МААМ-картинки

Понятие этнокультурного компонента в образовании

иван васильев
Понятие этнокультурного компонента в образовании
▼ Скачать + Заказать документы

Педагогическая практика последних десяти лет в учреждении дополнительного образования детей показывает, что этнокультурное, этнохудожественное обучение и воспитание становятся приоритетными.

Особую роль в развитии этнокультурного воспитания и этнохудожественного образования сыграли работы отечественных и современных исследователей Г. С. Виноградова, Г. Н. Волкова, Т. И. Баклановой, В. А. Разумного, А. С. Каргина, М. Ю. Новицкой, Л. И. Васехи, С. Б. Серяковой.

Публикация «Понятие этнокультурного компонента в образовании» размещена в разделах

Рассматривая роль этнокультурного компонента в образовательном пространстве необходимо обратиться к самой концепции этнокультурного образования, которая была разработана группой специалистов, работающих в данной области (Шпикалова Т. Я., Бакланова Т. И., Ершова Л. В.) и рассматривалась на Всероссийской научно-практической конференции «Непрерывное этнохудожественное образование : методология, проблемы, технологии» (2005 г.).

Концепция этнокультурного образования в РФ основана на «Национальной доктрине образования в РФ», в которой обозначен приоритет образования в государственной политике, определена стратегия и направления развития системы образования в России на период до 2025 года. Данная концепция призвана обеспечить конституционные права и свободы граждан России в области сохранения и развития национально-культурного наследия каждого народа нашей страны.

В основу концепции были положены труды выдающихся педагогов: П. П. Блонского, В. И. Водовозова, К. Д. Ушинского, П. Ф. Каптерева, С. Т. Шацкого и др.

Реализация Концепции направлена на преодоление духовно-нравственного кризиса современного российского общества; патриотическое воспитание граждан России на основе лучших традиций нашей многонациональной культуры; возрождение и развитие самобытных национально-культурных традиций народов России в едином федеральном культурном и образовательном пространстве; сохранение культурного многообразия страны и повышения ее международного статуса.

Этнокультура рассматривается учеными, прежде всего, как одна из сторон существования национальной культуры. Культура конкретного этноса, которая находит свое выражение в определенном этническом самосознании материальных и духовных ценностей, проявляющихся в нравственно-этических нормах, в образе жизни, одежде, жилище, кухне, социально-бытовых установках, этикете, религии, языке, фольклоре и психологическом складе.

Этническая культура включает в себя совокупность духовных и материальных ценностей того или иного народа (этноса). В нее входят не только национальные образы мира, менталитет народа, его празднично-обрядовые и семейно-бытовые традиции, этнические стереотипы поведения в природной среде и в социуме, но и народная художественная культура (художественные ценности того или иного народа, а также этнические формы их бытования, сохранение и трансляция).

Народная художественная культура (или этнохудожественная культура) представлена устным народным творчеством, музыкой, танцами, декоративно-прикладным искусством, фольклорным театром и другими видами художественного творчества этноса. Издревле она неразрывно связана с народными календарными праздниками, с повседневной жизнью и воспитанием.

Народная художественная культура является предметом современного этнохудожественного образования, которое рассматривается как важнейший компонент этнокультурного образования.

Этнокультурное образование – целенаправленный педагогический процесс приобщения учащихся к этнической культуре (или культурам) в учреждениях дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования, на основе образовательных программ при взаимодействии с семьей, учреждениями культуры и средствами массовой информации. [17]

Главной целью реализации современного этнокультурного образования является создание условий для приобретения различными субъектами этноса знаний в области традиционной культуры и социально-исторических ценностей, отражающих характер и психологические особенности, самобытность определенного народа и его культуры; умений и навыков их использования в процессе жизнедеятельности [34].

Среди приоритетных задач этнокультурного образования необходимо выделить следующие:

- воспитание этнической культуры личности;

- формирование и развитие этнокультурной компетенции всех социальных и возрастных групп населения;

- развитие личностных качеств учащихся средствами этнокультурного образования (развитие творческих способностей, потребностей в самопознании и самоопределении, саморазвитии);

- использование этнокультурного образования в качестве ресурса в профилактике и коррекции девиантного поведения, социализации детей и подростков. [17]

Реализация этнокультурного образования должна осуществляться в системе, которая будет эффективной в тех случаях, когда:

- ее содержание будет включать в себя стройную систему традиционной материальной и духовной культуры, являющейся основой обучения и воспитания учащихся как носителей культуры;

- в учебно-воспитательном процессе будут активно использоваться передовые традиции, методы и приемы этнопедагогики, создающие рациональные условия для совершенствования педагогического процесса и способствующие воспитанию школьников в народных идеалах совершенного человека;

- педагогическая деятельность будет строиться на основе методического использования народной философии, на основе привлечения методического богатства народной педагогики, духовных ресурсов традиционной культуры в целом.

