Приложение МААМ

Поликультурная образовательная среда ДОУ

Галина Георгиевна Королева
Поликультурная образовательная среда ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Важнейшими принципами государственной политики в области образования являются : возрождение и развитие национальных языков, культур, духовно-нравственных, этнических ценностей народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Язык - мощное общественное орудие, формирующее людской поток в этнос образующий нацию через хранение и передачу культуры, традиций, общественного самосознания данного речевого коллектива. (1. стр. 42.)

Публикация «Поликультурная образовательная среда ДОУ» размещена в разделах

Каждый человек «с молоком матери» впитывает культуру своего народа, которая становится неотъемлемой частью его души, началом, порождающим личность гражданина, патриота. Чтобы воспитать такую личность, необходимо предоставить ребенку условия, в которых он ощутил бы духовную жизнь своего народа и творчески утвердил себя в ней, принял и полюбил родной язык, историю и культуру нации. Дошкольный возраст, по мнению психологов, -лучший период для формирования любви к малой родине.

В нашем детском саду хакасский язык преподается уже более 25 лет, эта работа велась по программе Боргояковой А,Е, и Сагалаковой Е. М., а теперь используется новая программа «Иркежек», разработанная на базе ХРИПК и ПРО группой авторов,одним из которых является воспитатель нашего детского сада Майнагашева И. Г. Параллельно нами осуществляется программа по национально-региональному компоненту «Хакасия – земля родная!» разработанная авторским коллективом: Асочаковой Л. В., Климовой Л. Д., Петелиной В. К. и другими, цель этой программы – помочь педагогам в ознакомлении детей дошкольного возраста с культурой хакасского народа, создание условий для развития личности ребенка а процессе взаимодействия с различными объектами окружающей его национальной культурой и материальной средой в ее многообразии. (3. пояснительная записка). Кадры у нас расставлены так, что в каждой группе хотя бы один воспитатель владеет хакасским языком, и в ходе режимных моментов или непосредственно-образовательной деятельности может общаться с детьми на родном языке.

Музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре в своей работе тоже применяют национально-региональный компонент, это и слушание музыки, разучивание песен, инсценировки сказок, народные игры.

Большое значение в создании условий для развития детей имеет предметно -развивающая среда. Пространство групп организовано в виде хорошо разграниченных центров, оснащенных большим количеством развивающих материалов, в них включены предметы культур национальностей представленных в ДОУ.

В дошкольном образовательном процессе можно выделить примерные требования к поликультурной среде ребенка, формирующие у детей представления о человеке в истории и культуре:

1. Имеются подборки книг и открыток, игры и игрушки, знакомящие с историей, культурой, трудом и бытом разных народов.

2. Имеется уголок краеведения («изба», комната быта и прочее).

3. Имеются образцы народного быта

4. Имеются образцы национальных костюмов (для кукол, детей и взрослых).

5. Имеется художественная литература (сказки и легенды народов.)

6. Имеется атрибуты для народных и сюжетно-ролевых игр.

7. Имеется богатый материал для рукоделия.

Наш детский сад так же поддерживает связь с музеем и библиотекой.

Не смотря на все усилия

Педагогов детских садов и школ, хакасов владеющих родным языком становится все меньше. В. Я. Бутанаев писал «Хакасы к началу 20 века полностью (свыше 95%) сохранили свой язык. Однако в конце этого века, к 1989г., родным языком владело уже 76% (правда среди сельских жителей процент владеющих доходит до 84,5%»(4. стр. 12)

В наше время эти цифры намного меньше. Если взять детские сады с. Аскиз то в группах владеющих родным языком по 3-4 ребенка. Поэтому нами проводится большая работа с родителями о важности обучения детей родному языку. Нужно разговаривать с детьми на родном языке, в противном случае., ребенок на занятиях воспринимает его как иностранный язык, а ведь это язык его предков. Нельзя научить ребенка говорить на родном языке. Следовать национальным традициям, если этого нет в его родной семье.

Совместно с родителями мы проводим проекты такие как: «Моя семья-мой род.», «хакасские народные игры», «Хакасская кухня». В ходе реализации проектов родители совместно с детьми изготовили альбомы «Моя семья», составляли генеалогическое древо, рисовали герб семьи, знакомили всех с легендами своего рода, составляли меню.

После проведения проектов родные детей говорили нам спасибо. Они стали ближе друг к другу, осознали ценность родства. Очень важно чтобы родители, как часть образовательного пространства своего ребенка, осознавали необходимость изучения детьми родного языка. Ведь только посредством семейной, народной педагогики легче приобщить детей к национальной культуре, к заветам их предков, и тем самым вызывать у воспитуемых интерес к родному языку, и т, что главное, воспринимать его как духовную необходимость. Тогда родной язык станет родным, а точнее материнским.

Литтура:

1. Шишлянникова Ж. П. Поиск№4. -Абакан: Министерство образования и науки Республики Хакасия, 2004.-80с.

2. Асмарина О. Ю. Народная педагогика и современные проблемы воспитания и образования. Абакан, Министерство образования и науки Республики Хакасия, 1993.-142с.

3. Асочакова Л. В., Климова В. Д. и др. Программа по национально-региональному компоненту «Хакасия-земля родная»

4. Бутанаев В. Я. Традиционная культура и быт хакасов. - Абакан, Хакасское книжное издательство, 1996.-221с.

Публикации по теме:

Образовательная среда по ПДДОбразовательная среда по ПДД С каждым годом увеличивается количество автомобилей на дорогах города, что создаёт опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий.

Информационно-образовательная среда в ДОУ Важной задачей ДОУ при введении ФГОС становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной.

Лучшая образовательная средаЛучшая образовательная среда Здравствуйте уважаемые коллеги, друзья! Пересматривая, фотографии из своего архива, решила, что сегодня я расскажу и поделюсь с вам своей.

Образовательная среда. Уголки в детском садуОбразовательная среда. Уголки в детском саду Развивающая среда это необходимый фактор для развития ребёнка. Чем богаче и насыщенней развивающая среда тем интересней и познавательней.

Образовательная средаОбразовательная среда Воспитательно-образовательная работа в группе строится на основе создания специальной предметно-развивающей среды, перспективного и календарного.

Образовательная средаОбразовательная среда Образовательная среда очень важна в развитии индивидуальных способностей детей. Все дети разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный.

Образовательная среда группы (фотоотчет)Образовательная среда группы (фотоотчет) При организации образовательной среды придерживались требований, сформулированных С. Л. Новоселовой, Л. С. Выготским, Н. Н. Подьяковым.

Образовательная среда ко Дню космонавтикиОбразовательная среда ко Дню космонавтики Образовательная среда ко Дню Космонавтики. МЫ ПОСТРОИЛИ РАКЕТУ УЛЕТАЕМ В НЕЙ СЕЙЧАС ПУСТЬ ВЫСОКО И ДАЛЕКО УНЕСЕТ РАКЕТА НАС! Одна из самых.

Образовательная среда средней группыОбразовательная среда средней группы Модель развивающей среды МБДОУ «Детский сад» №47 Средняя группа №4 Город Нижний Новгород Воспитатель Табунова Елена НиколаевнаОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ.

Развивающая образовательная средаРазвивающая образовательная среда Уголок по правилам дорожного движения. Он представляет собой макет перекрестка, дорогу, сфетофор. Уголок по нравственной патриотическому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Поликультурная образовательная среда ДОУ
Опубликовано: 26 апреля 2017 в 18:25
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Поликультурная образовательная среда ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Галина Георгиевна Королева (УИ 277701) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД