Папки-передвижки

Похвала и критика как метод воспитательного воздействия на дошкольника

Яровая Мария
Похвала и критика как метод воспитательного воздействия на дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

Похвала и критика как метод воспитательного воздействия на дошкольника

Очень часто наша деятельность подвергается оценке со стороны окружающих. Эта оценка, положительная или отрицательная, влияет на наше поведение и дальнейшую деятельность.

Положительная оценка — похвала, часто воодушевляет на дальнейшие достижения. Отрицательная оценка — критика, воспринимается каждым человеком по-разному. Кто-то соглашается с ней и старается исправить недостатки, а на кого-то критика действует негативно и вызывает либо протест либо порождает неуверенность в собственных силах.

Публикация «Похвала и критика как метод воспитательного воздействия на дошкольника» размещена в разделах

Мы привыкли к оцениванию с раннего детства. Похвала и порицание — два мощных воспитательных средства. Но какое же из этих воспитательных средств — похвала или критика эффективнее для воспитания ребенка?

Похвала - это мощнейший инструмент в арсенале родителя. Она помогает закрепить желаемое поведение, делает ребенка уверенным в себе, помогает освоить трудные навыки, учит взаимодействию с окружающими.

Для того, чтобы похвала как метод воспитания и была наиболее эффективна, нужно соблюдать несколько правил!

1. Хвалите, поддерживая правильное поведение. Казалось бы вполне очевидное и логичное правило. Но как часто мы, например, ругаем детей, когда они дерутся, и не хвалим, когда они спокойно играют в комнате.

2. Хвалите без запроса. Не дожидайтесь особого момента. Хвалите когда ребенок выполнил что-то, что от него итак ожидалось. «Мне приятно, что ты спокойно поиграл в комнате, пока я работала. Какой ты молодец, смог занять себя интересным делом».

3. Хвалите, описывая конкретные действия (те, которые вы хотите закрепить). Например, вы приучаете ребенка к порядку и каждый день напоминаете про одежду в шкафу и порядок на рабочем столе. «Какой порядок ты навел у себя в комнате, приятно посмотреть».

4. Хвалите с прицелом на будущее. Почему то у нас принято пугать ребенка негативными пророчествами из серии «Не будешь учиться, дворником станешь». Так мы програмируем его на неуспех и подрываем его самооценку. Давайте откажемся от негативных установок и будем формировать ребенку позитивное будущее! «Я точно знаю, что у тебя это получится, ведь я вижу, как ты стараешься». «Ты обязательно научишься, ты у меня очень сообразительный» и пр.

Но и похвала может потерять свою эффективность и даже навредить если не правильно и не своевременно ее применять.

Как хвалить нельзя:

Нельзя хвалить и поощрять ребёнка за любую мелочь. Похвала наиболее уместна, когда малыш приложил усилия и старался. В противном случае поощрение для малыша обесценивается и теряется его истинный смысл. Но если ребенок старался, но у него не получилось, то он уже заслуживает похвалы за старания.

Нельзя использовать сравнение между детьми. Никогда не сравнивайте детей. Часто происходят такие ситуации, где родители похвалили ребенка, но сделали акцент на том, что у другого получилось лучше. Из-за подобных сравнений может развиться комплекс неполноценности. А нам нужны уверенные в своих силах дети.

Но как же поступить в ситуации плохого поведения ребенка, нельзя же его хвалить за плохие поступки. Здесь нам на помощь приходит критика.

Роль критики в воспитании.

Критика бывает конструктивная и деструктивная. В целях воспитания используется только конструктивная критика!

Конструктивная критика в воспитании играет важную роль :

• помогает ребенку в получении нового опыта и знаний;

• способствует самоанализу;

• способствует гибкости и адекватности в поведении.

Деструктивная критика может быть очень опасна. Неправильная обратная связь разрушает самооценку, демотивирует и порождает страхи. Для того, чтобы критика помогала развитию ребенка и улучшению отношений в семье, надо знать некоторые правила.

Правила, которые нужно использовать при конструктивной критике :

Вы удивитесь, но критика тоже может быть частью воспитательного процесса, если использовать ее правильно.

Критиковать поступок ребенка, а не его личность. Критиковать надо конкретные действия и поведение, объясняя их последствия. Ни в коем случае нельзя критиковать личность ребенка. Ребенок всегда хороший и любимый, но поступить может неправильно. Недопустимо навешивать «ярлыки» и говорить: «Ты глупый», «У тебя руки кривые», «Неряха»критика должна мотивировать, поэтому важно не просто перечислять недостатки и ошибки поведения, а объяснять их последствия и показывать возможность исправления ситуации. Умение исправлять ошибки гораздо важнее, чем способность их не совершать. Идеальных людей не бывает.

Не делать трагедии из мелких неудач. Если ребёнок забыл сделать простое задание, которое вы ему дали, вежливо скажите, что расстроились и надеетесь, что завтра он его сделает. Этого будет достаточно. А ещё этим вы научите чувствовать разницу между большой проблемой и неприятностью.

Критиковать только спокойным тоном. Не превращайте критику в наказание. Цель критики в корректировке поведения. Агрессивная критика вовсе не мотивирует детей, а делает их психологически неустойчивыми и слабыми. Гневный крик снимет ваше напряжение, но вызовет у ребенка защитную реакцию, поэтому критикуйте спокойным тоном, тщательно подбирая слова.

Не допускать оскорблений. Критика должна быть доброжелательной. Грубые слова никакого отношения к критике не имеют — это уже наказание. Оскорбления унижают ребенка. Он злится, обижается, ненавидит. Постоянные оскорбления приведут к заниженной самооценке и закомплексованности. Обиженный ребенок не способен адекватно воспринимать слова, он видит только ваше недовольство. При этом критика имеет накопительный эффект: часто критикуя своих детей, вы рискуете убедить их в «никчемности».

Не критиковать ребенка в присутствии других людей. Критика сама по себе травматична, а в присутствии третьих лиц замечания воспринимаются острее. Замечание, сделанное тактично и незаметно, вызывает желание быстро все исправить. Критика же, высказанная вслух, провоцирует негатив и желание закрыться. Критика в присутствии других людей унижает ребенка.

Предлагать альтернативу. Делая ребенку замечание, важно обязательно предложить какие-то варианты выхода из ситуации, как сделать то, что нужно сделать, целиком и полностью опуская отрицательные оценки личности ребенка. Например, Ваш ребенок не пришел вовремя домой. Вместо того, чтобы ругать его, применять ограничения, выразите ему свои чувства: «Я беспокоюсь о тебе, и поэтому хочу, чтобы ты приходил вовремя» или «Я хочу, чтобы ты меня уважал, и поэтому звонил, если опаздываешь». Нужно обязательно подсказывать, поддерживать ребенка, предлагать разные варианты выхода из сложившихся сложных ситуаций. Критика должна указывать не на то, что плохо, а что можно сделать лучше. Такой подход предотвратит обиду, останется желание исправляться, самооценка

останется на прежнем уровне.

Не критиковать обобщениями. На фоне своих негативных чувств не используйте фразы: «ты никогда…», «ты всегда…», «ты как всегда.», «ты ни разу…» и т. д. Эти слова заставляют ребенка думать примерно так: «я не такой, как нормальные дети», «я плохой», «родителям тяжело со мной», «родители меня не любят». Такие фразы угнетают ребенка и программируют ему негативные установки

На одну критику – семь похвал. Важно не переусердствовать с критикой. Хвалить ребенка нужно гораздо чаще, чем критиковать. Психологи считают, что на одну критику должно приходиться семь похвал. В этом случае ребенок будет верить в свои силы и искать возможность исправиться.

Можно сделать вывод: только правильное и своевременное использование критики и похвалы будет эффективно.

Есть эффективный способ воспитания который включает и критику и похвалу, построенный на схеме: ПОХВАЛА КРИТИКА ПОХВАЛА.

