Папки-передвижки

Опыт работы «Развитие слухового восприятия детей с нарушениями слуха на занятиях в дошкольной группе»

Елена Киушкина
Опыт работы «Развитие слухового восприятия детей с нарушениями слуха на занятиях в дошкольной группе»

Развитие слухового восприятия детей с нарушениями слуха на занятиях в дошкольной группе.

Актуальность и перспективность опыта. Занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения направлены на формирование устной речи детей с нарушениями слуха : её восприятию и воспроизведению. Эти занятия помогают максимально развивать их остаточный слух, способствуют улучшению слухового восприятия, произношения, развитию устной речи. Экспериментальные исследования выявили значительные потенциальные возможности детей с нарушениями слуха в восприятии устной речи, которые могут быть развиты в результате длительной целенаправленной тренировки, при условии постоянного использования индивидуальных слуховых аппаратов не только на занятиях, но и при проведении режимных моментов, в играх, на прогулках, в свободной деятельности детей. Речевой слух, который развивается в процессе всей коррекционно-воспитательной работы, является основой для формирования слухо-зрительного восприятия устной речи и обуславливает возможности формирования произносительной стороны речи. Целью коррекционной работы, проводимой мною в дошкольной группе, наиболее полное овладение речью детьми с нарушенным слухом, использование её в детском саду, в быту, в различных жизненных ситуациях. В процессе развития слухового восприятия детей с нарушениями слуха, под влиянием тренировок, повышается уровень восприятия речи на слух, увеличивается расстояние, на котором дети могут воспринимать речевой материал. Все дети делятся на подгруппы соответственно умственным и речевым возможностям. Работа по подгруппам развивает инициативную речь детей, способствует развитию диалогической речи.

Публикация «Опыт работы „Развитие слухового восприятия детей с нарушениями слуха на занятиях в дошкольной группе“» размещена в разделах

Проблема воспитания и обучения детей с нарушениями слуха раннего возраста всегда актуальна и требует комплексных медико-психолого-педагогических мероприятий, направленных на раннее выявление дефекта слуха, раннее слухопротезирование, проведение психолого-педагогической коррекционной работы. Мною проводится работа по всем направлениям этой проблемы. При поступлении детей в дошкольную группу провожу комплексное обследование ребё нка: изучаю анамнез, обследую слух и речь, провожу беседу с родителями, в которой выясняется время и причины снижения слуха, отягощена ли наследственность, условия жизни ребёнка в семье. В моей группе 6 детей. У 3-х детей диагноз : сенсоневральная тугоухость IV ст., у 2-х детей – двусторонняя глухота, у одного ребёнка – кондуктивная тугоухость III ст. С ними провожу индивидуальные и фронтальные занятия. Фронтальные занятия проводятся по развитию речи; по развитию слухового восприятия и формированию произношения; по формированию элементарных математических представлений. Все дети моей группы протезированы современными индивидуальными слуховыми аппаратами «Oticon». Хорошо подобранный и правильно настроенный индивидуальный слуховой аппарат способствует более эффективной и результативной работе по развитию слухового восприятия и формированию устной речи. В то же время все дошкольники вне зависимости от степени снижения слуха воспринимают речевой материал и без аппаратов.

Ведущая педагогическая идея опыта – максимальное развитие слухового восприятия у детей с нарушениями слуха с целью расширения и укрепления слухо-зрительной основы восприятия устной речи, наиболее полного включения слуха в формирование произносительной стороны речи, активного использования слуха в учебно-воспитательном процессе и создания на этой базе предпосылок для успешной реабилитации детей с нарушениями слуха в среде нормально слышащих людей. Развитие слухового восприятия и формирование произношения детей с нарушениями слуха проходит очень индивидуально. Оно зависит от анамнестических данных, времени выявления снижения слуха, психологических особенностей ребёнка, речевого общения в семье и др. Поэтому, учитывая эти факторы, в своей работе применяю к детям индивидуальный и дифференцированный подход.

Теоретическая база опыта основана на исследованиях Багровой И. А., Бельтюкова В. И., Боскис Р. М., Кузмичёвой Е. П., Леонгард Э. И., Назаровой Л. П., Пелымской Т. В., Рау Ф. Ф., Шматко Н. Д. и др. Они занимались проблемой развития нарушенной слуховой функции и её использованию в формировании устной речи детей с нарушениями слуха. Ими выявлено, что в рамках существующей системы обучения развивающееся слуховое восприятие (с помощью звукоусиливающей аппаратуры) включается в единую функциональную связь восприятия и воспроизведения устной речи. В этих условиях сенсорной основой формирования устной речи детей с нарушениями слуха является овладение навыками слухо-зрительного восприятия при одновременном проведении систематической работы, направленной на развитие умения воспринимать речевой материал на слуховой основе.

В своей работе опираюсь на Программу для специальных дошкольных учреждений «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» (Головчиц Л. А., Носкова Л. П., Шматко Н. Д., «Дошкольное воспитание глухонемого ребёнка» Рау Н. А., «Формирование устной речи у глухих детей» Рау Ф. Ф., Пелымская Т. В., Шматко Н. Д. «Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом», Головчиц Л. А. «Дошкольная сурдопедагогика». При работе с детьми после операции кохлеарной имплантации пользуюсь учебным пособием Королёвой И. В. «Кохлеарная имплантация и слуховая реабилитация глухих детей и взрослых».

Новизна опыта. По мере развития у детей слухового восприятия основной проблемой в развитии понимания речи и собственной речи у детей с нарушениями слуха и у детей с кохлеарной имплантацией является несформированность грамматической системы речи, ограниченный словарный запас. Поэтому большую роль для них играют дополнительные занятия по родному языку и чтение. Новизна опыта определяется изучением данной проблемы для наиболее полного использования слуховых и умственных возможностей дошкольника при проведении коррекционно-педагогической работы по развитию навыков восприятия и воспроизведения устной речи.

Технология опыта. Овладение дошкольниками с нарушениями слуха устной речью как средством общения возможно не только в результате коррекционных занятий, но и при условии ежедневной, в течение всего дня, целенаправленной работы с детьми всех сотрудников дошкольного учреждения, родителей и всех членов семьи.

На своих занятиях использую все доступные средства и методы, чтобы добиться результата и вызвать интерес ребё нка к процессу обучения: проведение фонетических зарядок, физминуток, игровые моменты, разнообразный дидактический и наглядный материал, компьютерные технологии. На индивидуальных занятиях использую звукоусиливающую аппаратуру СУВАГ IT 2 (в комплекте вибратор и наушники). Для детей с более высоким уровнем речевого развития и незначительным снижением слуха предоставляю дополнительный речевой материал по развитию речи и для восприятия на слух.

Результативность опыта. Практика показывает, что дети, у которых рано выявлено снижение слуха, проведено раннее слухопротезирование современными индивидуальными слуховыми аппаратами, своевременно начата коррекционная работа наиболее успешно овладевают устной речью, воспринимают на слух больше речевого материала.

В результате работы можно отметить, что на четвёртом году обучения дошкольники с IV ст. тугоухости в основном справляются с программным материалом. Дети различают на слух (с индивидуальными слуховыми аппаратами и без них) и воспроизводят : высокие и низкие звучания; количество звучаний в пределах 5-7; 2-3-х сложные ритмы; темп и громкость звучаний; речевой материал при выборе из более 10 речевых единиц и незнакомый речевой материал.

В течение года проводятся контрольные проверки, которые показывают, что с каждым годом возрастает количество речевого материала, различаемого дошкольниками на слух. При этом увеличивается расстояние, на котором дети реагируют на речь.

Всего предлагалось 15 вопросов для восприятия на слух.

Андрей М. Артём К. Павел К. Кира Г.

2015 г. 12 в. 9 в. 5 в. 11 в.

2016 г. 15 в. 13 в. 9 в. 15 в.

В процессе систематической коррекционной работы формируется и развивается не только речевой слух детей, но и восприятие ими неречевых звучаний, в том числе музыкальных. Дети моей группы активно участвуют во всех общешкольных праздниках и мероприятиях.

Распространение опыта. Опытом своей работы поделилась на научно-методическом семинаре «Теория и практика специального и инклюзивного образования в Республике Мордовия» по теме: «Развитие слухового восприятия детей с нарушениями слуха на фронтальных занятиях в дошкольной группе». Опыт работы перенимался педагогами нашей школы на заседании педагогического совета по теме: «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи на занятиях в дошкольной группе»; на заседаниях методического объединения учителей – дефектологов по темам: «Роль слухового восприятия при работе над произношением», «Установление взаимодействия различных форм речи, их места и объёма на каждом этапе обучения – важное требование коммуникативной системы обучения языку»

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Игры-упражнения дома с детьми. Развитие у детей слухового восприятия Развитие у детей слухового восприятия! Развитие слухового восприятия идет в двух направлениях: с одной стороны, развиваетсявосприятие.

Обучение русскому языку детей с нарушениями слуха Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями.

Развитие познавательных процессов у детей с нарушениями слуха Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями.

«Роль слухового восприятия в развитии речи детей». Консультация для родителей и педагогов Все мы часто сталкиваемся с проблемами произношения у детей. Считаю,что появление этих проблем даже у здоровых детей часто связано со слабым.

Индивидуальное занятие по формированию произношения и развитию слухового восприятия в группе 4-го года обучения. Индивидуальное занятие по формированию произношения и развитию слухового восприятия в группе 4-го года обучения. (Илья Л. 7 лет, кондуктивная.

Опыт работы «Развитие эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников на занятиях по физической культуре» Проблема эмоцилнально-волевой сферы у дошкольников все чаще привлекает внимание исследователей в области педагогики и психологии. Дети дошкольного.

Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи в группе компенсирующей направленности Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи в группе компенсирующей направленности. Кравченко Ольга Валентиновна.

Опыт работы Развитие мыслительных операций у дошкольников на занятиях по формированию элементарных математических представле 1 слайд. Здравствуйте, уважаемые жюри, коллеги. Вас приветствует воспитатель I категории Муниципального бюджетного дошкольного образовательного.

Развитие пространственного восприятия у детей с тяжелыми нарушениями речи в группах компенсирующей направленности Развитие пространственного восприятия у детей с тяжелыми нарушениями речи в группах компенсирующей направленности. Демина А. А. Фролова Н. Н.

Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках (конспект подгруппового занятия для детей 4–5 лет) .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие слухового восприятия детей с нарушениями слуха на занятиях в дошкольной группе»
Опубликовано: 21 марта 2017 в 17:15
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД