Гульназ Асхадуллина
Понятие экологической культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Теоретические аспекты экологического воспитания в психолого-педагогической. Понятие экологической культуры
Понятие экологической культуры соединяет в себе :
- знание основных законов природы;
- понимание необходимости считаться с этими законами и в ознакомлении с родной природой руководствоваться ими во всякого рода индивидуальной и коллективной деятельности;
- стремление к оптимальности в процессе личного и производственного природопользования;
Публикация «Понятие экологической культуры» размещена в разделах
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
- выработку чувства ответственного отношения к природе, окружающей человека среде, здоровью людей.
Таким образом, экологическая культура охватывает интеллектуальные, эстетические и этические, деятельностно—волевые аспекты человеческой жизни, практику бытовой и профессиональной деятельности. Экологическая культура личности строится на базе понимания закономерностей живых систем и уважения жизни, и её главным показателем является социальная и индивидуальная экологическая ответственность за события в природе и жизни людей.
Д. В. Владышевский сущность экологической культуры связывает с природопользованием, осознанием опасности и недопустимости безудержного использования ресурсов планеты, с переходом к общенациональному сбережению природы. Академик Б. Т. Лихачёв рассматривает экологическую культуру как производное от экологического сознания. Она должна строится на экологических знаниях и включать в себя глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности, грамотное её осуществление, богатство нравственно—эстетических чувств и переживаний, порождаемых общением с природой. В. А. Игнатова всесторонне (теоретически и экспериментально) изучает процесс становления экологической культуры. Исходной в её исследовании является такая позиция: экологическая культура—часть общечеловеческой культуры, отдельная её грань, отражающая взаимосвязи человека и всего общества с природой во всех видах деятельности. Центром экологической культуры являются универсальные ценности и такие способы деятельности, которые позволяют сохранить эти ценности. Критерием сформированности экологической культуры являются обоснованные с точки зрения законов экологии поступки, поведение и деятельность человека, действия, экологически сообразные социоприродной среде. Экологическая культура может быть сформирована у дошкольников в процессе обучения. Ключевыми показателями экологической культуры являются целостное представление о социоприродной среде, обобщённая картина мира, понимание системности и процессуальности мира; экологическое мышление; экологически целесообразная деятельность и поведение. Важнейшим условием формирования экологической культуры личности является интеграция естественнонаучного и гуманитарного знания в содержании образования [5, 90].
Дошкольное детство - ответственный период для формирования основ правильного отношения к окружающему миру.
Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Одна из главнейших задач государства - рационально использовать природные ресурсы не только в интересах человека, но и природы.
В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому перед педагогами встает задача формирование у дошкольников основ экологической культуры.
Формирование экологической воспитанности дошкольника предполагает решение следующих задач:
1. Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней.
2. Формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами.
3. Накопление детьми эмоционально - позитивного опыта общения с природой.
Задача педагогов дошкольной образовательной организации (далее ДОО) на основе эмоционально-эстетического восприятия детей направлять их к познанию окружающей природы, формировать правильные представления, воспитывать бережное отношение ко всему живому.
В течение последних пяти лет в нашем детском саду ведется углубленная работа по экологическому воспитанию дошкольников. Начиналось все с установления контактов с районной библиотекой, краеведческим музеем, СЭС. Тогда же мы приступили к созданию условий для обучения педагогов новым методам и технологиям экологического воспитания для применения в работе с детьми разного возраста. Нами были изучены и проанализированы разделы по экологии в программах воспитания и обучения детей в детском саду: "Детство", "Радуга", "От рождения до школы», «Из детства в отрочество»; программа экологической направленности : "Юный эколог".