Лучший педагог года

Понятие, виды, процессы, функции памяти

Наиля Гирш
Понятие, виды, процессы, функции памяти

Одним из важнейших познавательных психических процессов является память.

Память – психофизиологический процесс, выполняющий функции закрепления, сохранения и последующего воспроизведения прошлого опыта (в виде образов, мыслей, действий, чувств). Обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования. Согласно В. В. Давыдову, сохранение опыта создаёт возможность для обучения человека и развития его психики (восприятия, мышления, речи и т. д.) .

Публикация «Понятие, виды, процессы, функции памяти» размещена в разделах

Локалов В. А. говорит, что память – это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении и последующем воспроизведении прошлого опыта.

Формы проявления памяти весьма многообразны, так как она связана с различными сферами жизни человека, с его особенностями. Грановская Р. М. различает два вида памяти : генетическую (наследственную) и прижизненную.

Наследственная память сохраняет информацию, которая определяет анатомическое и физиологическое строение организма в процессе развития и врожденные формы видового поведения (инстинкты). Информация наследственной памяти хранится в молекулах ДНК.

Прижизненная память — это хранилище информации, полученной с момента рождения до смерти. Один из видов прижизненной памяти –

Запечатлевание (импринтинг) является промежуточным между генетической

и прижизненной памятью.

Запечатлевание — это форма памяти, наблюдаемая только в ранний период развития, сразу после рождения и заключается в одномоментном установлении очень устойчивой специфической связи человека с конкретным объектом внешней среды. По мнению Грановской Р. М., запечатлевание существенно отличается от обычного запоминания тем, что длительное неподкрепление не ослабляет реакции, оно ограничено коротким, четко определенным периодом в жизненном цикле и необратимо.

Все виды памяти можно условно разделить на три группы:

1) Объект запоминания, то есть то, что запоминает человек (предметы и явления, мысли, движения, чувства). Соответственно этому различают двигательную, эмоциональную, словесно-логическую и образную память.

- Двигательная (или моторная) память позволяет запоминать и воспроизводить различные движения и действия, связана с формированием двигательных умений и навыков в игровой, трудовой, спортивной и других видах деятельности человека.

- Смысловая, или словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, размышлений, словесных формулировок. Лях Т. И. говорит, что форма воспроизведения мысли зависит от уровня речевого развития человека. Это специфически человеческая память, в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в своих простейших формах свойственны и животным. Зинченко Т. П. утверждает, что эта память является ведущей по отношению к другим видам: от ее развития зависит функционирование всех других видов памяти.

- Эмоциональная память помогает помнить чувства, эмоции, переживания,

которые человек испытывает в тех или иных ситуациях. По мнению Лях Т. И. ,

эмоциональная память имеет большое значение в формировании личности человека, являясь важнейшим условием его духовного развития. Найссер У. отмечает, что отличительной особенностью эмоциональной памяти по отношению к другим видам является ее прочность, так как часто единственным воспоминанием о событии выступают пережитые чувства.

- Образная память. Этот вид памяти связан с нашими органами чувств, благодаря которым человек воспринимает окружающий мир, запоминает и воспроизводит чувственные образы предметов и явлений, их свойства и наглядно данные связи и отношения между ними. Образная память, в свою очередь, естественно разделяется на отдельные виды, связанные с запоминанием сведений, полученных от определенных анализаторов: зрительную, слуховую, вкусовую, осязательную и обонятельную память.

2) Степень волевой регуляции памяти, то есть, как человек запоминает (случайно или преднамеренно). Здесь выделяют произвольную и непроизвольную память.

- Произвольная память предполагает наличие специальной цели – запомнить, которую ставит человек и применяет для этого соответствующие приемы, производит волевые усилия. Произвольная память связана с кругом трудовых и социальных обязанностей человека.

Зинченко П. И. говорит, что в зарубежной психологии непроизвольное запоминание понималось как случайное запечатление объектов, которые, по выражению Майерса Шеллоу, входили в пределы внимания, когда оно было направлено на какие-то другие объекты.

