Лариса Малышева
Подборка дидактических игр и упражнений на тему «Осень», для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Работая в ДОУ воспитателем по развитию речи, в мои обязанности входит кроме проведения занятий организация индивидуальной и предварительной работы. Вашему вниманию хочу предложить дидактические игры, упражения направленные на развитие связной речи, формирование лексико-грамматического строя речи и навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста на тему "Осень".
«Приметы осени»
Цель: уточнить представления детей об осенних приметах, активизировать словарь по теме.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времен года.
Публикация «Подборка дидактических игр и упражнений на тему „Осень“, для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Ход: Педагог предлагает детям картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, светит солнце, осенний лес, подснежники в лесу). Ребенок выбирает картинки, на которых изображены только осенние явления, называет их.
Рассматривание иллюстраций на тему «Осень»
Цель: Продолжать расширять представления детей об осени, ее признаках и явлениях, продолжать учить детей отвечать на вопросы вос-ля используя распространенные предложения.
Чтение стихотворения Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной»
Цель: Помочь детям почувствовать красоту природы в стихотворении, обогащать речь детей образными выражениями.
Беседа по прочитанному произведению И. Соколова – Микитова «Листопадничек»
Цель: Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя по прочитанному произведению, используя грамматически правильно построенные предложения.
Дид. игра «Один – много»
Цель: Продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными при изменении числа.
Ход: солнечный день - солнечные дни; красивое дерево-, хмурая туча-, серое облако-, холодный дождь-, сильный ветер-, птичья стая-, глубокая лужа-, резиновый сапог-…и т. д.
Дид. игра «Шкатулка с осенними сказками»
Цель: Продолжать учить детей пользоваться предметами заместителями, как образами при составлении сказок.
Материал: шкатулка, 6-8 кружков разного цвета.
Ход: Игрок достает кружок из шкатулки, придумывает кто это или что это в сказке. После того, как игрок скажет 3-4 предложения, начинает второй игрок (продолжает сказку). Когда сказка рассказана кружки собираются в шкатулку.
Дид. игра «Скажи наоборот»
Цель: активизировать в словаре детей прилагательные с противоположным значением.
Ход:большой - маленький, умный – глупый, светлый – темный, чистый – грязный, добрый – злой, холодный – горячий, солнечный – пасмурный, новый – старый, грустный – веселый и т. д.
Дид. упр. «Подбери действие»
Цель: Продолжать активизировать в словаре детей глаголы.
Ход: Листья осенью что делают? (желтеют, опадают, летят и т. д.) Дождь осенью (идет, моросит и т. д.) Птицы осенью (улетают, готовятся и т. д.) Деревья осенью (роняют листья, засыпают и т. д.) Звери осенью (готовятся к зиме, меняют шубки и т. д.)
Знакомство с поговорками
Цель: Продолжать учить детей понимать образное значение пословиц и поговорок.
"От осени к лету поворота нету. Лето со снопами, осень с пирогами. В октябре ни на колесах, ни на полозьях. В сентябре одна ягодка, да и та горькая рябина. Осень – запасиха, зима – прибериха. Холоден сентябрь, да сыт
Дид. игра «Чьи листья»
Цель: Продолжать учить детей образовывать притяжательные прилагательные
Ход: Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и определить лист какого дерева у него в руках. (лист тополя – тополиный, березы, ивы, рябины, дуба,клен и тд.)