наталья волкова
Понимаем ли мы своего ребенка?
▼ Скачать + Заказать документы
Каждая мать и каждый отец, имеют как правило, свое представление об идеальном ребенке. Конечно, этот идеал несет на себе отпечаток личности родителей, но он обязательно включает физическое и нравственное воспитание (здоровье, ум, доброта,порядочность). И все усилия родителей направлены на достижения этого идеала.
Но подчас родители идут к нему путем проб и ошибок, Как избежать ошибок? Безусловно, родителям необходимо приобретать педагогические знания. Но бывает и так: знания есть, отец и мать применяют, казалось бы правильные методы воздействия. А желаемого результата не получают. Одна из причин этого заключается в том, что взрослые не задумываються отвечает ли используемый метод сложившейся ситуации, удачен ли он по отношению к их ребенку, какова реакция малыша на то или иное воздействие, соответствует ли она ожиданиям родителей. Типичным недостатком рассматриваемой педагогической деятельности является отсутствие так называемой обратной связи: родители потребовали от ребенка, оценили его действия, поощрили, наказали и т. д. Но как воспринял это ребенок – что почувствовал, подумал, понял, родители не попытались выяснить. А если детская реакция не соответствует ожиданиям взрослых, делается вывод: ребенок непослушный, упрямый в общем трудный. Иногда дети непонимают за что их наказывают и наказание воспринимают как недоброжелательное отношение, нелюбовь к себе. Родители же считают, что они воспитывают ребенка правильно, проявляя требовательность и строгость. Чтобы подобного не произошло, родителям очень важно развивать в себе умение понимать своего ребенка, смотреть на ситуацию его глазами, видеть собственные ошибки, анализировать их и конечно думать о том, как их устранить. Вот почему, прежде чем применять какой-либо метод воздействия на малыша, будь то наказание или поощрение, не торопитесь – постарайтесь посмотреть на ситуацию глазами ребенка. Нередко оказывается,что ребенок по-своему прав. Очень важно научиться, внимательно присматриваться к поведению, поступкам малыша. Это поможет взрослому понять его особенности, оценить свое влияние на него, а следовательно и свои опыты, удачи и просчеты. Для предупреждения ошибок в воспитании можно использовать анализ собственной педагогической деятельности или самонаблюдение. Присмотритесь к себе как к воспитателю: какие методы вы чаще всего используете, каким тоном разговариваете с ребенком, всегда ли вы последовательны в своих действиях, справедливы ли вы по отношению к нему, причины детской невоспитанности старайтесь искать прежде всего, в себе. Допущенные взрослым ошибки, словно бумеранг, возвращаются к ним. Например, малыша пугает все неизвестное, он боится темноты, врача в белом халате. Попытайтесь проанализировать эти страхи. Анализ собственной деятельности поможет родителям не только лучше понять своего ребенка, причины его поступков, но и,если надо, перестроить собственное отношение к нему. Давайте представим себе такую ситуацию. Ребенок не хочет сам одеваться, его уговаривают, упрашивают, наказывают. Но требования все равно не выполняются. В таком случае постарайтесь вспомнить предыдущие события: с чего началось непослушание? Всегда ли вы также воздействовали на малыша как сегодня? Как он реагировал на ваш тон, на наказание? А может быть причина детского непослушания, заключается в неправильно выбранных методах воздействия на ребенка? Попробуйте применить другие методы влияния. Например, на время оставьте малыша, не уговаривайте его, а поставьте перед необходимостью выполнить ваше требование, обратитесь к его чувствам и сознанию.
Публикация «Понимаем ли мы своего ребенка?» размещена в разделах
Так, в ходе анализа собственной деятельности родители находят ошибки, которые они допускали во взаимоотношениях с детьми. В описанном выше случае сначала его заставляли одеваться, наказывали. Потом его поставили перед выбором или он одевается, или уходят без него. У ребенка возникает внутреннее согласие с требованием взрослого, и он охотнее его выполняет. Также важна и манера разговора с ребенком. Бывает и так, что на одно и тоже,требование дети реагируют не одинаково, в зависимости от того, каким тоном оно высказано. Родители должны мысленно проигровать все варианты своего поведения и предполагаемую реакцию ребенка. Цель этого проигрования – понять состояние ребенка, проникнуться его интересами и желаниями, выяснить, что лежит в основе тех или иных поступках. Естественна гордость родителя успехами своего ребенка, их желание продемонстрировать эти успехи окружающим, родители же, считая такое поведение упрямством, нежеланием выполнять их просьбу, сердятся и даже наказывают ребенка, который может быть просто не смог преодолеть застенчивость и робость. Фиксирование внимания родителей на упрямство ребенка, наказания не помогают ему, а лишь усиливают застенчивость и неуверенность. Непонимание малыша родителями вызывает у него обиду, ведет к тому, что он замыкается в себе. Много ошибок родители допускают из-за незнания возрастных особенностей дошкольника, например их воли. Ребенок, будучи не в состоянии преодолеть соблазн, нарушает запрет родителей. Родители нередко жалуются на занятость, сетуют на то, что из-за домашних дел у них не хватает времени на общение с ребенком. И в итоге детская потребность в общении с родителями не удовлетворяется. Малыши стараются упрямством, капризами привлечь к себе внимание. Часто взрослые не понимают, почему ребенок себя ведет плохо, а ребенок проделывает это только лишь для того, чтобы на него обратили внимание; пусть даже родители поругают, зато обратят на него внимание, поговорят с ним. Наше невнимание может, привести к тому, что мы в самом зародыше убиваем детское стремление к активной деятельности, желание помогать старшим. Взрослому нужно анализировать ситуации и это поможет в воспитании ребенка : видеть его интересы, потребности, избегать конфликтов с детьми и находить оптимальные варианты решения возникающих ситуаций.