Лучший педагог года

Подготовка к школе: учимся, играя

Елена Творогова
Подготовка к школе: учимся, играя

Ребенок, поступающий в школу, должен достичь определенного уровня умственного и эмоционального развития. Учебная деятельность требует определенного багажа знаний об окружающем мире, знания элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями,уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира. Не менее важны навыки зрительно-двигательной координации, развитая мелкая моторика рук.

Но, прежде чем начать разговор о современных формах и методах подготовки малышей к школьному обучению, стоит упомянуть об основных особенностях психического развития старшего дошкольного возраста.

Публикация «Подготовка к школе: учимся, играя» размещена в разделах

Именно в этом возрасте происходит совершенствование психофизиологических функций и возникновение сложных личностных новообразований. В развитии восприятия особую роль начинает играть переход от использования предметных образов к сенсорным эталонам- общепринятым представлениям об основных видах каждого свойства, повышается дифференцированность восприятия. Наступает переломный момент в развитии внимания. Это связано с тем, что дети в этом возрасте впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах, то есть возникает произвольное внимание. Но, несмотря на достаточно существенные возможности произвольного внимания, преобладающим на протяжении всего дошкольного периода все-таки остается непроизвольное внимание. Даже в 5-6 лет детям еще трудно сосредоточиться на чем-то одном. Их внимание может быть более устойчивым лишь в ходе интересной игровой ситуации. Похожие возрастные особенности отмечаются и в процессе развития памяти. Память у старших дошкольников имеет непроизвольный характер. Малыш лучше воспринимает наиболее яркие впечатления и интересные для него ситуации действительности. Следовательно, объем фиксируемого материала в большей степени зависит от эмоционального отношения ребенка к данному предмету или явлению.

Формированию готовности к школе способствуют практически все развивающие компьютерные игры. Для дошкольников, т. к. они совершенствуют их зрительно-моторную координацию6,активизирует «знаковую функцию сознания», о которой говорилось ранее.

Если сравнить уровень интеллектуального развития и готовности к школе ребенка, который не занимался на компьютере и ребёнка, с которым проводились такие занятия в течение двух лет, окажется, что, обладая практически одним интеллектуальным уровнем, достаточно высоким для их возраста, в то же время уровень готовности к обучению второго ребенка будет существенно выше, чем у первого

Для того чтобы шире представить возможности компьютерных игровых программ, приведём некоторые примеры того, как они стимулируют психическое развитие дошкольников. Существуют игры на формирование у детей сенсорных эталонов, о чём говорится в работах Л. А. Венгера. Эти эталоны обеспечивают развитие важнейших психических качеств. Компьютерные игры (типа «Раскраски») дают возможность наложить эталон на ту или иную фигуру, а также ясно демонстрируют ошибки ребёнка и позволяют ему самому найти их и исправить, что бывает трудно сделать в других играх. «Оживление» правильно собранной фигуры, яркие цвета и музыка стимулируют поиск правильного ответа, делают занятие интересным.

По мнению многих специалистов, практическая работа и всей руки ребёнка за компьютером открывает большие возможности для качественной подготовки малыша к овладению письмом. Письмо – это сложный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, правильной координации движений тела, зрительной сосредоточенности, способности к произвольной регуляции движений, а также определенной функциональной зрелости коры головного мозга. Большинство шести- и семилетних ребят испытывают трудности при овладении навыком письма. Задача взрослых состоит в том, чтобы у дошкольников постепенно развились механизмы, необходимые для осуществления письма, были условия для накопления практического опыта, особенно графических умений.

Какие же упражнения необходимы дошкольнику для подготовки к письму? Прежде всего, это различные виды изобразительной деятельности. С этой целью можно использовать специальные развивающие программы на раскрашивание, рисование мультфильмов и др. Помимо прочего, с помощью компьютерных программ дошкольник может познакомиться с элементарными математическими представлениями, овладеть простейшими счётными операциями. Наглядная форма помогает ясно представить любое арифметическое действие, что помогает малышу понять суть стоящего за этим математического содержания. Для детей с 5-летнего возраста подходят обучающие игры «Алик. Занимательная математика», «Алик. Скоро в школу», «Баба-Яга учится считать» и др. Успешное выполнение задания потребует от малыша терпеливости, наблюдательности, хорошей памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание.

Прекрасно нарисованные, весёлые и добрые компьютерные игры несут в себе много интересного умного и забавного. Компьютерные программы развивают у ребёнка быстроту реакции, мелкую моторику рук, визуальное восприятие объектов, память и внимание, логическое мышление, зрительно-моторную координацию; учат классифицировать и обобщать

Аналитически мыслить в нестандартной ситуации, совершенствовать интеллектуальные навыки.

Но нельзя забывать о том, что всё хорошо в меру. Обязательно помните о том, что ребенок младше 5 лет не должен проводить за компьютером больше 25 минут вдень; семилетним детям можно заниматься не дольше 40-60 минут в день. В 5-6 лет у ребенка формируется нормальная зрительная рефракция глаза. Глаза малыша уже готовы к зрительной нагрузке, но резкое её нарастание опасно. Добавим сюда и сидячую позу, которая увеличивает статистическую нагрузку и снижает и без того низкую двигательную активность современного ребенка. Предупредить переутомление можно, если ограничить длительность работы малыша за компьютером, а через каждые 20 минут отвлекаться от экрана и делать несколько несложных упражнений для глаз, например» Поиграем с мишкой».

В помещении с работающим компьютером изменяются физические характеристики воздуха. На них болезненно реагируют многие люди, особенно дети. Поэтому, необходимо чаще проветривать комнату (а аквариум или другие ёмкости с водой увеличат влажность воздуха) ; до и после работы следует протирать экран компьютера слегка увлажненной чистой тряпкой или губкой.

Ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно. Ему открыт доступ в мир современных технологий. На этом пути неизбежно встретятся трудности Но, если относиться к ним спокойно, не терять бодрости духа, сохранять настойчивость, то всё удастся преодолеть.

Публикации по теме:

Игры для развития эмоциональной сферы дошкольников.Игры для развития эмоциональной сферы дошкольников. При всей кажущейся простоте распознание и передача эмоций достаточно сложный процесс, требующий от ребенка, определенного уровня развития.

Скоро в школу Проблемой многих современных первоклассников является то, что на них с младенчества обрушивается огромный поток информации — от родителей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Подготовка к школе: учимся, играя
Опубликовано: 28 февраля 2013 в 15:00
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД