Елена Кизима
Подготовка к письму. Мастер-класс для родителей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Письмо - сложных координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела.
Подготовка к письму - один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению.
У детей дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев.
Публикация «Подготовка к письму, Мастер-класс для родителей подготовительной группы» размещена в разделах
Поэтому в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма. Благодаря проделанной работе по развитию мелкой моторике пальцев рук, навыки детей становятся более совершенными. Разные виды деятельности, используемые в работе, при целенаправленном их применении определяют успешную работу по подготовке детей к обучению в школе, способствуют развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук, мыслительных процессов и овладению навыками учебной деятельности.
Уважаемые родители, ваше внимание хочется обратить на подготовку руки ребенка к письму перед школой. Важным показателем готовности ребенка к школьному обучению является развитие мелкой моторики. Принято считать, что развивать мелкую моторику можно с помощью (самое элементарное –вопрос к родителям)-пальчиковые игры). Умение производить точные движения кистью и пальцами руки имеет большое значение для овладения письмом. Письмо- сложный навык, требующий слаженной работы не только мышцы кисти, всей руки,но и правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма- длительный трудный процесс, который не всем детям дается легко. Не подготовленность к письму может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния в школе. Поэтому уже в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления двигательного и практического опыта, развитие ручной умелости. Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучению. Существует много игр и упражнений способствующих развитию мелкой моторики рук. -Работа с бумагой (оригами, аппликация, создание объемных фигурок, скручивание)
-Массаж и самомассаж кистей рук и пальцев.
-Игры с крупой, бусинками, пуговицами, камешками.
-Графические упражнения. Штриховка.
-Пальчиковая гимнастика и упражнения
-Рисование, раскрашивание
-Вырезание ножницами. Работа с иголкой.
-Игры с конструктором и мозаикой.
-Игры с веревочкой, шнуровки.
-Работа с пластилином, тестом, глиной
Но самое важное,и на что особенно хочется обратить ваше внимание, для того, чтобы у наших детей были развиты мелкие мышцы всей руки, была достаточно сформирована способность к оценке пространственных различий, от которых зависит полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв, в нашем детском саду ведется нетрадиционная подготовка руки к письму через развитие у детей общемоторных навыков путем включения специальных игр и упражнений с мячом,скакалкой,обручем,общихдвижений,направленных на широкий размах руки.
И об этом мы сегодня поговорим и не только. Некоторые виды упражнений мы рассмотрим более внимательно,а некоторые упражнения попробуем научиться выполнять. (разделить участников на две команды)-создадим спортивный интерес. У каждой команды есть разминки,наша разминка будет общая.
-Пальчиковая гимнастика. Это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. Очень важны эти игры для развития творчества детей. Можно использовать несколько событий, сменяющих друг друга, дополняя различными мелкими предметами-атрибутами. Чаще всего пальчиковую гимнастику надо использовать при подготовке к началу письма. По времени затяжной гимнастика быть не должна. –провести игру с элементами театра
-Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелками камешками, природным материалом. Перебирая и захватывая пальцами маленькие предметы, ребенок учится координировать работу различных систем организма. При выполнении самых обычных движений участвует мышечная, зрительная, нервная, костная системы. Очень полезны для развития мелкой моторики игры с крупами,камешками марблс и мягкими фигурками из. Можно их сортировать по цветам, размеру,форме. Выкладывать разные силуэты, буквы, цифры, геометрические фигуры.
Провести игру-с камешками, резинками и фигурками
Шнуровка - идеальная игрушка для развития устной речи. Уровень развития речи детей постоянно меняется со степенью развития пальцев рук. Незаменимый способ развития мелкой моторики и координации движений, выработки трудолюбия, усидчивости и внимательности. Цель игры: научить детей шнуровать, развивать мелкую моторику рук, внимание, закрепить цвет, развивать усидчивость и терпение.
-Занятие с конструктором, Закручивание гаек, шурупов.
Игры с мозаикой разного размера. Цель игры - развитие координации движений пальцев ведущей руки, развитие способности запоминать расположение объектов на образце и располагать их на наборном полотне.
Это всё интересно нам и знакомо и существует огромное количество различных видов мозаики и конструктора-но мы любим играть прищепками-игра сделай робота,и животные
-Вырезание ножницами. Работа с ножницами. Начинать лучше с нарезания полосок. Как только малыш освоился с нарезанием полосок, можно пробовать вырезать по контурам. Для начала выбираем простые контуры с четкими линиями. Например, геометрические фигуры. Все вырезанные детали необходимо использовать в аппликациях. Не стоит забывать и об основных правилах безопасности при работе с ножницами: - Ножницы нельзя брать без разрешения. - Ножницы нельзя класть на край стола, они могут упасть и поранить. - Ножницы нельзя оставлять в открытом виде. - Нельзя проводить руками по открытым лезвиям ножниц, они острые и можно поранится. - Ножницы нельзя передавать лезвиями вперед. - Ножницы нужно хранить в подставке ручками вверх. - Ножницы нельзя держать лезвиями вверх или по направлению к себе, можно наткнутся и пораниться. - Ножницами нельзя вырезать на ходу.
Рисование различными материалами- ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, акварелью и т. д. Раскрашивание картинок. Простой и эффективный способ подготовки руки к письму - книжки-раскраски. Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными. Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами.
Работа с бумагой. Складывание (оригами). Плетение. Отрывная аппликации.
-Графические упражнения. Штриховка. Штриховка- одно из важных упражнений. Правила штриховки: -Штриховать только в заданном направлении. -Не выходить за контуры фигуры. -Соблюдать параллельность линии. -Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0.5 см. Диктанты по клеточкам. Рисование линий, фигурных дорожек, соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок. Штриховки с различным направлением движения руки. Рисование по точкам. Очень хорошо обводить трафареты, шаблоны, обводка по фигурным линейкам, объемным и плоскостным изображениям предметов. Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т. д.
Графический диктант- это схематическое изображение предмета (рисование по клеточкам) .Это игровой способ развития у 5-7 летних детей пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости. Для занятия необходима тетрадь в клеточку, простой карандаш, ластик. Продолжительность одного занятия с графическими диктантами не должно превышать 15- 20 минут. Графический диктант выполняется в двух вариантах: 1. Ребенку предлагается образец геометрического рисунка и просят повторить точно такой же в тетради в клетку.
2. Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз, ребенок выполняет на слух, а потом сравнивает с образцом.
Все эти упражнения и игры приносят ребенку пользу: Во-первых развивают его руки, подготавливая к овладению письмом. Во- вторых формируют у ребенка художественный вкус, что полезно в любом возрасте, ведь развивая кисть руки "потянет" за собой развитие интелекта у ребенка.
• Занятия с пластилином. Пластилин – любимый материал для творчества детей. Это благодатный материал для развития мелкой моторики, пространственного мышления, зрительной памяти. Ребята обожают мять, раскатывать, месить эту податливую массу. Сейчас пластилин выпускают с приятным запахом, более мягкой и приятной консистенции, разнообразных оттенков.
Подготовка руки к письму – это не только прекрасный тренинг мелкой и общей моторики, и других этапов в том направлении развивается память, внимание, логическое мышление. В процессе подготовки руки к письму ребенок наблюдает, осознает, передает свои впечатления о познавательном, высказывает свое отношение к тому, что он изобразил.
В результате проведенной работы у детей наблюдается совершенствование мелкой мускулатуры рук, что способствует скорейшему устранению дефектов речи, расслаблению мышечных зажимов. Преодолеваются нарушения в координации движений мелкой мускулатуры рук и пальцев. Мальчики и девочки свободно ориентируются на листе бумаги, развивая согласованность рук, а сложный процесс к обучению письму стал интересным и занимательным.