познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментальной деятельности «Игра как метод развития познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментальной деятельности»Актуальность Сегодня.

«Дидактические игры как средство развития речи у старших дошкольников». План работы воспитателя по самообразованию План работы по самообразованию воспитателя старшей комбинированной группы № 4 Ивановой А. И. Тема: «Дидактические игры как средство развития.

Родительское собрание «Экологическая деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников» «Экологическая деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников» Форма проведения: круглый стол. Участники: родители,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пластилин как средство развития познавательной деятельности старших дошкольников с ОНР
Опубликовано: 11 ноября 2017 в 13:09
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД