Гюльнар Исмаилова
Поликультурное воспитание детей в условиях детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из актуальнейших тем современности – воспитание толерантности у подрастающего поколения. Понятие «толерантность» в разных языках имеет различные смысловые оттенки. В английском это – «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», в персидском – «терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению».
Публикация «Поликультурное воспитание детей в условиях детского сада» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Национальная и этническая толерантность рассматривается Л. В. Колоймиченко как интегративное личностное образование, проявляющееся в терпимом, принимающем, уважительном, понимающем отношении как к собственной национальной и этнической культуре, так и к культуре иных наций и этносов.
Наиболее полно сущность данной категории изложена в Декларации принципов толерантности: «. толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности…».
Актуальность темы объясняется: участившимися межэтническими конфликтами, проявляющимся в актах насилия, терроризма; психолого-педагогическими исследованиями, доказывающие необходимость воспитания этнической толерантности с ранних лет; сложившимся многонациональным социумом городов, регионов, групп детей детского сада.
Я исследовала детей и их родителей, предположив, что воспитание толерантности у дошкольников шестого года жизни в условиях межнационального общения успешно тогда, когда выявлены знания и отношения детей к людям иных национальностей; спланировала систему специально направленных мероприятий; выявила эффективность этих мероприятий в результате сравнительной диагностики.
Как развиваются отношения между детьми разных культур, посещающих одну группу детского сада?
Результаты наших наблюдений за детьми совпадают с результатами известных педагогов и психологов. Например, Н. П. Флегонтова в своей работе «Воспитание толерантности у детей в многонациональной группе детского сада» за взаимоотношениями детей в многонациональных группа отмечает, что конфликты между детьми на межнациональной почве практически отсутствуют.
Беседы, направленные на выявление представлений о культурном многообразии России, показали наличие у детей старшего дошкольного возраста негативных стереотипов о представителях разных этнических групп: изучение вопроса о развитии национального чувства у дошкольников показало, что у 68,4% детей отмечается положительное отношение ко всем этническим группам, тогда как у 31,6% детей констатировано негативное отношение к людям других национальностей. Можно предположить, что формирование негативного отношения к другим культурам и их носителям происходит под влиянием телевизионных репортажей о чрезвычайных событиях, комментариев родителей и других взрослых.
В связи с этим педагогами должна вестись специальная работа, направленная на разрушение этих стереотипов. Необходимость такой работы воспитателями дошкольных учреждений часто ставится под сомнение. Педагоги отмечают, что фактор национальности дошкольникам, как правило, неизвестен, друзей дети выбирают независимо от этнической принадлежности, и акцентировать на этом внимание вредно для их взаимоотношений.
Однако данные, как наших исследований, так и исследований Н. Л. Флегонтовой показывают, что с трех лет ребенок замечает внешние культурные различия (цвет кожи, волос, разрез глаз, а четырехлетний ребенок проявляет интерес к их причинам. К пяти годам дошкольник способен понимать научные объяснения некоторых отличий людей друг от друга (например, обусловленность цвета кожи физическими факторами). В этом возрасте происходит резкий скачок в осознании ребенком своей этнической принадлежности.
При организации воспитательно-образовательного процесса в многонациональной группе детского сада, задача по ознакомлению детей с культурным многообразием и воспитанию толерантности должна быть приоритетной. Ориентирами в педагогической работе по решению этой задачи для воспитателя могут быть следующие принципиальные положения. Первое: работа по ознакомлению детей с культурным многообразием и воспитанию толерантности должна обеспечивать накопление ребенком личного позитивного опыта межличностного общения с представителями разных культур. Второе: работа должна быть направлена на воспитание добрых чувств к людям ближайшего национального окружения – сверстникам в группе, детям детского сада, окружающим взрослым. При этом педагогу нужно помнить, что воспитание толерантности у детей требует от него деликатности, эмпатии и педагогического такта.
Известный педагог и психолог Н. П. Флегонтова отмечает, что воспитание толерантного отношения к культурным различиям не исключает проявлений чувств национальной гордости. Воспитатель должен уметь так организовать работу, чтобы каждый ребенок группы мог заявить о своем культурном своеобразии. Как обеспечить такую возможность в условиях детского сада? Какими методами может воспользоваться педагог для этого?
Интересен подход, предлагаемый зарубежной теорией и практикой дошкольного воспитания. Изучив его, я дополнила, переработала и использовала в своей работе следующие методы:
Изготовление альбома «Мы все разные». Педагог приносит свою фотографию, показывает детям и рассказывает о том, как он выглядит. Вклеивает фотографию в альбом, записывает рассказ о своей внешности. Предлагает детям и другим взрослым (младшему воспитателю, методисту) принести фотографии и рассказать о себе. Все фотографии вклеиваются в альбом, под ними записываются рассказы. Каждый может решить сам, называть свою национальность или нет. Альбом находится в группе, по желанию рассматривается детьми, по их просьбе воспитатель зачитывает рассказы;
Просмотр мультимедийных презентаций «О национальных костюмах народов России и СНГ» (во время просмотра обсуждаются яркие элементы костюма, имеющиеся сходства и отличия. Исторический момент – как одевались наши предки); «Новогодние обычаи стран и народов мира» (презентация отражает как разные народы встречали Новый год); «Киев – столица Украины»;
Просмотр фильма «Мой город». Фильмы о городе, о людях живущие в нашем городе, о том какие религии исповедаются в нашем городе, рассматривание альбомов о Норильске;
Изготовление стенда «Я и моя семья». По просьбе педагога дети приносят фотографии своей семьи, свою и родителей (или только одного из них, бабушки и дедушки, двоюродных братьев и сестер. Фотографии размещаются на стенде группами, чтобы детям легче было установить сходство между членами одной семьи. Во время рассматривания стенда детьми педагог обсуждает, чем каждый из них похож и непохож на членов своей семьи. Следует обратить внимание детей на то, что они похожи на родителей, но в то же время выглядят неодинаково;
Создание фотоальбома «Наши семьи». Каждая страница альбома посвящена или кому то из членов его семьи. Под фотографиями записывается рассказ ребенка о его семье, в котором отражена информация о том, кто живет с ним и заботится о нем, чем члены семьи занимаются, что умеют делать. Создание альбома поможет детям уточнить занятия или профессии своих родных, а также узнать их увлечения, приобщиться к семейным традициям. Альбом находится в группе, дети по желанию могут рассматривать его или взять домой, чтобы почитать истории членам своей семьи.
Организация уголка. Целью этого метода является знакомство детей с предметами быта, одеждой, музыкальными инструментами, используемыми в разных культурах. Можно начать с предметов, принесенных воспитателем, который расскажет о них и покажет, как с ними действовать. Лучше, если эти предметы будут элементами культуры педагога. Например, яркие бусы (монисто) могут стать поводом для рассказа об украинском костюме, о народных танцах и песнях. Воспитатель побуждает и детей рассказывать о каждом из принесенных ими предметов культуры, как называется, для чего предназначен, как этим предметом пользуются в его семье.
Создание альбома «Как мы говорим». Если в группе есть дети или взрослые, говорящие на разных языках, можно сделать альбом с картинками. Педагог предлагает детям принести или нарисовать картинки с изображением знакомых или любимых предметов (животных, растений). Картинки вклеиваются в альбом, и под каждой из них педагог пишет название изображенного предмета на тех языках, на которых говорят дети.
Наиболее интереснейшим моментом работы было разработка и проведение мероприятий недели толерантности, включающий в себя: чтение сказок народов мира в течение недели; выпуск листков для родителей «Рекомендации для родителей по толерантному воспитанию детей»; стенгазета «16 ноября - Всемирный день толерантности»; «День помощи малышам» - изготовление сувениров и поделок для детей первой и второй младших групп; акция «Шлем приветики»; спортивный праздник «Игры разных народов»; выставка детских рисунков «Мои друзья»; фотовыставка «Мы и братья наши меньшие»; спектакль «Медведь и все-все-все» для детей всех возрастов; совместное проведение мероприятий по толерантному взаимопониманию с чаепитием (национальные сладости) «Мы разные, но мы дружные» (дети и родители). Для реализации данной работы были включены также специалисты детского сада – педадгог-психолог, физ. инструктор.
Данные методы помогали каждому ребенку группы заявить о себе, о своих культурных особенностях. Дети осознавали факт культурных различий всех людей, в том числе и этнических. Важно, что создание альбомов, стенда, уголка требует обращения детей к родителям, которые могут использовать вопросы детей для обсуждения культурных особенностей семьи. При этом именно родители (а не воспитатель) решат, какой должна быть эта информация.
От включенных в развивающую предметно-пространственную среду альбом, книг и картотек, дети получают разнообразную информацию о культурном многообразии. Материалы, изготовленные руками детей, дополняются «готовыми материалами». Это книги о России, о населяющих ее народах, о других странах. Книги могут быть на разных языках, чтобы дети имели представление о многообразии устной и письменной речи. В среду включаются записи музыки разных народов, музыкальные инструменты, предметы быта, народного декоративно-прикладного искусства, кукол в национальных костюмах, отражающих многонациональность России.
Все материалы предметно-пространственной среды должны быть доступны детям для свободной деятельности. Воспитатель инициирует рассматривание книг, действия с предметами, игры, поощряет их любознательность. Выстроенная таким образом педагогическая работа способствует осознанию детьми культурного многообразия жизни.
По результатам моих исследований большинство родителей осознают важность и актуальность проблемы межнациональной толерантности.