Якимова Юлия Алексеевна
Творческая мастерская как форма организации продуктивных видов деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из требований ФГОС дошкольного образования является развитие самостоятельной творческой личности ребенка дошкольника.
Существует много форм, методов и приемов развития творческих способностей детей. Одним из наиболее эффективных форм развития творчества детей является «творческая мастерская».
Публикация «Творческая мастерская как форма организации продуктивных видов деятельности дошкольников» размещена в разделах
Термин "Творческая мастерская" все чаще звучит в современных педагогических исследованиях. Данная форма является одной из форм инновационного подхода к образовательной деятельности детей. Данная форма активно используется в учебно-воспитательном процессе, как форма развития творческих способностей дошкольников.
Целью работы, в творческой мастерской является сохранение в ребенке творческого начала, оказание помощи в реализации его возможностей, способствовать развитию самостоятельной деятельности ребёнка и его творческой инициативы.
Сущность современных форм личностно - ориентированного подхода, в том числе и "Творческой мастерской", состоит в процессе накопления ребенком такого опыта, который содержит в себе способы взаимодействия с миром и расширяет возможности активной творческой деятельности ребенка, побуждая его к приобретению нового опыта.
«Творческие мастерские» могут быть использованы в различных направлениях деятельности детей :
• Театральные мастерские
• Мастерские по развитию навыков общения (коммуникации) с использованием проблемной ситуации и чтением художественной литературы.
• Художественные мастерские нацелены на самостоятельную деятельность детей.
• Мастерские добрых дел могут помочь организовать работу по ремонту книг, игрушек, организовывают трудовое воспитание.
• Познавательные мастерские дают возможность создавать макеты, схемы, которые помогут усвоению детьми знаний естественных наук (математика, окружающий мир и прочее).
Творческие мастерские позволяют осуществлять:
- Интеграцию в образовательный процесс традиций и новаций.
- Построение отношений "воспитатель-воспитанник" на основе сотрудничества.
- Использование активных форм обучения.
- Работу в больших и малых группах.
- Творческие работы воспитанников на основе художественных произведений.
- Формирование нового мировоззрения в аспекте социальной адаптации.
- Создание проблемной ситуации для дальнейшего поиска решений.
- Мотивацию для дальнейшей деятельности.
- Рост способностей детей к размышлению и выражению своих мыслей.
Работа в «Творческой мастерской» строиться поэтапно, где каждый из этапов соответствует возрастному периоду, начиная со средней группы. Внутри этапов работа ведется циклично:
• "Работа с бумагой"
• "Работа с природными материалами"
• "Работа с нитками и тканью"
• «Работа с бросовым материалом».
Занятия в "Творческой мастерской" помогают формированию основных навыков и умений, которые предусмотрены программой и требованиями ФГОС дошкольного образования : умение держать карандаш, пользоваться кистью, ножницами; набирать краски и прочее. Также способствует реализации задач, которые предусмотрены образовательной областью "художественно-эстетическое развитие".
Особенностями творческой мастерской как формы работы с детьми являются:
- Творческое начало, которое несет в себе сама идея такой деятельности.
- Импровизационный характер деятельности.
- Игровой стиль поведения всех участников, включая педагога.
- Партнерские взаимоотношения педагога и ребенка.
- Открытие нового смысла процесса обучения – ребенок обучает себя сам, опираясь на свой творческий потенциал.
- Быстрый и эффективный способ приобретения навыков и умений, способ обучения незаметный для самого ребенка.
- При такой форме организации деятельности дети «играют первую скрипку» : сами придумывают идею и содержание деятельности, способы достижения цели.
- Ребенок реализует свои интересы через собственную инициативу.
- Атмосфера психологической свободы и безопасности, разумной дозволенности, игры, спонтанности. Даже самый застенчивый ребенок находит возможность проявить себя, показать свою индивидуальность.
- Отсутствие шаблонов – ребенок чувствует себя творцом, получает удовольствие, что может реализоваться в творческой деятельности.
Организация образовательной деятельности детей с помощью инновационных форм работы связана с рядом методических вопросов, которые касаются чистоты и периодичности работы, стиля поведения воспитателя и прочее.
«Творческая мастерская» - это инновационная форма организации образовательной и творческой деятельности детей в детском саду. Начинать работать в "мастерской" можно со средней группы. Использовать "мастерскую", как форму работы с детьми возможно в самых разных видах деятельности. Огромный плюс работы в "мастерских" - добровольный вид работы, возможность детей самостоятельно выбирать материал. Мастерские помогают развитию творческих способностей, самостоятельности и коммуникативных компетенций воспитанников.