- Непроизвольная память не предполагает специальной цели запомнить или припомнить тот или иной материал, случай, явление, они запоминаются как бы сами собой, без применения специальных приемов, без волевых усилий. Гиппенрейтер Ю. Б. пишет, что в зарубежной психологии непроизвольное запоминание понималось как случайное запечатление объектов, которые входили в пределы внимания, когда оно было направлено на какие-то другие объекты.

В развитии памяти непроизвольное запоминание предшествует произвольному. Лях Т. И. отмечает, что очень важно понять, что человек непроизвольно запоминает не все подряд, а то, что связано с его личностью и деятельностью. Непроизвольно запоминается, прежде всего, то, что нравится, на что обратили случайно внимание, над чем активно и с увлечением работаем.

Кроме того, память не желает удерживать в сознании то, что противоречит установкам личности.

Микадзе Ю. В. утверждает, что формирование памяти проходит путь от непроизвольного запоминания информации, ориентирующегося на восприятие, к произвольному запоминанию, тесно связанному с мышлением, основанному на осмыслении запоминаемого материала.

3) Как долго сохраняется запомненное. Это кратковременная, долговременная и оперативная память.

- Кратковременная память – это процесс небольшой длительности (несколько секунд или минут, но достаточный для точного воспроизведения только что происшедших событий, только что воспринятых предметов и явлений.

- Долговременная память обеспечивает продолжительное сохранение материала. Здесь, важны установка запомнить надолго, необходимость этих сведений для будущего, их личностная значимость для человека.

сведений для будущего, их личностная значимость для человека.

Солсо, Р. Л. пишет, что долговременная память дает нам возможность «жить в двух мирах одновременно – в прошлом и настоящем и, таком образом, позволяет разобраться в нескончаемом потоке непосредственного опыта» .

Выделяют еще оперативную память (термин был введен Н. И. Жинкиным в 1958 г., под которой понимается запоминание каких-то сведений на время, необходимое для выполнения операции, отдельного акта деятельности. Оперативная память участвует в любом виде деятельности. По мнению Агафонова А. Ю., в отличие от кратковременной памяти в оперативной памяти запоминание и воспроизведение подчинены целям и задачам текущей деятельности, тесно связаны с ее содержанием.

Память, как и любой другой познавательный психический процесс, обладает определенными характеристиками. Основными характеристиками памяти являются :

- О6ъем памяти — это важнейшая интегральная характеристика памяти, которая характеризует возможности запоминания и сохранения информации.

- Быстрота воспроизведения характеризует способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию.

- Точность воспроизведения отражает способность человека точно сохранять, а самое главное, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию.

- Длительность сохранения отражает способность человека удерживать определенное время необходимую информацию.

Память - сложная психическая деятельность. В ее составе можно выделить отдельные процессы памяти - запоминание, сохранение, воспроизведение и

узнавание, забывание.

1. Память начинается с запоминания. По Т. И. Лях, запоминание – это процесс

памяти, обеспечивающий сохранение в памяти материала как важнейшее условие его последующего воспроизведения.

Запоминание начинается с запечатления. Савостьянов А. И. пишет, что запечатление – прочное и точное сохранение увиденного или услышанного в результате однократного восприятия предъявленного материала.

Запоминание может быть непроизвольным (непреднамеренным) и произвольным (преднамеренным). При непроизвольном запоминании человек не ставит цели запомнить и не производит для этого никаких усилий. Но любая деятельность требует, чтобы человек помнил множество таких вещей, которые сами собой не запоминаются. Тогда вступает в силу произвольное, сознательное запоминание, т. е. ставится цель – запомнить материал.

Крылов А. А. говорит, что произвольное запоминание бывает непосредственным (механическим) и опосредованным. Под непосредственным запоминанием понимается запоминание путем заучивания, не опирающееся на какие-либо вспомогательные опосредствующие приемы, оно основывается на механическом повторении (зубрешке).

Опосредованное запоминание связано с процессами мышления, предполагает использование определенных более или менее развернутых приемов, средств.

Если запоминание имеет характер специально организованной работы, связанной с применением определенных мнестических приемов для наилучшего усвоения знаний, оно называется заучиванием.

Заучивание зависит:

а) от характера деятельности, от процессов целеполагания : произвольное

запоминание, основанное на сознательно поставленной цели – запомнить,

более эффективно, чем непроизвольное;

б) от установки – запомнить надолго или запомнить на короткий срок.

С точки зрения гештальтпсихологов, при запоминании и воспроизведении информация выступает в виде целостной структуры, а не набора ассоциаций. Следовательно, чтобы запомнить и воспроизвести материал, его необходимо структурировать.

Повторение – сознательно контролируемые и неконтролируемые процессы воспроизведения материала. Повторение - это необходимое условие прочного, глубокого и системного усвоения содержания обучения.

2. Сохранение – это удержание в памяти данных человеческого опыта, это процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им.

Сохранение как процесс памяти имеет свои закономерности. Установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое – в долговременной.

При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическое, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции, переработке.

3. Воспроизведение, согласно Л. Н. Стрижак, это процесс появления в сознании представлений памяти, ранее воспринятых мыслей, осуществление заученных движений, в основе чего лежит оживление следов, возникновение в них возбуждения.

Воспроизведение может протекать на четырех уровня: узнавание,

Самовоспроизведение (произвольное и непроизвольное, припоминание (в

условиях частичного забывания, требующего волевого усилия) и реминисценция.

По Козубовскому В. М., узнавание – это воспроизведение образа либо при его повторном восприятии, либо на основе представлений о нем.

Воспроизведение – более «слепой» процесс, он характеризуется тем, что образы, закрепленные в памяти, возникают без опоры на вторичное восприятие тех или иных объектов.

При непроизвольном воспроизведении мысли, слова и т. д. вспоминаются сами собой, без всякого сознательного намерения с нашей стороны. При произвольном воспроизведении уже ассоциации следуют за мыслью.

Если воспроизведение связано с затруднениями, говорится о припоминании. Припоминание – наиболее активное воспроизведение, оно связано с напряжением и требует определенных волевых усилий.

Козубовский В. М. пишет, что существует еще одна форма воспроизведения - реминисценция - мало изученное явление улучшения воспроизведения, причем достаточно объемной информации через некоторое время после ее получения.

4. Забывание – это исчезновение, выпадение из памяти заученного. Часто забывание рассматривают как противоположную сторону процесса сохранения информации. Забывание, как и запоминание, - процесс избирательный, имеющий свои закономерности. Забывается прежде всего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает его интереса, не занимает существенного места в его деятельности. Благодаря забыванию человек расчищает место для новых впечатлений и, освобождая память от груды ненужных деталей, дает ей новую возможность служить нашему мышлению.

Но забывание, конечно, не всегда хорошо, поэтому с ним нередко борются.

Одно из средств такой борьбы - повторение.

Т. И. Лях уточняет, что забывание может быть следствием различных расстройств памяти :

1) старческого, когда пожилой человек помнит раннее детство, а все

ближайшие события не помнит;

2) при сотрясении мозга нередко наблюдаются те же явления, что и в старческом возрасте;

3) раздвоения личности - после сна человек представляет себя другим, о себе все забывает.

Представление. Единицей, или продуктом сложной деятельности запоминания, является образ памяти, или представление. Согласно Ю. В. Александровой, представление – это воспроизведенный образ предмета, основывающийся на прошлом опыте.

Представления возникают в результате оживления ранее образованных временных связей, они могут вызываться по механизму ассоциаций, с помощью слова, описания.

Представление - это обобщенное отражение окружающего мира. Т. И. Лях поясняет, что в формировании общих представлений важнейшую роль играет речь, называя одним словом ряд предметов.

Каргин М. И. утверждает, что, диагностируя особенности памяти, следует обращать внимание не только на ее количественные показатели, но и на особенности самого процесса мнестической деятельности, а также на характер ошибок.

Надо следить за: наличием или отсутствием установок на запоминание (непроизвольная и произвольная); характером запоминаемого материла (вербально-логическая, образная и эмоциональная); способом запоминания

(механическая и смысловая) ; временем сохранения (кратковременная и

долговременная) .

Научная разработка проблемы развития непосредственно связана с

изучением психологической природы процессов памяти, с характеристикой возрастных особенностей памяти у детей, с выяснением путей и способов ее воспитания.

Развить память любого типа помогает заинтересованность материалом, положительное отношение к запоминаемому. Вообще эмоции имеют большое значение в запоминании.

Таким образом, память является одним из важнейших познавательных психических процессов. Ни одна другая психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти, и сама память немыслима вне других психических процессов. Без памяти люди были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мёртво для будущего.

Публикации по теме:

Сообщение на педагогическом совете «Понятие об опасностях и опыте безопасного поведения» Безопасность жизнедеятельности напрямую связана со всеми сторонами жизни человека, со всеми аспектами человеческого бытия, находит проявление.

«Свеча памяти» Фотоотчет о том, как мы отдали дань памяти людям, погибшим на фронте и в тылу во время войны«Свеча памяти» Фотоотчет о том, как мы отдали дань памяти людям, погибшим на фронте и в тылу во время войны Сегодня дату 22 июня мы знаем как День памяти и скорби, но наши предки запомнили её как день начала Второй Мировой войны. Германия без предупреждения.

Фотоотчёт об изготовлении поделки «Свеча памяти» к Дню памяти и скорбиФотоотчёт об изготовлении поделки «Свеча памяти» к Дню памяти и скорби Попова Валентина Фотоотчёт об изготовлении поделки "Свеча памяти" к Дню памяти и скорби Цель: нравственно-патриотическое воспитание.

Конспект НОД по валеологии «Функции кожи» Программные задачи: - дать элементарные знания о функциях кожи: защитная, впитывающая и т. д. ; -знать, почему нужно содержать в чистоте кожу,.

Как родителям развивать неречевые психические функции у детей дома, используя только карандаши, лист бумаги и 10 картинок Работа с родителями – важный аспект в коррекционно-развивающей работе логопеда. Очень важно, чтобы специалист образовывал и просвещал родителей.

Конспект занятия для старших дошкольников «Понятие точка и прямая»Конспект занятия для старших дошкольников «Понятие точка и прямая» «Понятие точка и прямая» Воспитатель в игровой форме знакомит детей с точкой, видами линий (прямой, кривой). Дети получают представление.

План индивидуальной работы для детей 1 младшей группы (ЗРР) по разделу «Речь и познавательные процессы» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 «Буратино» г. Волжска РМЭ План индивидуальной работы для детей 1 младшей.

Дидактические пособия «Виды бумаги. Виды ткани»Дидактические пособия «Виды бумаги. Виды ткани» Создание предметно-развивающей среды: Дидактические пособия «Виды бумаги», «Виды ткани» Доброе время, гости мои! Блуждая по страницам.

Стихотворения — разъяснялки для детей 4–7 лет, поясняющие им понятие народное единство Уважаемые воспитатели и педагоги начальных классов, дети должны познавать мир, как материальный и психологический, так и политический. Как.

Общешкольное внеклассное мероприятие, посвященное памяти воина-афганцаОбщешкольное внеклассное мероприятие, посвященное памяти воина-афганца Внеклассное мероприятие, посвященн е памяти воина - афганистана Сергея Медведева Ход мероприятия: Звучит композиция Память 1 слайд Ведущий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Понятие, виды, процессы, функции памяти
Опубликовано: 25 апреля 2022 в 14:15
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД