Яника Баклушина
Пластилиновая живопись как средство обогащения содержания работы по лепке
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из основных задач, стоящих перед современной психолого-педагогической наукой и практическими работниками ДОУ, является полноценное развитие эстетического сознания у детей. Чрезвычайно значимо решение этой задачи в период дошкольного детства, так как данный возраст признан отечественными и зарубежными психологами и педагогами этапом интенсивного развития личности, её психических процессов, чувств, представлений, отношений, интеллектуальных и художественных способностей.
Публикация «Пластилиновая живопись как средство обогащения содержания работы по лепке» размещена в разделах
В системе эстетического воспитания дошкольников лепка занимает определённое место и имеет свою специфику. Скульптор И. Я. Гинцбург говорит о значении лепки следующее : “В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представлений о предмете. Это первое чтение, изложение предмета”.
На занятиях лепкой перед воспитателями ставятся определё нные задачи: развитие детского творчества, обогащение детских умений изобразительными и техническими умениями, создание интереса к данному виду деятельности. В детском саду бытует лепка предметная, сюжетная, декоративная. Она изучена в достаточном объёме (Н. Б. Халезова, Н. А. Курочкина, Г. В. Пантюхина, Г. Г. Григорьева, А. А. Волкова, Р. Казакова, Т. С. Комарова, Е. А. Коссаковская, Е. В. Лебедева, Н. П. Сакулина). Составленными исследованиями определены система занятий, усложнение методов и приёмов, показано развивающее значение лепки (Н. А. Зимина, Н. Б. Халезова). Но, к сожалению, в данных работах рассматриваются только традиционные виды лепки. Однако появляются всё больше разработок, которые предлагают ввести в детский сад и нетрадиционные способы работы в лепке. Например, тестопластика, мукосолы (С. Афанасьева). В том числе предлагается использовать элементы пластилиновой живописи.
Что же такое «пластилиновая живопись»? Своими корнями она уходит к изразцам, которые ведут своё начало со второй половины XV века. Изразцы – это плитки для облицовки печей и стен, имеют рельефное изображение, как и в пластилиновой живописи. Пластилиновая живопись синтезирует в себе три вида искусства: живопись, скульптуру, декоративно-прикладное искусство. Сходство пластилиновой живописи с живописью как видом искусства в том, что она пользуется цветом, колоритом, сочетанием и переходом цветов, перспективой, изображением на плоскости и т. д. Сходство со скульптурой в том, что она может пользоваться тем же материалом, а именно пластилином. Сходство пластилиновой живописи с декоративно-прикладным искусством в технике изготовления изразцов.
Пластилиновая живопись появляется в ходе деятельности, которая сочетает в себе лепку и рисование, также вбирая в себя элементы этих видов изобразительной деятельности.
Может ли пластилиновая живопись использоваться в детском саду? Я полагаю, что может, так как по своим способам, средствам изготовления, пластилину она доступна детям дошкольного возраста. Ребё нок очень рано начинает стремиться самым разнообразным способом выразить полученные им впечатления: движениями, словами, мимикой. Для этого надо дать ребёнку возможность расширить область выражения складывающихся у него образов. При работе с пластилином дети учатся наблюдать. Для того, чтобы вылепить предмет, предварительно надо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет. На таких занятиях развивается речь детей: усвоение названных форм, цвета и их оттенков, пространственных обозначений, приёмов выполнения заданий, происходит обогащение словаря. Пластилиновая живопись тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах. В процессе работы у детей формируются нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое до конца, сосредоточение и целеустремлённость, преодоление трудностей, доброта, справедливость, внимательное и заботливое отношение к окружающим. В процессе работы сочетаются умственная и физическая активность, происходит развитие эстетических чувств: ребёнок радуется тому, что он выполнил, что с этим изделием можно играть или украшать групповую комнату.
Приё мы: "мраморное" смешивание пластилина, грунтовка
Приё мы: полное и "мраморное" смешивание пластилина, грунтовка
Приё мы: грунтовка, скатывание мелких шариков, сплющивание, налеп
Приё мы: грунтовка, скатывание мелких шариков, налеп
Приё мы: грунтовка, скатывание мелких шариков, налеп, раскатывание
Приё мы: грунтовка, скатывание мелких шариков, сплющивание, налеп, раскатывание
Приё мы: грунтовка, "горка"
Примеры картин, исполненных в технике "пластилиновая живопись"
"Курочка Ряба"
"Золотая рыбка"
"Правила дорожного движения"
"День Победы!"