К основным принципам этнокультурного образования относят : принцип единства интеллектуального, эмоционального и деятельностного компонентов; принцип непрерывности; принцип преемственности; принцип междисциплинарности; принцип всеобщности и доступности; принцип социокультурной детерминации развития личности и другие.

Так, например, Е. А. Ангархаева, утверждает, что для того, чтобы основное содержание этнокультурного образования не было выхвачено из контекста жизнедеятельности определенного народа, в нем должны быть реализованы основные принципы этнопедагогики :

1) «рассмотрение одного человеческого века как полного педагогического цикла: человек рождается внуком, умирает дедом»;

2) «воспитание. предполагает подготовку самого подрастающего поколения к воспитательной деятельности»;

3) «под программой народного воспитания. подразумеваются исторически сложившиеся стремления того или иного народа прививать подрастающим поколениям. прогрессивные черты национального характера» [34].

Этнокультурное образование обладает огромным педагогическим потенциалом в формировании у обучающихся этнической идентичности, толерантности, культуры межнационального общения, в профилактике межнациональных конфликтов. Такое образование формирует у учащихся понимание духовных ценностей других народов через ценностную систему своего народа. Оно обеспечивает, с одной стороны, взаимодействие между людьми с разными культурными традициями, с другой – сохранение культурной идентичности собственного народа.

В последнее время, в системе общего и дополнительного образования наметилась тенденция появления программ и курсов, ориентированных на этнокультурный компонент, позволяющий сделать вхождение ребенка в мир народной культуры эффективным.

Опираясь на мощный потенциал народной педагогики как совокупности педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и т. п. (по Г. Н. Волкову, используя формы активного сотворчества детей, родителей, педагогов, основной акцент работы школ народной культуры делается на эмоциональную ориентированность, погружение ребенка в традиционность и обрядность.

Каждая эпоха, каждый народ вносили лепту в фонд мировой культуры, образуя процесс исторической преемственности, сочетание традиции и новаторства, порождая богатство и многообразие этого социального феномена. Поэтому необходимо, чтобы культура прошлого органически вошла в жизнь современного человека и выступила в качестве внешнего выражения коллективной памяти народа. Задача школ народной культуры – сохранить культурный потенциал и воплотить его в образовательное пространство современной педагогической системы [17].

В различных областях гуманитарного знания этнокультурное образование представлено как :

- процесс и результат целенаправленного воспитания и обучения личности как субъекта этноса;

- система знаний национальной культуры и социально-исторических ценностей, отражающих характер и психологические особенности, самобытность данного народа и его культуры;

- совокупность идей, взглядов, теорий социализации, развития, воспитания и обучения личности, основанных на этнокультурной парадигме и определяющих образовательную политику нации, этноса;

- система преемственных образовательных программ и национальных компонентов государственных образовательных стандартов различного уровня, направленных на удовлетворение этнокультурных потребностей личности;

- образование, направленное на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей национальной и мировой культур [34].

Необходимо отметить, что в основу разработки современной системы этнокультурного образования положены идеи выдающихся просветителей и педагогов Я. А. Коменского, Дж. Локка, И. Песталоцци, К. Д. Ушинского, Г. Н. Волкова и мн. др. Развивая их идеи, современные педагоги также уделяют огромное значение использованию традиционного наследия этноса в образовании и воспитании подрастающего поколения. [17].

Отметим, что в педагогической науке уже разработана теория этнокультурного образования, методологическая основа которого базируется на исследованиях Н. П. Лабзенко, В. К. Шаповалова, К. А. Строкова, М. Е. Ержанова, А. Б. Панькина и др. В работах этих авторов показано, что стратегия современного этнокультурного образования должна быть направлена на формирование и развитие этнической идентификации и национального самосознания личности, которые включают в себя прежде всего знания собственной истории, культуры, языка, почитания национальных традиций, верности сложившимся духовным ценностям.

Многие авторы определяют содержание этнокультурного образования как систему знаний национально-культурных и социально-исторических ценностей, отражающих характер и психологические особенности, самобытность определенного народа и его культуры, а также знания и этнокультурные достижения других народов; умения и навыки их использования в процессе жизнедеятельности.

К примеру, В. В. Модорова в содержание этнокультурного образования включает собственно этнокультурные и связанные взаимодействующие с ними знания, эмоционально-эстетическую культуру и деятельностно-практическое отношение к действительности. Ядром содержания этнокультурного образования, по мнению автора, является этнокультурный компонент, который функционирует в учебных заведениях на основе специальных учебных планов и программ и содержит базовый комплекс знаний традиционного наследия, материальной и духовной культуры родного народа, его языка, истории и т. д., который ориентируется на формирование представителя конкретного этноса.

В. К. Шаповалов выделяет компоненты этнической культуры : языковую компоненту, компоненту материальной культуры, обрядовую и фольклорную компоненту, этнопсихологическую компоненту и компоненту профессиональной культуры.

Языковая компонента включает в себя такие языковые показатели как родной язык, язык детства, степень знания языков этнических партнеров, язык, используемый человеком дома, в образовательном учреждении, в сфере формального и неформального общения.

Компонента материальной культуры содержит переменные, фиксирующие наличие традиционной и современной утвари, традиционной народной одежды, частоту приготовления национальных блюд и др.

Обрядовая компонента раскрывает уровень знания и распространения традиционных свадебных, поминально-похоронных, родильных и других обрядов.

Фольклорная компонента состоит из этнокультурных характеристик, раскрывающих степень знания и распространенность народных песен, сказок, преданий и легенд о национальных героях.

Компонента профессиональной культуры подразделяется на две субкомпоненты, первая из которых раскрывает обусловленность выбора человеком круга чтения художественной литературы и прессы, а вторая — предпочтения в области профессиональной музыки.

Этнопсихологическая компонента включает следующие показатели: ощущение личностью связи с этносом, интерес к истории и культуре своего народа, знание национальных героев, межэтнические установки относительно выбора партнеров совместной деятельности, общения, дружеских отношений и др.

Необходимо отметить, что содержательная часть этнокультурного образования не исчерпывается включением вышеназванных компонентов. Она остается открытой и в зависимости от этнической представленности в нее могут быть включены и другие, не названные нами, элементы, такие как религия, искусство и т. д.

Также отметим, что на наш взгляд ядром содержания этнокультурного образования является этнопсихологическая компонента, которая ориентирована на формирование представителя конкретного этноса, развития его национального сознания, этнической идентификации, гражданственности и патриотизма.

Функции этнокультурного образования в современном обществе, как и содержание этнокультурного образования, определяются структурной спецификой этнической культуры. Таким образом, к ним целесообразно отнести : функцию осуществления межпоколенной трансляции; функцию формирования этнокультурной самоидентификации, исторической памяти и преемственности поколений; социально-организационную и инструментальную функции (которые направлены на создание и преобразование окружающей среды); нравственную, ценностно-ориентационную, нормативную, коммуникативную, а также функции этнизации и этнокультурации подрастающего поколения.

Все исследователи проблемы этнокультурного образования едины в той точке зрения, что эффективность этнокультурного образования зависит от «вписанности» учителя в культуру этноса. В связи с этим требуется не только создание системы этнокультурного образования для учащихся, но и необходима серьезная подготовка педагогов, в арсенале которых наряду с профессиональными знаниями и качествами должна присутствовать и этнокультурная компетентность как необходимая профессионально-ценностная ориентация в намечаемой или проводимой работе с детьми.

Публикации по теме:

Сообщение на педагогическом совете «Понятие об опасностях и опыте безопасного поведения» Безопасность жизнедеятельности напрямую связана со всеми сторонами жизни человека, со всеми аспектами человеческого бытия, находит проявление.

3D-принтер в образовании в школе 8 вида3D-принтер в образовании в школе 8 вида D в образовании: наступающее будущее В нашей школе каждый может найти занятие по душе. Для нужд детей есть швейная мастерская, и типография.

Психолингвистика в дошкольном образовании Доклад: «Психолингвистика в дошкольном образовании». Содержание. Введение. Глава 1 Психолингвистика как наука и её место среди наук о человеке.

Конспект НОД на основе крымскотатарского этнокультурного состава в младшей группе «Моя семья» Тема: «Моя семья» - «Меним къорантам». Цель: продолжать формировать представление детей о семье и ее членах. Задачи: Образовательные: Учить.

Конспект урока математики во 2 классе «Понятие о прямоугольном треугольнике, признаки таких треугольников» Технологическая карта урока математики Учитель: Антинг Валентина Германовна Класс: 2 Г Тема. Понятие о прямоугольном треугольнике, признаки.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Общее понятие об однокоренных словах» Планируемые результаты: Личностные формирование устойчивой положительной самооценки, следствие в поведении моральным нормам и этическим.

Конспект занятия для старших дошкольников «Понятие точка и прямая»Конспект занятия для старших дошкольников «Понятие точка и прямая» «Понятие точка и прямая» Воспитатель в игровой форме знакомит детей с точкой, видами линий (прямой, кривой). Дети получают представление.

Первые шаги в инклюзивном образованииПервые шаги в инклюзивном образовании Аннотация В данной статье автор делает краткий обзор развития инклюзивного образования детей с ОВЗ в России и за рубежом. В статье представлен.

Стихотворения — разъяснялки для детей 4–7 лет, поясняющие им понятие народное единство Уважаемые воспитатели и педагоги начальных классов, дети должны познавать мир, как материальный и психологический, так и политический. Как.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Понятие этнокультурного компонента в образовании
Опубликовано: 3 марта 2024 в 15:11
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Понятие этнокультурного компонента в образовании» (включая файлы) размещена пользователем иван васильев (УИ 1593542) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД