Регина Новикова
Подборка речевых игр по лексическим темам (часть 2)
▼ Скачать + Заказать документы
Вещи вокруг нас.
1. Назови, не ошибись.
Упаковка для писем.
Ящик с узкой щелью для опускания монет с целью накопления.
Настольный светильник.
Средство для склеивания бумаг.
Средство для стирки белья.
Сумка для складывания походных принадлежностей.
Место для хранения скоропортящихся продуктов.
Чем точат карандаш?
Чем распиливают доски?
Чем копают землю?
2. Назови одним словом, а лучше – двумя.
Сапоги, валенки, унты.
Резиновые сапоги, галоши, боты.
Кроссовки, кеды, чешки.
Панама, косынка, кепка.
Меховая шапка, шапка – ушанка, шаль.
Трусы, майка, комбинация.
Публикация «Подборка речевых игр по лексическим темам (часть 2)» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Шуба, пальто, плащ.
Чулки, носки, колготки.
Чашка, сахарница, блюдце.
Кастрюля, половник, чайник.
Тетрадь, ручка, пенал.
Стол, стул, шкаф.
Кресло, диван, кресло – кровать.
Мяч, кукла, погремушка.
Серьги, браслет, перстень.
Мотыга, лопата, лейка.
Пила, ножовка, рубанок.
Крем, помада, тушь.
Люстра, светильник, бра.
Пианино, скрипка, балалайка.
Пододеяльник, простынь, наволочка.
Утюг, пылесос, электромясорубка.
Йод, аспирин, микстура.
Колбаса, сосиски, сардельки.
Конфеты, мармелад, пирожное.
Молоко, кефир, сметана.
Хлеб, булка, сухари.
Чай, кофе, компот.
Мыло, сода, стиральный порошок.
3. Объясни, что произойдет с объектом, если исключить его составную часть? Как он будет называться?
Кружка без ручки – бокал;
Джемпер без рукавов - …
Футболка без рукавов - …
Туфли без каблуков - …
Тапочки без пяток - …
Кепка без козырька - …
Платье без подола - …
Брюки без штанин - …
Борщ без свеклы - …
Щи без бульона - …
Рыба без костей - …
Мясо без костей - …
Урюк без косточек - …
Трава без корней - …
Очки без дужек - …
Стул без спинки - …
Напиток без сиропа - …
Песня без слов - …
4. Отгадай загадку.
Дом – стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется.
5. Назови, с каким предметом ассоциируются приведенные ниже слова:
Воспитатель - … мультфильм - …
Друг - … сон - …
Занятие - … утро - …
Игрушка - … вечер - …
Каша - … книга - …
Микстура - … школа - …
А теперь постарайся вспомнить, к каким словам были подобраны названные тобою слова (перечисляются слова – ассоциации).
Транспорт
1. Назови не ошибись.
Баранка, которую нельзя съесть.
Подземная железная дорога.
Почему на всех автомобилях есть тормоз?
Почему раньше, чем проедет поезд, вдоль дороги опускается шлагбаум?
На какие части делится дорога?
Устройство, регулирующее движение транспорта и пешеходов при помощи световых сигналов.
Что означают сигналы светофора?
Сказочный герой, который любил кататься на печи.
Полосатая палочка в руках милиционера – регулировщика.
Кто управляет самолетом?
2. Ответь, знаешь ли такую машину?
Сверху большой винт, а в хвосте еще один маленький. Машина может летать, а умеет и висеть в воздухе: винты вертятся, жужжат, а машина ни с места – как привязанная.
3. Подумай и ответь, по какому признаку объединены эти транспорт-ные средства:
Трамвай, троллейбус, автобус;
Самолет, вертолет, аэробус;
Теплоход, метеор, катер;
Ауди, Мерседес, Хонда;
Трамвай, троллейбус, электропоезд;
КамАЗ, ЗИЛ, БелАЗ;
Самокат, велосипед, катамаран;
Танк, гусеничный трактор, экскаватор;
Комбайн, трактор, бензовоз.
4. Давай поиграем в игру «Найди родню».
Для этого рассмотрим «вертолет» с разных сторон, выявляя как можно больше его свойств и качеств. Найди объекты с такими же свойствами (функциями).
