Приложение МААМ

Поем красиво-говорим правильно

Ольга Шепелева
Поем красиво-говорим правильно
▼ Скачать + Заказать документы

О. Я. Шепелева

Музыкальный руководитель высшей категории

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение №11

д/с «Машенька»

г. Сургут, ХМАО – Югра, Россия

Поем красиво – говорим правильно.

Музыкальное развитие ребёнка-дошкольника в современном мире оказывает ничем не заменимое воздействие на обогащение его духовного мира. Это процесс становления и развития музыкальных способностей на основе природных задатков, формирования основ музыкальной культуры, творческой активности от простейших форм к более сложным. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и жизни. В специальном же образовании занятия музыкой имеют особое значение. Музыка является важнейшим средством не только эстетического воспитания и развития музыкальных способностей, но и оказывает неоценимую помощь в системе профилактики и коррекции целого ряда речевых нарушений.

Публикация «Поем красиво-говорим правильно» размещена в разделах

О способности музыки влиять на душевное и физическое состояние

человека, знали еще в Древней Греции и в других странах. Б. Асафьев

говорил о внутреннем органическом родстве музыки и речи, общих

закономерностях речевой и музыкальной интонации. Интонация - первооснова музыки и речи. Речевая интонация выражает чувства, настроение говорящего человека точно также, как и музыкальная интонация, т. е. используя одни и те же средства выразительности. Поэтому развивая у ребенка основные характеристики голоса посредством пения, можно влиять на преодоление речевых недостатков у детей с общим недоразвитием речи. Пение само по себе очень полезно: оно развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и голос, певческую интонацию и слуховые и мышечные ощущения. Кроме того, пение поднимает настроение, развивает художественный вкус и творческие способности. В силу своей доступности занятия пением вызывают у детей положительные эмоции, что, в свою очередь позволяет активизировать их речевую деятельность.

Наш детский сад 20 лет работает с детьми, которые имеют

тяжелые нарушения речи (дизартрия, моторная алалия, ОНР I, II и III

уровней). Речевые недостатки характеризуются не только дефектами

произношения, но и нарушением просодической стороны речи (это мелодика, относительная сила произнесения слов и их частей, соотношение отрезков речи по длительности, общий темп речи, паузы, общая тембральная окраска и пр.). В настоящее время накоплен определенный опыт работы по организации коррекционно-педагогической помощи дошкольникам с ОНР.

В процессе музыкально-коррекционной деятельности мною были

изучены работы многих авторов (К. Орф, Ж. Далькроз, В. В. Емельянов, Д. Е. Огороднов, А. Ф. Буренина, Г. П. Стулова, С. В. Шушарджан и др). В каждой из них есть эффективные для коррекционной работы методы и приемы, но нет ни одного метода, который можно взять целиком, и, который мог бы соответствовать современным образовательным и социальным требованиям, адаптированным к условиям работы детского учреждения комбинированного вида в полной мере. Анализ данных материалов, привел меня к необходимости разработки и реализации своей программы, направленной на помощь в преодолении речевых нарушений у детей с ОНР, посредством развития певческих навыков.

Программа «Звук – волшебник» по формированию просодической стороны речи, рассчитана на 2 года работы с детьми с ОНР в старшей и подготовительной группах.

Целью программы является формирование просодических компонентов речи (силы, высоты, тембра голоса) через обучение детей пению.

Процесс формирования просодического компонента речи через развитие певческих навыков проводится поэтапно, от простого к сложному. Так как речь детей с ОНР монотонна, маловыразительна, тембр чаще низкий, голос тихий, темп речи замедленный или ускоренный, на начальном этапе важно дать детям возможность прислушаться к своему голосу, почувствовать его возможности. На этом этапе очень важно, чтобы ребенок не чувствовал что его обучают, а просто был увлечен и занят интересной для него деятельностью. Вот примерная линия усложнения этого процесса: сначала просто игра звуками своего голоса, интонациями речи, затем исследование возможностей речевого и певческого голоса, после чего исполнение песен, исходя из своих эмоций.

Для решения поставленных задач в структуру занятий включаются следующие

средства: артикуляционная гимнастика; игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание; развивающие игры с голосом; речевые зарядки; речевые игры и упражнения; ритмодекламация.

Их общая цель - легко и незаметно подготовить голоса к работе:

- «разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата;

- обострить интонационный слух;

- сделать занятия по коррекции более легкими, понятными и привлекательными.

С помощью перечисленных приемов удобно и легко работать над

формированием таких певческих навыков, как дыхание и дикция, навык головного высокого звучания, легкость и полетность голоса.

Переход к пению можно сделать через рисование голосом.

Интонациями голоса «рисуем» различные образы: ветер, волны моря, облака,

дождь, солнце и т. д. Интонационно-речевое «рисование» возможно разными способами: «клястер» - гроздь звуков (одновременное и произвольное звучание многих голосов, скольжение или глиссандирование голосом вверх или вниз, по кругу, точечно и т. д. Все эти способы помогают детям легко переходить границу от речевой к певческой интонации и обратно. Можно послушать, как звучит твой личный музыкальный инструмент - голос, поиграть с ним, изучая его возможности.

Чем лучше организован, «настроен» певческий аппарат ребенка, тем точнее он интонирует, а значит, и лучше слышит высоту музыкальных звуков.

Для успеха в коррекции, речевых нарушений путем развития певческих навыков необходимы многократные повторения и многолетняя практика. Удовольствие и радость, связанные с игрой, скрадывают однообразие повторений.

Процесс развития певческих навыков оказывает на детей всестороннее воздействие: способствует развитию музыкальных способностей (мелодического и метроритмического слуха, ладового чувства, музыкальной памяти и др.); активизирует работу левого (логического) и правого (образного) полушарий мозга, что проявляется в повышении работоспособности, улучшении настроения, активизации внимания; развивает и укрепляет дыхательную систему, что особенно важно в детском возрасте;

Естественным образом тренирует мышцы гортани, голосовые связки;

улучшает тембр голоса, что содействует выразительности речи и пения;

расширяет диапазон голоса, а значит, речевые и певческие возможности;

приводит к тому, что и речевой голос ребенка становится более устойчивым

и выносливым, т. е. не срывается, не дрожит и выдерживает длительную

речевую нагрузку;

То есть, формирует просодическую сторону речи.

Список использованной литературы:

1. Программа воспитания и обучения в д. с. под ред. Васильевой

2. Глухов В. Л. Особенности формирования просодического компонента речи дошкольников с общим недоразвитием речи. - М. : Издательский дом "Грааль", 2001.

3. Архипова Е. Ф. «Стертая дизартрия у детей».- Издательство Астрель, 2008

4. О. Б. Кацер «Игровая методика обучению детей пению» СПб. 2008 «Музыкальная палитра»

5. М. Е. Хватцев «Логопедия работа с дошкольниками». «Дельта» СПб. 1996

6. М. Ю. Картушина «Логоритмические занятия в детском саду» М. 2003

7. Лобанова Т. В. «Музыкальные занятия детей с нарушениями в развитии речи» Екб. 1996.

1..

8. Г. Л. Стулова «Хоровой класс» М. «Просвещение» 1998

9. В. В. Емельянов «Развитие голоса. Координация и тренинг» СПб. 2000.

10. Новиковская О. А. «Логоритмика» СПб. 2005

11. С. Б. Дель «Музыкальные упражнения в коррекции речи»

12. Т. Боровик «Звуки, ритмы и слова»

13. Т. Боровик «Что ты чувствуешь, малыш?» М. «Музыкальная палитра» 2008№ 28

Публикации по теме:

Презентация к развлечению «Первоцветы» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Обрывная аппликация с элементами рисования «Волшебница ёлочка»Обрывная аппликация с элементами рисования «Волшебница ёлочка» Волшебница - ёлочка Выполнила: Рольгейзер Анастасия 5 лет Техника: Аппликации из кусочков рваной бумаги + рисование цветными карандашами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Поем красиво-говорим правильно
Опубликовано: 2 июля 2014 в 16:58
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Поем красиво-говорим правильно» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Шепелева (УИ 64864) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД