Лучший педагог года

Конспект занятия в подготовительной группе «Полхов-Майданская птичка-свистулька»

Марина Архипова
Конспект занятия в подготовительной группе «Полхов-Майданская птичка-свистулька»

Конспект занятия

«Полхов – Майданская птичка-свистулька».

Воспитатель: Архипова Марина Ивановна

Возрастная дошкольная группа : подготовительная к школе группа

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; развитие речи; художественно-эстетическое развитие.

Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Полхов-Майданская птичка-свистулька“» размещена в разделах

Цель: познакомить детей с росписью Полхов-Майдана.

Задачи.

Образовательные:

- познакомить детей с росписью Полхов — Майдана;

- обучить рисовать элементы Полхов – Майданской росписи.

Развивающие:

- развивать моторику ведущей руки при изображении круглой и овальной формы;

- развивать способности работать по заранее намеченному плану;

- развивать творческие способности детей в самостоятельной деятельности.

Речевые: активизация словарной работы.

Воспитательные:

- способствовать выработки детьми норм и правил поведения в процессе самостоятельной деятельности и детском коллективе в целом ;

- актуализировать культуру познавательной деятельности;

- воспитывать эмоционально-положительное, бережное отношение к народному творчеству и промыслам родного края.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, речевая, изобразительная.

Формы организации: подгрупповая (8 человек, совместная и самостоятельная деятельность детей.

Оборудование и материал к ООД: картинки с изображением Полхов – Майданских изделий; картинки и изделия с изображением дымковских, хохломских, гжелевских, городецких изделий декоративно-прикладного искусства; мультимедийный проектор; СD проигрыватель с подборкой классической музыки и физминутки; образцы расписанных птичек-свистулек; гуашевые краски (красный, синий, желтый); палитры; кисти белка № 3; стаканы – непроливайки двойные; подставки для кисточек; салфетки; влажные салфетки; заготовки птичек-свистулек для росписи.

Предварительная работа по плану интеграции:

- совершенствование знаний детей с гжелевской, дымковской, городецкой, хохломской росписями;

- рассматривание картинок с изображением различных предметов декоративно – прикладного искусства;

- чтение произведений художественной литературы об изделиях народных мастеров;

- разучивание стихов, примет про осень.

Место проведения: музыкальный зал.

Активизация словаря: Полхов-Майдан.

Методические приемы: чтение пословиц о мастерах и мастерстве; рассматривание иллюстраций с изображением дымковских игрушек, городецких изделий (доски, хохломской и гжельской (посуды, изделий Полхов – Майдана; рассказ воспитателя об истории возникновения Полхов – Майданской росписи; рассматривание образца; показ рисования с объяснением воспитателем.

Ход НОД:

В. : Доброе утро, уважаемые гости! Ребята, сегодня на нашем мероприятии присутствуют гости. Предлагаю поприветствовать всех гостей, так как мы умеем.

Дети приветствуют хором:

Рады гостям,

Как добрым вестям!

Всех привечаем,

Душевно встречаем!

Дети стоят полукругом

В. : Уважаемые гости, ребята, вы обратили внимание, какая сегодня погода? Как можно охарактеризовать осеннюю погоду?

Д. : Ответы детей (поздней осенью погода – холодная – не мороз, но надеваем теплые вещи; пасмурная – солнце прячется за тучами; ветреная; облачная – облака иногда затеняют все небо).

Слайд 1

В. : Хорошо. Предлагаю присесть на стульчики и внимательно послушать стихотворение Самуила Маршака «Цветная осень» :

Цветная осень - вечер года -

Мне улыбается светло.

Но между мною и природой

Возникло тонкое стекло.

Весь этот мир - как на ладони,

Но мне обратно не идти.

Еще я с Вами, но в вагоне,

Еще я дома, но в пути.

О каком времени года говорится в стихотворении Самуила Маршака?

Д. : ответы детей

В. : Да, это осень. Как вы догадались, что про осень? Может строки, какие вам подсказали или запомнились? А почему цветная осень?

Кто знает стихотворение об осени?

Д. : дети рассказывают знакомые стихотворения.

В. : Замечательные стихи. И с каким выражением и вдохновением вы рассказывали. Молодцы. Мне стало интересно, вы так же хорошо знаете приметы про осень? Я начну, а вы дополните:

Слайд 2: Сырое лето и теплая осень – к долгой зиме.

Слайд 3: Осенний иней – к сухой, солнечной погоде.

Слайд 4: Рано осенью много снега – ждите раннюю весну.

Слайд 5: Облака редкие - будет ясно и холодно.

Слайд 6: Звезды яркие – к хорошей погодке, тусклые – к дождю.

Слайд 7: Если осенью падает много звёзд, на следующий год будет неурожай.

В. : Молодцы, как много вы знаете примет об осени. Я знаю еще одну примету, но прежде чем ее сказать, я приготовила вам сюрприз. Как Вы думаете, что это?

Воспитатель показывает перышко птицы

Д. : ответы детей (перо, перышко).

В. : Чье перо, как Вы думаете?

Присоединение к теме занятия.

В. : Да, это перо птицы. А значит, мы сегодня будем беседовать о ком?

Д. : ответы детей.

В. : Верно, о птицах. А примета звучит так:

Слайд 8.

«Если перелетные птицы улетели рано – зима предстоит холодная».

В. : Как называют птиц, которые улетают в теплые края, одним словом? (на экране перелетные птицы) Какие птицы улетают? Как Вы думаете, почему они улетают в теплые края?

Слайд 9.

Д. : ответы детей (перелетными птицами; стрижи, ласточки, трясогузки, утки, лебеди, журавли; с похолоданием, исчезает доступ к пище и воде).

В. : А тех, которые остаются с нами?

Слайд 10.

Д. : ответы детей (оседлые; синицы, воробьи, галки, вороны, голуби)

В. : Каких зимующих птиц Вы знаете (кочующих? Кто такие кочующие птицы?

Слайд 11.

Д. : ответы детей (снегири, свиристели, сорока, сойка, чижи, щегол)

В. : Ребята, вот мы с вами назвали птиц. А кто такие птицы? Как устроено тело птиц?

Слайд 12. На экране строение птицы в сравнении с геометрическими фигурами.

Д. : рассуждения детей (Животные, которые умеют летать, тело покрыто перьями. Тело птицы состоит из головы, подвижной шеи, туловища и конечностей.)

В. : Совершенно верно. Тело покрыто перьями. Т. е. птицы – это животные, у которых тело покрыто перьями. И с какими геометрическими фигурами мы можем сравнить каждую часть тела птицы? Какая фигура оказалась лишней?

Д. : ответы детей.

В. : Как вы думаете, есть ли уши у птиц?

Д. : рассуждения детей. (Есть, только они не видны из-за перьев. Наружных ушей нет).

В. : Хорошо. Клюв птицы - это рот или нос?

Д. : небольшая дискуссия, высказывают свою точку зрения (Конкретно носом, считаются два отверстия в верхней части клюва у птицы. Рот, - это "наконечник" клюва, то есть то, чем птица издает звуки, добывает пищу, строит гнездо).

В. : Я тоже так думаю.

Какие конечности есть у птицы?

Д. : ответы детей (ноги, крылья, хвост, который при посадке раздвигает веером и служит тормозом, гасит скорость. Хвост служит рулем и используется также для торможения).

В. : Молодцы. Ребята, а теперь предлагаю подумать и сказать, как Вы понимаете эту пословицу:

Слайд 13.

«Красна птица перьем, а человек уменьем».

Д. : рассуждения детей (это когда птица красивая, а человек умный, или то что хорошо делает)

В. : Верно, птица красива своими перьями, а человек славится, тем, что он хорошо умеет делать, в чем он мастер. Т. е. я хочу сказать, что птицы в народном искусстве часто превращались в свистульки из глины или дерева. Мы уже знакомы с некоторыми видами народных промыслов.

Слайд 14.

Предлагаю пройти к столу с изделиями народного промысла. Кто скажет, какие виды росписи изображены на изделиях?

Д. : ответы детей (гжелевская роспись, дымковская роспись, хохломская, городецкая).

В. : Прекрасно. В чем отличие Дымковской, Хохломской, Городецкой, Гжельской росписях?

Д. : ответы детей (Дымковская роспись – на белом фоне кружочки, клеточки, волнистые линии; Городецкая роспись — розаны, купавки, бутоны, листья, лошади, птицы; Хохломская роспись – красные цветы, черный фон; Гжелевская роспись – на белом фоне синие цветы).

В: Замечательно. Ребята, обратите, пожалуйста, внимание на мольберт, кто скажет, какой вид росписи изображен на изделиях? Затрудняетесь ответить? Сейчас я познакомлю вас с новым видом росписи – Полхов – Майданской. Повторим вместе: Полхов – Майданская роспись. Предлагаю присесть на стульчики и послушать историю возникновения Полхов-Майданской росписи.

(дети садятся на стулья возле экрана, где расположены фотографии с изображением Полхов–Майданских изделий) .

Слайд 15. Воспитатель начинает свой рассказ.

В: У нас в России, в Нижегородской области, есть огромное село – Полхов- Майдан. Со всех сторон окружено оно лесами. И растет в этих лесах много деревьев – лип. Давным-давно из этих деревьев местные мастера начали делать посуду: ложки, миски. Вот однажды надоело одному мастеру продавать на ярмарке белую посуду. И придумал украшать посуду узорами. Так и появилась Полхов – Майданская роспись.

Слайд 16.

С тех пор прошло очень много лет. Перестали мастера делать деревянную посуду и принялись за игрушки: лошадки, свистульки, грибы-копилки, матрешки. И называют их забавно игрушки-тарарушки. А женщины и девушки – мастерицы-рукодельницы перышками, кисточками и красками расписывают их. Появляются большие красные цветы и бутоны шиповника на колючих стеблях с зелеными листьями, ягодки, яблочки. Продают игрушки-тарарушки на ярмарке с прибаутками:

«Не бьется, не ломается, а кто купит — удивляется».

(воспитатель обращает внимание на изделия).

В: Посмотрите, какие красивые предметы создают мастера Полхов-Майдана. Как ярко расписаны изделия. В основном мастера расписывали свои изделия элементами растительных мотивов, т. е. цветы, ягоды, листья, и сюжетами из окружающей среды – мельницы, леса, дома, церкви.

Слайд 17.

А Вы ребята желаете расписать игрушку, так же как мастера Полхов - Майдана?

Д. : ответы детей.

В. : Хорошо. Прежде чем, мы приступим к расписыванию игрушек, я предлагаю немного отдохнуть. Согласны?

Д. : ответы детей.

Слайд 18.

Физкультминутка.

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом.)

А теперь предлагаю пройти к столам, будем творить чудеса (установка на правильную посадку).

В: Ребята, посмотрите внимательно на мольберт и скажите, какие цвета используют в своей работе мастера Полхов-Майдана?

Д: ответы (черный, синий, желтый, красный, зеленый, фиолетовый).

В: Верно — синий, зеленый, красный, фиолетовый, желтый, черный. Но у мастериц было только три краски: желтая, синяя, красная. Как же у них получаются такие разные цвета?

Д. : художники смешивают цвета.

В. : Как можно получить оранжевую, фиолетовую и зеленую цвета?

Д. : Оранжевую – красный и желтый;

Фиолетовую – синий и красный;

Зеленую - синий и желтый.

В. : Отлично. С цветами мы с Вами выяснили, предлагаю рассмотреть и затем расписать птичку – свистульку.

Голова птички – свистульки расписана цветком красного цвета. Нос отделен дугой и точками. На туловище по центру изображен цветок фиолетового цвета и по краям листья зеленого цвета. А сейчас я покажу как правильно и красиво выполнить работу.

Начинаем роспись с верхней части птички-свистульки. Как вы думаете, почему начинаем расписывать изделие с верхней части?

Д. : ответы детей.

В. : Верно. Беру кисть и красную краску. Верхнюю часть головы отделяю волнистой дугой и закрашиваю. Нос так же отделяю дугой и украшаю точками.

Затем перехожу к расписыванию туловища. По центру рисую цветок фиолетового цвета, как вы ранее сказали, для того, чтобы получить фиолетовый цвет, нам нужно смешать синий и красный цвета. По краям цветка рисую зеленые листья, чтобы получить зеленый цвет, нужно смешать синий и желтый цвета. Хвостик и ножку - подставку отделяю аналогично носику. Вот такая птичка свистулька у меня получилась.

Вы готовы к расписыванию своих птичек-свистулек?

Д. : ответы детей.

В. : Предлагаю приступить к расписыванию.

Слайд 19.

Звучит тихая классическая музыка, в процессе работы помогаю освоить приемы рисования.

Рефлексия.

В. : Кто- то из Вас уже закончил свою работу. Мне очень интересно, что же у вас получилось? Кто желает рассказать о своей работе?

Д. : Рассказ детей о проделанной работе

В. : Какие красивые птички-свистульки у Вас получились.

А какие элементы использовали в росписи?

Какие цвета для росписи вы использовали?

Какими приемами рисования вы пользовались?.

Какую игрушку вы расписывали?

Ребята, скажите, с какой росписью вы сегодня познакомились?

Д. : Полхов – Майданской.

В. : Предлагаю пройти к гостям и показать свои работы. Ребята, вы сегодня отлично потрудились. Я думаю, что мы и дальше будем продолжать знакомиться с росписью Полхов – Майдан. И мы с Вами хорошо знаем, что любая роспись отличается тем, что каждый рисунок имеет контур. А контур мы будем с вами наносить, когда высохнет основной рисунок, т. е. на следующем занятии мы завершим Полхов – Майданскую роспись по птичке-свистульке.

Спасибо вам за работу, предлагаю попрощаться с гостями и пройти в группу.

Публикации по теме:

Полхов-майданская роспись матрешки (подготовительная группа)Полхов-майданская роспись матрешки (подготовительная группа) Цель: Декоративное оформление матрешки с использованием традиционных элементов Полховско-Майданской росписи. Задачи: - Знакомство с традиционным.

Фотоотчёт о занятии по рисованию в старшей группе «Птичка-свистулька»Фотоотчёт о занятии по рисованию в старшей группе «Птичка-свистулька» Цель занятия: знакомство с русской народной игрушкой – свистулькой. Задачи: - развивать мелкую моторику рук, умение рисовать птичку - свистульку.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Синичка — птичка-невеличка» в старшей разновозрастной группеКонспект интегрированного занятия по развитию речи «Синичка — птичка-невеличка» в старшей разновозрастной группе Цель: Формирование связной речи, познавательного интереса и закрепление навыков работы по лепке в технике "пластилинография" Задачи:.

Конспект образовательной деятельности по краеведению в средней группе «Свистулька — народный музыкальный инструмент»Конспект образовательной деятельности по краеведению в средней группе «Свистулька — народный музыкальный инструмент» Цель: продолжать формировать интерес к музыкальному народному творчеству липецкого края. Задачи:-воспитывать чувство гордости за земляков-народных.

Конспект ОД по конструированию из бумаги в подготовительной группе «Птичка»Конспект ОД по конструированию из бумаги в подготовительной группе «Птичка» Конспект ОД по конструированию из бумаги в подготовительной группе на тему: «Птичка»Программное содержание: 1. Учить делать поделку, состоящую.

Конспект занятия по аппликации «Весна пришла — птичка гнездышко свила» в группе среднего дошкольного возрастаКонспект занятия по аппликации «Весна пришла — птичка гнездышко свила» в группе среднего дошкольного возраста Программные задачи: формировать представления о способах создания сюжетной аппликации из цветной бумаги и ниток, развивать творческое.

Конспект занятия по рисованию: «Писанки по мотивам росписи Полхов — Майдан»Конспект занятия по рисованию: «Писанки по мотивам росписи Полхов — Майдан» Цель: учить детей расписывать писанки по мотивам росписи Полхов - Майдан, передавая в ярких красках росписи пасхальную радость, простодушное.

Конспект занятия по лепке «Птичка-свистулька. Гжель»Конспект занятия по лепке «Птичка-свистулька. Гжель» Цель: продолжать знакомить с гжельской росписью. Предварительная работа: "Знакомство с росписью гжель" Оборудование: клеёнки, пластилин.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в подготовительной группе «Полхов-Майданская птичка-свистулька»
Опубликовано: 11 октября 2023 в 15:21
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД