Ольга Асмандиярова
Проект «Ознакомление дошкольников с родным городом»
▼ Скачать + Заказать документы
Наш долгосрочный социальный проект стал победителем в 3 районной ярмарке проектов "Методический проект".
Проект «Ознакомление дошкольников с родным городом».
[/i]
Пояснительная записка.
Вид проекта: социально-педагогический.
Продолжительность проекта: долгосрочный (с сентября 2010г. по май 2011г.).
У[bчастники проекта: дошкольные группы детского сада - дети с 3-х до 7-ми лет, воспитатели групп, специалисты, родители воспитанников.
Публикация «Проект „Ознакомление дошкольников с родным городом“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Образовательная область: Всестороннее развитие дошкольника в направлениях: познавательном, речевом, социальном, физическом, творческом.
Кадровое обеспечение проекта:Заведующая ДОУ – контроль;
Старший воспитатель Асмандиярова О. П. - разработка плана по ознакомлению дошкольников с родным городом, плана по ознакомлению детей с объектами социума ДОУ и руководство его реализацией;
Педагоги – проведение мероприятий по плану.
Актуальность темы:
В современном обществе в последние годы отмечалась тенденция к снижению значимости многих общечеловеческих ценностей, в том числе, и такого высокого чувства, как любовь к Родине, поэтому, проблема патриотического воспитания подрастающего поколения, сегодня является одной из наиболее актуальных.
О важности данной проблемы свидетельствует принятие Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», где подчеркивается, что патриотизм должен стать основой консолидации общества и укрепления государства. И в этом значительная роль отводится образовательным учреждениям всех уровней – от дошкольного до высшего образования.
Об актуальности патриотического воспитания и изучения родного края детей дошкольного возраста указывал еще Я. А. Каменский. В своем труде «Материнская школа» он отмечал, что до шести лет ребенок должен познать «место, где он родился и живет…». Его идею поддерживали Ж. -Ж. Руссо, И. Г. Пестолоцци, а также русский писатель К. Д. Ушинский. В разработанную им систему воспитания был положен принцип народности, главной чертой которого он считал патриотизм.
На первый взгляд, кажется, что социальный мир ребенка- дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения — родственные, дружеские, профессионально-трудовые и пр. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения. Огромную роль в решении этих задач играет ознакомление дошкольников с объектами социальной сферы района, социумом ближайшего окружения. Важно научить ребенка свободно ориентироваться там, где он живет, где находятся его детский сад, школа, в которой он будет учиться, воспитать любовь к родному городу.
Знакомство с микрорайоном, родным городом начинается с детского сада. Современное ДОУ представляет собой социальный мир в миниатюре, здесь представлены такие виды деятельности человека, как образование, культура, сфера услуг, общественное питание, медицина, физкультура и спорт.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей — одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою Родину. В связи с этим, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, национальным, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города, потому что любовь к нашему Отечеству начинается с любви к своему городу.
В нашем детском саду этой проблеме мы уделяем серьезное внимание. Задачи нравственно-патриотического воспитания решаются во всех видах деятельности: занятиях, играх, труде, быту.
Общими усилиями педагогов нашего ДОУ мы разработали «Проект по ознакомлению дошкольников с родным городом Благовещенском». В дальнейшем будем активно использовать его в работе по нравственно-патриотическому воспитанию.
Цели проекта:
1. Определить педагогические основы проблемы формирования представлений дошкольников о знании родного города, о социальном окружении.
2. Выяснить влияние знаний ребенка о себе, своей семье, социуме дошкольного образовательного учреждения и знаний истории родного города, его достопримечательностей на формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников.
3. Способствовать развитию свободной творческой личности ребенка, воспитанию гражданина и патриота.
4. Разработать и внедрить в деятельность ДОУ план работы по ознакомлению с родным городом Благовещенском, план работы по ознакомлению с социумом ДОУ, беседы, дидактические игры, занятия, открытые мероприятия, досуги, тематические экскурсии, диагностический материал по нравственно-патриотическому воспитанию.
5. Обобщить опыт работы ДОУ, выпустить пособие для воспитателей и специалистов детских садов «Нравственно-патриотическое воспитание. Ознакомление дошкольников с городом Благовещенском»
Задачи проекта:
1. Развивать нравственно-патриотические качества личности дошкольников через позитивное отношение к родному краю, городу, его жителям, труду.
2. Формировать у детей представление о себе, своей семье, социальном окружении.
3. Формировать начала экологической культуры на основе ознакомления с флорой и фауной родного края.
4. Познакомить с историческим и культурным наследием города.
Алгоритм реализации проекта:
Методическая работа:
1. Подбор и изучение методической литературы. (сентябрь, 1-2 неделя)
2. Пополнение «методической копилки» по ознакомлению дошкольников с родным городом: (сентябрь-май)
- картотека;
- разработки конспектов занятий, развлечений, анкет, опросников, схем, памяток для работы с детьми и родителями;
- разработка диагностики по нравственно-патриотическому воспитанию;
- разработка плана работы по ознакомлению с родным городом;
- разработка плана по ознакомлению с социальным окружением ДОУ.
Подборка и оформление консультативного материала для воспитателей и родителей.
3. Пополнение предметно-развивающей среды ДОУ: методическая и художественная литература, картины, иллюстрации, альбомы, дидактические игры, стенды. (сентябрь-май)
4. Разработка конспектов, подготовка и проведение открытых мероприятий. Взаимопосещения. (сентябрь-май)
5. Создание методического пособия по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Нравственно-патриотическое воспитание. Ознакомление дошкольников с городом Благовещенском.» (из опыта работы ДОУ). (март)
6. Разработка дидактических игр по ознакомлению с родным городом. (март)
7. Конкурсы детских рисунков и творческих работ: «Мы любим наш город» (октябрь, «Я люблю свой детский сад» (март).
8. Создание видеофильма «Виртуальная экскурсия по городу Благовещенску». (март)
9. Выставка совместного творчества «Город моей мечты», «Мой любимый детский сад». Воспитатели, родители. (март)
Работа с воспитателями:
Консультации:
- «Планирование мероприятий по нравственно-патриотическому воспитанию» (сентябрь)
- «80 лет благовещенскому району». Представители районной библиотеки. (февраль)
Взаимопосещения. Открытые мероприятия. (февраль-март)
1. Поможем любимым игрушкам (группа раннего возраста).
2. Наш любимый детский сад (группа раннего возраста).
3. Хорошо у нас в саду (младшая группа).
4. Мечтаю о таком дворе, но он пока только во сне (младшая группа).
5. Мой родной город (средняя группа).
6. Путешествие по родному городу (средняя группа).
7. Красота природы родного города (старшая группа).
8. Познаем город всей семьей (подготовительная группа).
9. Люби и знай родной свой край (работа с планом, картой).
10. Что может герб нам рассказать (старшая, подготовительная группа).
Проведение педагогического совета на тему: «Нравственное воспитание дошкольников. Знакомство с родным городом». (март)
Участие специалистов ДОУ в осуществлении проекта:
- консультация педагога-психолога: «Развитие социального интеллекта у дошкольников»;
- руководитель по физическому воспитанию разработала тематические экскурсии-прогулки по родному городу и физкультурный досуг «В поисках клада»;
- музыкальный руководитель провела праздник «День рождения детского сада»;
- музыкальный руководитель подготовила выступление на педагогический совет ДОУ «Песни о родном городе» и видеофильм «Благовещенская сторона» из архива ансамбля «Уралочки»;
- воспитатель по изодеятельности оформила выставки детских рисунков «Мы любим наш город», «Я люблю свой детский сад».
Участие родителей в организации проекта:
Консультации:
- «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»;
- «Знакомство с родным городом». Воспитатели групп.
Приглашение родителей на утренники и открытые занятия.
Участие в выставке совместного творчества.
Результат проекта:
- Педагогическое мастерство педагогов в области нравственно-патриотического воспитания.
- Знания детей о родном городе.
- Личные качества дошкольников: любовь к родному городу, уважение к людям труда, ветеранам войны и труда.
- Педагогическое просвещение родителей.
- Выпуск методического пособия.
- Выставки художественного и совместного творчества детей родителей, педагогов.
- Составление картотеки дидактических игр.
Оценка результатов реализации проекта:
Проект будет считаться реализованным в результате выполнения запланированных мероприятий и издании методического пособия «Нравственно-патриотическое воспитание. Ознакомление дошкольников с городом Благовещенском» (из опыта работы ДОУ).
Дальнейшее развитие проекта:
Проект рассчитан на дальнейшее развитие нравственно-патриотических качеств дошкольников и может расширить границы сотрудничества с культурными центрами города. Возможна подготовка и проведение конференции по данному направлению.