Вертолет и самолет – родня, так как оба летают;
Вертолет и вертушок - родня, так как оба … ;
Вертолет и стрекоза - родня, так как оба … ;
Вертолет и машина - родня, так как оба … ;
Вертолет и очки - родня, так как оба … ;
Вертолет и барабан - родня, так как оба … ;
Вертолет и рыба - родня, так как оба … ;
Вертолет и бант - родня, так как оба … ;
Вертолет и чертеж - родня, так как оба … ;
Вертолет и подкова - родня, так как оба … ;
Вертолет и парашют - родня, так как оба … ;
Вертолет и ветер - родня, так как оба … ;
5. Постарайся найти что – то хорошее в таких, на первый взгляд неприятных событиях:
Не заводится машина;
Потерялись ключи от автомобиля;
Кончился бензин на полпути;
Оштрафовали за превышение скорости;
На улице сильная гололедица;
С утра идет проливной дождь, поэтому поездка за город отменяется;
Отключили электроэнергию.
Родной край
1. Подумай и ответь.
Как называется столица России?
Как называется столица Республики Татарстан?
Перечисли пять улиц города, в котором ты живешь.
Какое животное изображено на гербе Республики Татарстан?
30 августа – что это за день?
Что празднуют 9 мая?
Чье имя носит театр оперы и балета в городе Казани?
Кто такой Салих Сайдашев?
2. Правильно закрась государственный флаг Республики Татарстан.
3. Назови одним словом.
Москва, Новгород, Санкт-Петербург.
Нижнекамск, Набережные Челны, Зеленодольск.
Чистопольский, Высокогорский, Пестречинский.
Россия, Япония, Соединенные Штаты Америки.
Г. Тукай, М. Джалиль, Р. Миннуллин.
А. Пушкин, М. Лермонтов, А. Некрасов.
Казанка, Волга, Свияга.
Лебяжье, Голубое, Кабан.
Черное, Балтийское, Азовское.
Марс, Меркурий, Венера.
4. Внимательно прослушай содержание татарского народного юмора. Приготовься ответить на вопрос.
Лев поймал лису и только хотел ее съесть, как она сказала:
- Не скаль зубы, беги пока здоров, я ведь царица зверей.
- Не говори глупостей. Всем известно, что я царь, - рявкнул лев.
- Если не веришь, идем со мной, - строго сказала лиса, - увидишь, кто из нас кто.
Пошли вместе. Все звери, которые попадались им навстречу, убегали от них прочь.
Лев в недоумении остановился. «Кто же из нас царь зверей?»
5. Назови авторов следующих произведений:
Родной язык - …;
Шурале - …;
Болтливая утка - …;
Хвосты - … ;
Умница - …;
Мы с Волги, из Казани - …;
Красная ромашка - …;
Камыр – батыр - …;
Сказка о козе и баране - …;
Три дочери - …
6. Вспомни содержание татарской народной сказки «Три дочери».
Скажи, на какую из дочерей похож (а) ты?
Как понимать выражение «быстрые, как ласточки»?
Подходят ли к сказке пословицы: «Добро век не забудется», «Трудно найти – легко потерять»?
В кого еще можно было превратить каждую из дочерей с помощью волшебной палочки?
Перечисли сказки, где рассказывается о матери и детях.
Запомни народную мудрость: «Кто мать свою забывает, того бог карает».
Ориентировка во времени.
1. Назови, не ошибись.
Утром мы завтракаем, а в полдень - ?
Самое подходящее время суток для сна.
Перечисли дни недели в обратном порядке.
Сколько месяцев в году, перечисли их?
Сколько месяцев у лета?
Сколько недель в месяце?
В какое время суток можно наблюдать первые заморозки на почве?
Время года, когда просыпается природа.
Пришла без красок и кисти и перекрасила все листья. Кто она?
Когда начался новый год?
2. Постарайся понять связь между словами в паре и по аналогии назвать пропущенное слов:
День – ночь, утро - …;
День – солнце, ночь - …;
Лето – жара, зима - …;
Полдень – светло, полночь - …;
Январь – первый, май - …;
Январь – второй, май - …;
Утро – жаворонок, ночь - …
3. Назови одним словом.
Зима, весна, лето, осень.
Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница.
Суббота, воскресенье.
Утро, день, вечер, ночь.
Январь, февраль, март, декабрь.
Секунда, минута, час.
Использованная литература:
1. Козырева Л. М. Слова-друзья и слова-неприятели. Академия развития, 2006,79с.
2. Косинова Е. М. Развитие речи. Природа. М., олма-пресс,2003.-63с.
3. Нефедова Е. А., Узорова О. В. Готовимся к школе, М, :Аквариум,1997, 400с.
4. Скворцова И. В. Программа развития и обучения дошкольника. СПб,240с
5. Шаехова Р. К. Читая – учимся творить. Казань,1996,80 с.