В этом случае порицание превращается в похвалу. Метод подходит не только для детей, но и для взрослых.

Это и называется правильная критика : сначала хвалите, делаете замечание, потом снова похвала.

Если ребёнок помыл посуду, но в процессе разлил воду, не нужно ругаться и сразу заставлять мыть полы. Иначе он будет травмирован, в подростковом возрасте вы его уже не заставите ничего делать.

Краткий план действий этого примера:

- поддержите инициативу ребё нка: «ты умничка, настоящий помощник»;

- мягко обозначьте проблему: «не мог бы ты ещё кое-что сделать для меня? Вижу, разлилась вода. Пожалуйста, вытри полы»;

- «спасибо, что у тебя вообще возникла потребность мне помочь. Очень тебе благодарен!».

Воспитывайте своих детей с любовью и пониманием собственной ответственности и результаты не заставят себя ждать!

Публикации по теме:

«Дорожка здоровья» для массажного воздействия на стопы«Дорожка здоровья» для массажного воздействия на стопы Дорожки здоровья предназначены для массажного воздействия на стопы, их можно использовать и дома и в детском саду. На стопах размещается.

«Родители-активные участники воспитательного процесса!» (фотоотчёт)«Родители-активные участники воспитательного процесса!» (фотоотчёт) Уже не один раз говорилось о необходимости соблюдать преемственность детского сада и семьи в воспитании активной, социально развитой личности.

Фотоотчёт воспитательного часа «Они сражались за Родину»Фотоотчёт воспитательного часа «Они сражались за Родину» За неделю до празднования Дня Победы с детьми был проведен опрос по выявлению знаний и представлений о ВОВ, который показал что, дети.

Конспект воспитательного часа «Гиннес-шоу» в 4 классе школы-интерната 4 видаКонспект воспитательного часа «Гиннес-шоу» в 4 классе школы-интерната 4 вида Воспитатель Огурцова И. В. Цели: познакомить учащихся с Книгой рекордов Гиннеса; развивать наблюдательность и фантазию у учащихся; способствовать.

Конспект воспитательного часа «Путешествие по Москве» для учащихся 1–5 классов с презентацией Представленный воспитательный час проводился в виде открытого мероприятия для учащихся школы-интерната 4 вида воспитателем Огурцовой И. В.

Конспект воспитательного часа «Кораблекрушение» в 6 классеКонспект воспитательного часа «Кораблекрушение» в 6 классе Данный воспитательный час направлен на сплочение классного коллектива. Подготовила и провела воспитатель Огурцова И. В. Цель: создание благоприятного.

Конспект воспитательного часа в 9 классе «Юмор в жизни человека»Конспект воспитательного часа в 9 классе «Юмор в жизни человека» Цель: • показать целесообразность и необходимость чувства юмора в различных жизненных ситуациях на основе актуализации опыта учащихся; •.

Консультация для родителей «Что такое родительская похвала?»Консультация для родителей «Что такое родительская похвала?» ХВАЛИТ- ЗНАЧИТ ЛЮБИТ! "Как я рада, что ты у меня родился, такой хороший!"- хочет (и должен) слышать каждый ребенок, чтобы нормально расти.

Презентация «Иcследовательский проект. СМИ как фактор воздействия на сознание развивающейся личности» 1 слайд. Достаточно сложно представить сегодняшнюю жизнь людей любого возраста без доступа к Интернету. Он является неоспоримым благом цивилизации,.

Конспект открытого внеклассного воспитательного мероприятия «Я и мое здоровье»Конспект открытого внеклассного воспитательного мероприятия «Я и мое здоровье» Конспект открытого внеклассно- воспитательного мероприятия «Я и мое здоровье» Цель урока: сформировать представление о здоровье как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Похвала и критика как метод воспитательного воздействия на дошкольника
Опубликовано: 2 марта 2023 в 18:54
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Похвала и критика как метод воспитательного воздействия на дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Яровая Мария (УИ 1933940) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД