Приложение МААМ

Консультация «Полюбят ли пение дети или нет, во многом зависит от взрослых»

Инна Лебедева
Консультация «Полюбят ли пение дети или нет, во многом зависит от взрослых»
▼ Скачать + Заказать документы

«Запоют дети – запоет народ», – писал К. Д. Ушинский.

Фольклор – это устное народное творчество, зародившееся в глубокой древности.

Он сопровождал человека с рождения, опекая в детстве, вплоть до перехода в юность. Взрослые черпали из общей сокровищницы фольклора, отбирали для детей доступные их восприятию и пониманию песни, загадки, пословицы, поговорки, игры. Брали для детей то, что педагогически целесообразно, опираясь на общие ценности: добро, уважение, красота и любовь. Это происходит и в наше время.

Публикация «Консультация „Полюбят ли пение дети или нет, во многом зависит от взрослых“» размещена в разделах

Музыкальный детский фольклор чрезвычайно богат и разнообразен по тематике и содержанию, музыкальному строю, композиции, характеру исполнения. Фольклор является исключительно ценным дидактическим материалом в эстетическом воспитании дошкольников. Музыкальный фольклор, применяемый в обучении детей многообразен. Яркие образы добра и зла в песнях, сказках, припевках доступны и понятны детям. На практике дети сами вовлекаются в сказочную игру, они – участники и постановщики музыкально-игровых и вокально-пластических композиций, сказок, кукольных спектаклей. В процессе игры ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. Причем развитие способностей происходит как бы само собою, в занимательной и увлекательной игровой форме, что лишает воспитательный процесс назидательности. Всё это говорит о том, что музыкальный фольклор может быть одной из основ музыкального репертуара в детском саду.

Детский музыкальный фольклор отражает различные виды музыкальной деятельности ребенка, в которых и развиваются его музыкальные способности: слушание – восприятие, пение, ритмика, игра на музыкальных инструментах. Так постепенно наши дети приучаются к музыкальному искусству, а это очень важно, так как вместе с музыкальными способностями у детей формируются новые знания, умения и навыки.

Во время «Слушания музыки» развивается активное восприятие музыки, формируется эмоциональная отзывчивость, накапливается фольклорный багаж. Первое знакомство ребё нка с музыкальным фольклором начинается с малых фольклорных форм: частушек, потешек, прибауток, считалок, приговорок, скороговорок, песенок – небылиц, колыбельных, игр с пестованием.

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Детей старшего дошкольного возраста уже можно знакомить с русскими народными песнями. Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Воспитание слуха и голоса ребенка оказывает положительное воздействие на формировании речи, помогает решить некоторые проблемы звукопроизношения.

Песни могут исполняться соло, хором, с приплясом, проговариваться речитативом, полускандироваться в хороводе, в ансамбле в сопровождении народных инструментов. Простота музыкального языка песен, естественность их интонаций, тесно связанных с речевыми, способствуют быстрому, легкому запоминанию, усвоению маленькими детьми. Напевы календарных песен можно кричать, петь или интонировать говорком.

Через игровые и плясовые песни дети овладевают игровыми и певческими навыками, учатся согласовывать речь и движение, получают первоначальные навыки актерского мастерства, учатся владеть своим голосом, понимать многие вокальные термины, дирижерские жесты, петь самостоятельно, вступать после музыкального вступления и проигрыша, точно попадая на первый звук.

Народная музыка, песня понятна и близка нашим детям. В ней столько ласки, доброты, любования, красоты, грации, значительности. И тексты просты. Данный вид деятельности занимает значительное место в системе работы. Надо заметить, что с помощью народных песен с успехом решаются основные задачи пения - чистое выразительное интонирование, правильное, естественное дыхание; протяженное, гибкое и подвижное звуковедение, отчетливая выразительная дикция, единая манера пения и говора. В нашей практике мы используем разные методические приемы: пение вполголоса; пение закрытым ртом (мм); вокализируя мелодию (на а-а, пение по строчкам, по фразам; пение по рядам; пение без сопровождения (a’capella).

Такие задания активизируют у детей внимание, они лучше слышат себя что положительно сказывается на умении интонационно точно передавать мелодию.

Работая над ритмическим рисунком песни, можно использовать хлопки, шлепки, притопы в ритме песни, шумовые музыкальные инструменты (бубны, ложки, палочки, кубики).

Необходимо, чтобы работа над пением проходила эмоционально, в быстром темпе, чтобы дети постоянно были заинтересованы, не расслаблялись.

Большой интерес дети проявляют к песням, которые можно инсценировать: «Как у наших у ворот», «Сидит Дрёма», «Ой, вставала я ранёшенько», «Как на тоненький ледок», «Жил-был у бабушки серенький козлик», «Валенки», «Где был, Иванушка?», «Ходила младешенька по борочку» и т. д. Такие песни дети быстро выучивают и запоминают.

Музыкально-ритмические движения развивают у детей умение ритмично и красиво выполнять тот или иной танцевальный шаг, реагировать движением на смену частей или характера музыки.

Работая с малышами над музыкально-ритмическими движениями, я постоянно обращаюсь к русским народным мелодиям. Народная плясовая и хороводная музыка имеет простой ритмический рисунок и позволяет импровизировать движения.

Очень важно научить детей выразительно исполнять элементы движений русской пляски: дробный (топающий) шаг, простой хороводный шаг, шаг с притопом с движением вперед, переменный, приставной боковой шаг, тройной шаг. В этот раздел так же ввожу разучивание таких танцевальных элементов народных хороводов, плясок, как «ковырялочка», «моталочка», «гармошечка», «припадание», полуприседания и др. Знакомясь с хороводами, дети приобретают навыки танцевальных и театрализованных действий.

Развитие чувства ритма, музицирование формируют навыки игры на народных музыкальных инструментах, чрезвычайно привлекает дошкольников. Обучение детей игре на народных музыкальных инструментах развивает у детей чувство ритма, музыкальный слух, умение слаженно играть ансамблем. Осмысление образного содержания, выполнение движений со сменой характера музыки, умение менять ритм, темп происходит во время знакомства и постановки народных танцев.

Детей я начинаю обучать игре на народных музыкальных инструментахс раннего возраста. Постепенно происходит знакомство с народными инструментами и звучащими игрушками, это свистульки, жужжалки, погремки, а так же инструменты «одного дня» — свистули из акаций и одуванчиков, дудки из тростника, соломы, бересты, которые дети делали в прошлом сами.

Практика показывает, что дети проявляют наибольший интерес к игре на народных музыкальных инструментах: ложках, бубнах, трещотках, колокольчиках, свистульках, дудочках и др. инструментах. Это стимулирует детей к активному выражению чувств, придаёт своеобразие музыкальному творчеству. Дети эмоционально воспринимают русские народные песни («Калинка», «Во саду ли, в огороде», «Пойду ль я, выйду ль я», «Светит месяц», «Я на горку шла», «Во поле береза стояла», и др., сопровождая их игрой на народных музыкальных инструментах, при этом у них появляется стремление активно реализовать себя в музицировании.

В нашем саду, следуя традициям наших предков, отводится важная роль ложкам, так как ложки были и остаются незаменимым, исконно русским инструментом с ярким и уникальным тембром. Возрождение интереса к игре на деревянных ложках прослеживается из года в год. Повсюду возникают всё новые и новые ансамбли ложкарей. На занятиях мы обратили внимание на то, что у большинства детей плохо развит ритмический слух и решили с помощью деревянных ложек попытаться улучшить или исправить данный показатель. В своей работе,

Д. А. Рытов писал, если напрягать органы слуха вначале лишь для восприятия и повторения различных ритмов, дети так же получают представление о тембре, темпе, динамике. Так осуществлялось накопление начального музыкального опыта, приобщение к русскому народному фольклору, знакомство с простейшими приемами звукоизвлечения во время игры на деревянных ложках.

Включая в репертуар «Танцы, игры, хороводы» у детей, на основе народной музыки, развивается координация движений и чувство ритма, умение передавать в движениях характер музыки, способствовать творческому самовыражению путем исполнения в музыкально – фольклорных играх ролей различных персонажей. Детям очень нравятся такие русские народные танцы, как: «Кадриль», «Сударушка», «Русский танец с ложками», танец «Яблочко» и др.

Русские хороводы с пением это форма исполнения народной песни с выражением ее содержания в хореографическом движении «А я по лугу», «Во поле береза стояла», «Земелюшка-чернозем», «На горе-то калина», «Травушка-муравушка», «Ой, бежит ручьем вода» и др.

Важно, чтобы ребёнок погружаясь в музыкальное наследие чувствовал не только общий характер музыки, но и различные средства её выразительности, как, например, ритмический рисунок мелодии, фразировку, динамику и по своим возможностям передавал это в движении. А русская народная музыка в большинстве случаев отвечает этим требованиям. Мелодии её просты, логичны, в них ярко выражены музыкальные фразы. Всё это помогает детям лучше понимать музыкальную речь, развивает у них чувство формы музыкального произведения. Сопровождение пения движением способствует развитию у ребенка музыкально-ритмических навыков, влияет на качество хорового звучания, чистоту интонирования. У детей укрепляется дыхание, улучшается дикция, вырабатывается навык согласованности движения с музыкой.

Наряду с традиционными формами организации занятий, для осуществления поставленной цели по приобщению дошкольников к русскому народному музыкальному наследию применяю современные инновационные технологии.

Информационно-коммуникационная технология также позволяет приобщить детей к народному музыкальному наследию, привить знания о жанрах музыкального фольклора, народных музыкальных инструментах, народных традициях, праздниках, но более в увлекательной форме.

Публикации по теме:

Фотоотчет об акции «Будущее Земли зависит от тебя»Фотоотчет об акции «Будущее Земли зависит от тебя» Со своими воспитанниками я в начале года провела акцию, которая называется "Будущее Земли зависит от тебя". Во время акции я рассказала.

Консультация «Азбука пожарной безопасности для детей и взрослых»Консультация «Азбука пожарной безопасности для детей и взрослых» В последнее время, к сожалению, выявляется закономерность роста такого стихийного бедствия, как пожар. Существует много причин возникновения.

Консультация для педагогов и родителей «Пение — исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов и родителей «Пение — исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов и родителей "Пение - исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста" ко Дню пения на.

Консультация для родителей «Азбука финансов для взрослых»Консультация для родителей «Азбука финансов для взрослых» «Азбука финансов для взрослых» (Обучение детей дошкольного возраста основам финансовой грамотности) «Можно смотреть на деньги свысока,.

Консультация для взрослых «Покормите птиц зимой»Консультация для взрослых «Покормите птиц зимой» Консультация для взрослых. «Покормите птиц зимой» Зима – трудный период в жизни птиц. Птицам необходима помощь. Задача взрослых - воспитывать.

Консультация для взрослых «Осторожно! Ядовитые грибы!»Консультация для взрослых «Осторожно! Ядовитые грибы!» Просторы нашей страны России располагают большим количеством лесов, в которых любители тихой охоты могут собрать богатый урожай. Ядовитые.

Фоторепортаж «Памятники Москвы. «Дети — жертвы пороков взрослых» скульптора Михаила Шемякина»Фоторепортаж «Памятники Москвы. «Дети — жертвы пороков взрослых» скульптора Михаила Шемякина» Как уже писала в прошлой публикации, перед началом учебного года я всегда стараюсь подобрать для ребят и их родителей какой-нибудь интересный.

Фотоотчет «Пение как средство развития ребёнка»Фотоотчет «Пение как средство развития ребёнка» Пение, как средство развития ребёнка. Пение невероятно полезно для детского организма. Занятия пением способствуют улучшению психического.

Консультация для детей и взрослых «Наука мытья рук»Консультация для детей и взрослых «Наука мытья рук» Наука мытья рук! Постоянно надо мыть руки с мылом, особенно после людных мест, общественного транспорта, перед едой, после туалета. Но.

Эссе «От чего зависит успех моей аттестации» Эссе "От чего зависит успех моей аттестации". Воспитывать детей такая радость. Дарить улыбки им и согревать теплом. Учить всему, что я сама.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Полюбят ли пение дети или нет, во многом зависит от взрослых»
Опубликовано: 18 января 2023 в 13:27
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Полюбят ли пение дети или нет, во многом зависит от взрослых»» (включая файлы) размещена пользователем Инна Лебедева (УИ 1259582) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД