светлана титова
Подготовительная группа
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия по математике «Иван-царевич и Серый волк».
(подготовительная группа)
Титова С. А.
Программное содержание: обучать детей основам измерительной деятельности. Учить измерять объем жидкости с помощью условной мерки – мерной чашки. Формировать знание о том, что объём жидкости не зависит от величины сосуда. Развивать творческое воображение, логическое мышление, внимание, память. Воспитывать умение работать в коллективе и самостоятельно; желание помогать людям в трудную минуту.
Публикация «Подготовительная группа» размещена в разделах
Материал: 2 бутылки, разные по форме и объёму; клеенки; мерные чашки; метки для бутылок «живая» и «мертвая»; большой лист на нем геометрические фигуры; чистые альбомные листы; наборы геометрических фигур; логические таблицы; фломастеры.
Предварительная работа: чтение сказки «Серый волк и Иван царевич»; измерение предметов «длины» и «ширины».
Индивидуальная работа: развивать память, внимание – Коля, Полина; Егор, Женя – воспитывать умение работать в коллективе.
Словарная работа: активизировать в речи детей: мерная чаша; объём; побуждать детей связно излагать свои мысли (как ты думаешь)
Методические приемы: сюрпризный момент, художественное слово, иллюстрации, аудиозапись, практические действия детей, вопросы.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром придя на работу, обнаружила на своём столе вот этот конверт. Как он попал в группу – не знаю, дверь заперта… Чудеса какие-то! На конверте написано: «Детский сад «Звездочка». Детям подготовительной группы». Это вам. Кто его мог прислать? Хотите узнать, что в нем? (открывает и читает письмо) :
«Здравствуйте, дорогие дети! Пишет вам Василиса Премудрая из сказки «Серый волк и Иван царевич». Я жду не дождусь своего любимого – Ивана-царевича, а его все нет и нет. Он видно в беду попал! Обманули его злые братья, ранили, ограбили. Только Серый волк может его спасти, но ему нужна помощь. Отправляйтесь в сказку, спасите, моего жениха!»
Воспитатель: Да, ребята, теперь ясно, что письмо из сказки, поэтому оно таким чудесным образом и оказалось здесь. Нас просят о помощи. Что же нам делать?
Дети: Помочь.
Воспитатель: Вы хотите отправиться в сказку и спасти Ивана-царевича, вернуть Василисе Премудрой её суженого?
Дети: Хотим.
Воспитатель: Тогда в путь. Закроем глаза ладошками. Крабли крибли бумс. И вот мы в сказке.
Воспитатель: (показывает картинку) Вот у дороги лежит раненый Иван-царевич, а рядом – Серый волк. Волк знает, что оживить Ивана-царевича и залечить его раны, может «живая» и «мертвая» вода. Принес ему Ворон две бутылочки с водой, а в какой бутылочке – живая вода, и в какой – мертвая, не сказал. Объяснил только, что сначала нужно обрызгать мертвой водой – заживут раны у Ивана, а потом – живой водой, тогда он совсем поправится. Мертвой воды принес больше, чем живой. Если мы определим, в какой из бутылок воды больше там и будет вода…. (какая)
Дети: мертвая.
Воспитатель: верно, мертвая. А как это сделать? Посмотрите ведь на бутылках нечего не написано. Как же нам их различить. Давайте подумаем вместе. Какие есть предложения? Договоримся, что говорить будем по очереди.
Дети: перелить воду из бутылок в два одинаковых сосуда.
Воспитатель: а у нас есть 2 одинаковых сосуда? Сможем мы это сделать?
Дети: нет, так как у нас нет сейчас 2 одинаковых сосудов. Вылить воду из одной бутылке в свободный сосуд, а в неё налить воду из второй бутылке и посмотреть на каком уровне окажется вода.
Воспитатель: да, ребята, так можно попробовать. А как думает Федя?
Федя: можно использовать условную мерку.
Воспитатель: а в качестве мерки для воды, что мы можем использовать? В длину её нельзя измерить, в ширину и высоту - тоже невозможно.
Полина: можно использовать мерную чашку.
Воспитатель: у нас 2 бутылочки и я предлагаю вам разделиться на 2 команды. А что бы нам было легче сравнивать - мы на мольберте будем отмечать кружками количество мерных чашек. Ваша команда будет отмечать на верхней полоске синими кружками. А ваша команда - на нижней полоске красными кружками. Распределите кто что будет делать. (практическая деятельность детей).
Воспитатель: ребята давайте посмотрим, что у нас получилось.
Дети: воды больше в высокой бутылке, потому что 5 > 4; воды в низкой бутылке меньше, потому что 4 < 5.
Воспитатель: а, какой воды больше?
Дети: мертвой. (ставят метки на «живую» и «мертвую» воду)
Воспитатель: ребята, посмотрите, у меня есть ещё 2 мерные чашки. Они одинакового размера с первой мерной чашкой.
Дети: нет первая чаша больше, чем вторая.
Воспитатель: а как вы думаете, если мы будем измерять этой мерной чашкой, что у нас получиться? Хотите узнать?
Дети: хотим (практические действия).
Воспитатель: и что же у нас получилось? Что получилось у вашей команды? А у вашей? (ответы детей). Число мерных чашек увеличилось, а объём воды? (ответы) Как вы думаете, объём воды зависит от мерки? (обращаю внимание на результаты работы)
Дети: воды в бутылке осталось столько же.
Воспитатель: а что зависит от мерки? (если дети затрудняются, обращаю внимание на результаты работы) чем меньше мерка, тем больше результат и наоборот.
А теперь слушайте, что было дальше. (включается магнитофон).
Запись: побрызгал Серый волк Ивана-царевича сначала мертвой водой, и зажили все его страшные раны, потом побрызгал живой водой. И вздохнул Иван-царевич, и открыл глаза, и сказал: долго же я спал! Говорит ему Серый волк: спать бы тебе Иван-царевич вечным сном, если бы не я, да не ребята. Это мы тебя оживили. А предали тебя подлые твои братья. Они и Василису увезли. А чтобы вернуть её, отправляйся немедленно в путь. Вот волшебная карта смотреть на неё только 1 минуту, а потом она исчезнет. Смотри и запоминай!
Воспитатель: ребята, а вы хотите посмотреть на эту карту и помочь Ивану-царевичу найти Василису премудрую.
Дети: да (на доску помещается большой лист, на котором расположены геометрические фигуры).
Воспитатель: тогда давайте внимательно посмотрим. В левом верхнем углу Иван царевич в красном кафтане. В правом нижнем — высокая зелёная башня в ней спрятали Василису. Рядом с башней поляна с желтыми цветами. Чтобы дойти до башни Иван царевич сначала должен пойти по желтой дороге, мимо поля с красными маками, по темному лесу, в котором одни ели растут, мимо синего моря. Ребята вы все запомнили? А сейчас мы это и проверим какие вы внимательные. (дети работают индивидуально) Куда Иван отправился сначала? Где он стоял? Где спрятали Василису? (после работы анализ).
Как вы думаете, мы правильно составили карту. Посмотрите друг у друга. Они совпадают. А у Коли, Полины? (анализ работ).
Молодцы ребята и в этом деле помогли. Добрался Иван-царевич до башни, где спрятали Василису, а найти не может. Хотите узнать почему? (дети – да). Да потому, что заколдовали её. И пока Иван-царевич не догадается, во что превратили его невесту, он не сможет её расколдовать. А вы хотите ему помочь? (дети – да).
Вот волшебная карточка. Она умеет делать только одинаковые превращения. Посмотрите, как карточка изменила картину в верхнем ряду.
Дети: был квадрат большой, стал маленький, а круг стал большим.
Квадрат был под кругом, стал над кругом. Цвета круга и квадрата не изменились.
Воспитатель: теперь, я предлагаю вам расколдовать Василису (дети рисуют).
Федя: треугольник был большим, стал маленьким, был внизу, а стал вверху.
Настя: круг был маленьким, а стал большим, был вверху, а стал внизу.
А что получилось у Жени, Иры, Лены. Молодцы.
Ой, ребята вы слышите? (запись магнитофона).
Василиса: спасибо вам дорогие мальчики и девочки. Теперь мы с Иваном царевичем вместе живы и здоровы. До свидания.
Воспитатель: да и нам пора в д\с. Закроем глазки – крабли крибли бумс. Вот мы и в д\с. Хорошо мы попутешествовали в сказке, и Серому волку помогли распознать «живую» и «мертвую» воду. А что мы делали для этого? (дети – измеряли воду мерной чашкой). Помогли Ивану-царевичу найти дорогу к Василисе, и её расколдовать. И они в благодарность прислали нам интересную и умную игру. В которую мы и поиграем вечером.