МААМ-картинки

Подготовка руки ребенка с речевой патологией к письму

Мариам Карленовна Оганесян
Подготовка руки ребенка с речевой патологией к письму
▼ Скачать + Заказать документы

Подготовка руки ребенка с речевой патологией к письму.

-Вашему ребенку скоро в школу, и вы решили заниматься?

- Молодцы.

-Вашему ребенку еще 2 года

- Вы начали вовремя.

-А-а-а! Вашему ребенку 6 лет? - Вы успеете.

Никогда начинать не поздно.

Ребенок говорит плохо или не говорит. Родители по разному относятся к этому. Одни беспокоятся, а другие спокойны. Чаще всего задержка развития речи не позволяет полноценно развиваться ребенку, играть и общаться со сверстниками, познать мир. Помочь можно ребенку, используя все способы развития, активизации речи, и чем раньше, тем лучше.

Публикация «Подготовка руки ребенка с речевой патологией к письму» размещена в разделах

Как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе? Это проблема всех родителей, но сегодня поговорим о детях с речевой патологией, которые чаще всего с трудом осваивают программу первого класса. Учеными доказано, что формирование речи ребенка начинается тогда, когда мелкая моторика рук достаточно развита. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то речевое развитие его будет в пределах нормы. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Работа по коррекции моторики необходима не только при незначительных, малозаметных особенностей в психомоторном развитии ребенка, но и в профилактических целях для предупреждения отклонений в развитии. Даже если речь ребенка развивается без особенностей, необходимо заботится о совершенствовании у него тонких движений пальцев рук; если же развитие речи малыша отстает, на тренировку его пальцев необходимо обратить особое внимание.

В современных школах к детям большие требования, и они испытывают затруднения с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Согласно данным психологов и физиологов, у детей дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы рук, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланга пальцев. Учеными доказано, что мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте очень важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Процесс письма требует от ребёнка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Как же можно развивать ручную умелость у детей в дошкольном возрасте? Этому способствуют рисование, аппликация, лепка, изготовление различных поделок. Но у детей с речевой патологией слабо развита общая и мелкая моторика, недостаточно сформированы навыки зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, памяти, представления о пространственных признаках и отношениях. И для развития графо-моторных навыков у детей с речевой патологией надо решить именно эти задачи:

развитие мелкой моторики рук, развитие зрительно-двигательной координации, развитие памяти, внимания и зрительного восприятия, - формирование представлений о пространственных признаках, и отношениях формирование графических навыков.

Для развития мелкой моторики можно делать массаж (или самомассаж) подушечек пальцев, фаланг пальцев, использовать речевые пальчиковые упражнения (игры с речевым сопровождением во время чтения стишков, сказок, рассказов, одновременно со слушанием дети вместе с взрослым, с помощью пальцев, изображают содержание прослушиваемого материала).Важной частью данной задачи являются пальчиковые игры, в ходе которых у детей вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание с мелкими и сыпучими материалами фасоль, горох(«возьмите одну фасоль или один горошек и опустите ее в бутылку, ребенок повторит за вами с большим удовольствием», гречка( «опустите руки в гречку, наберите немного крупы в кулак и высыпайте обратно, можно спрятать в гречу несколько мелких предметов, на глазах у ребенка достать один из них и предложить поискать еще, ребенок будет с интересом доставать предметы, разглядывать их и в меру своих речевых способностей называть, манка(«посыпайте манку на тарелку, доску, поднос покажите малышу, как можно рисовать на манке»,счетными палочками («Построй лестницу из палочек», «Собери узор», макаронные изделия («Собери бусы для мамы») и т. д. Игры с водой переливание воды разными предметами, игровые задания по застегиванию и расстегиванию, составление узоров из мозаики, кубиков и т. д.

Необходимо, чтобы дети умели “смотреть и видеть”. Зрение, это основной канал информации об окружающем мире. Ребёнок должен выделить свойства предметов, воспринимаемые через зрение: цвет, форму, количество; понять сюжет картинки, выделить объекты восприятия, установить связь между ними. Для развития целостного восприятия предметного изображения используйте дидактические игры и упражнения: «Подбери к скатерти заплатку», «Раздай девочкам бантики», «Пришей к штанишкам карманы», «Собери машинку», «Зачеркни все цветы», «Сколько на рисунке кругов?», и др. Учите детей сравнивать парные картинки или предметы «Найди пару» (по цвету, по форме, «Чем отличаются эти игрушки (картинки?», «Найди точно такую же фигурку, как в рамочке», «Назови предметы, которые ты видишь в путанице», «Покажи на рисунке фрагменты изображения», «Найди ошибки в рисунках», «Запомни картинки на страничке». Закрой книжку и назови все предметы» и т. д. Дети в дошкольном возрасте уже смогут ориентироваться в пространстве, на плоскости, листе бумаги, в тетради в клеточку и линейку. И нам на помощь опять приходят задания в игровой форме. Можно проводить различные линии по подражанию, по образцу, выполнять задания по речевой инструкции : («проведи по пунктирам прямые линии слева на право - Покажи машине дорогу в гараж», «проведи по пунктирам прямые линии сверху вниз - Полей цветы», «проведи по пунктирам прямые линии снизу вверх - Отправь ракеты в полет», «Выложи в середине солнце, вверху пирамидку, внизу матрешку», «Справа цветок, слева грибок». «Рядом с домом вырос цветок». «Заяц спрятался за кустик». «Выложи посередине квадрат, в верхнем левом углу круг, в правом верхнем углу овал, в правом нижнем углу прямоугольник, в левом нижнем углу треугольник») старайся не отрывать карандаш. Выполнение зрительных диктантов это очень важный компонент развития графо-моторных навыков (ребенку показываете картину из геометрических фигур в течение 5 секунд и убираете ее, ребенок должен вспомнить порядок расположения фигур и последовательно выложить их на столе.).Дорисовывать, закрашивать, копировать, использовать трафареты, штриховать. Приучите правильно держать карандаш при письме.

Формирование элементарных графических навыков – это великолепный способ развития ребёнка. Но не стоит забывать про общее развитие: занимайтесь спортом, плавайте, танцуйте, пойте, играйте, гуляйте. Развивайте мышление, внимание, память. И очень важно, чтобы каждый родитель был заинтересован в успешности своего ребенка.

Подготовила учитель-логопед Оганесян Мариам Карленовна

Публикации по теме:

Педагогические секреты обучения маленьких левшей. Если ваш ребенок родился левшой, считайте, что вам повезло! Скорее всего, он обладает феноменальными способностями. Но этот мир предназначен.

Почему важна подготовка к школе? 1. Поступление в школу – это резкое изменение всей жизни вашего ребенка. 2. Подготовка к школе – это длительный процесс, который следует.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Подготовка руки ребенка с речевой патологией к письму
Опубликовано: 12 февраля 2015 в 20:17
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Подготовка руки ребенка с речевой патологией к письму» (включая файлы) размещена пользователем Мариам Карленовна Оганесян (УИ 312786) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД