Исабекова Гульмира
Портфолио дошкольника как технология реализации индивидуального подхода к развитию ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Личностно-ориентированный подход образования ставит в центр внимания ребенка с его индивидуально- возрастными особенностями развития. Технология «Портфолио» в дошкольном учреждении является одной из инновационных образовательных технологий, обеспечивающих личностно-ориентированный подход в образовании.
Публикация «Портфолио дошкольника как технология реализации индивидуального подхода к развитию ребенка» размещена в разделах
Портфолио дошкольника — это начальный шаг в открытии ребенком своего Я : своих чувств, эмоций, переживаний, побед, разочарований, каких-либо открытий через призму детского восприятия. Цель портфолио дошкольника – систематизирование и зафиксирование результатов развития ребёнка, его достижений в тех или иных областях, демонстрирование и презентация его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений. Обычно у ребенка фиксируются физические данные и как он изменился в общем, а введение портфолио позволит целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные, психологические и творческие проявления детей как субъектов. Это особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребенка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопление субъективного опыта. Самое главное преимущество, что есть возможность у воспитателя сравнивать творческий рост и достижения ребенка «недавно каким был, а каким стал, то есть может проследить как «растет» ребенок, а не сравнения ребенка с другими детьми.
Задачи портфолио дошкольников
• -создать для ребенка ситуацию переживания успеха;
• -поддерживать ребенка в определенном направлении, где проявлены способности;
• -похвалить его активность и самостоятельность;
• - формировать навыки учебной деятельности;
• - содействовать индивидуализации образования дошкольника;
• -укреплять работу с семьей воспитанника, мотивировать родителей (законных представителей) в для совместной работы в целях развития ребенка.
Любое портфолио должно привлекать в первую очередь самого автора, в данном случае ребенка. Страницы его должны быть оформлены так, чтобы дошкольник, который ещё не умеет читать, смог понять, о чём идёт речь. Этому способствуют фотографии, рисунки, иллюстрации, т. е еще должно привлекать красочность.
Этапы работы при создании портфолио :
1. Постановочный
Приступая к реализации технологии портфолио, необходимо определится – с какой целью создается оно, разработать «Положение о портфолио дошкольника», где определены функциональные обязанности участников воспитательно -образовательного процесса.
Структуру портфолио дети и взрослые определяют совместно (можно учесть мнение родителей, в зависимости от интересов и индивидуальных особенностей.
При обсуждении с детьми, как должен выглядеть портфолио, необходимо обратить их внимание на следующие моменты: как долго будут собираться материалы, как часто пополняться, в какое время и когда будут анализироваться, на какое время он рассчитан. Титульный лист, обложку портфолио в группе, обычно сопровождют эмблемой группы, детского сада. Какие будут разделы тоже определяются совместно с родителями.
2. Поисковый
- Сбор информации;
- Индивидуальная работа с детьми;
При работе с портфолио педагог заранее готовит материал и продумывает вопросы к ребенку при работе с каждой страничкой.
- Взаимодействие с родителями. В разделе «Достижения» родители могут вложить грамоты, дипломы, полученные вне детского сада (конкурсы городские, мероприятия и т. д.)
Портфолио может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи- уклада ее жизни, интересов, традиций.
- Консультации с педагогами.
В работе над портфолио важна взаимосвязь в деятельности специалистов ДОУ.
3. Заключительный
Наблюдения, осуществляемые взрослыми, должны быть ненавязчивыми, а заинтересованными в раскрытии творческого потенциала ребенка. С этой целью проводятся с родителями семинары-практикумы за круглым столом, беседы, индивидуальные разговоры.
Чтобы портфолио достигло своей цели, необходимо соблюдать ряд условий:
1. Одно из главных условий – это добровольность. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании. Даже отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно. Но все детишки изъявили завести такие папки, где авторами являются именно они
И если он не согласен разместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио.
2. Необходимо чётко понимать цель создания портфолио. Она может быть различной:
• для сбора достижений, которые отражают результаты работы по какому-то направлению (например, достижения в изобразительной деятельности, спортивные достижения и т. д.) и можно сочетать насколько направлений;
• накопительной, когда информация собирается за определённый период. Таким образом, можно увидеть путь развития ребёнка за определенный отрезок времени, но ни в коем случае не в сравнивать достижения разных детей;
3. Количество разделов и рубрик, их тематика определяется по разному, индивидуально для каждого случая.
4. Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать.
5. Если портфолио дошкольника, то вид, структуру и содержание определяет, либо педагог, либо члены семьи. Нужен контроль, но считаться с мнением ребёнка обязательно.
6. Систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю, 1 раза в месяц, 1 раза в квартал и т. д.).
Так как строгих ГОСТов к портфолио пока не существует, в нем можно использовать следующие рубрики:
• «Познакомьтесь со мной». Раздел пополняется данными о рождении, знаке зодиака, информацией, кто из знаменитостей родился в этот день. Можно разместить информацию о том, что означает имя ребёнка. А также генеалогическое древо.
• «Я расту». Эту рубрику можно подразделить на две:
- «Вот какой я большой» : вес, рост, можно прорисовать ладошку ребёнка на разных возрастных этапах
- «Чему я научился» : прописываются умения и навыки, которые ребёнок приобрёл за прошедший год.
• «Моя семья» : помещаются фотографии членов семьи, рисунки ребёнка. Каждое изображение дополняется рассказом.
• «Мои друзья» : аналогично рубрике «Моя семья».
• «Мир вокруг нас» : фото или детские рисунки путешествий, семейного отдыха, прогулок, походов.
• «Золотые ручки». Этот раздел может содержать работы детей, сделанные своими руками или фотографии.
• «Расскажи обо мне» : рассказы о том, какой ребёнок на взгляд родителей, воспитателя детского сада и друга.
• «Размышления вслух» : высказывания детей, интересные речевые обороты, слова, размышления.
• «Мои достижения» : грамоты, благодарственные письма и т. д.
Разделы заполняются постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями ребенка, наиболее полно отражают особенности роста и развития дошкольника. Даже за один год ведения такой папки-портфолио, у детей накопится достаточный материал, отражающий их жизни в детском саду и за его пределами
Портфолио дошкольника-это своеобразный маршрут его развития, Это возможность лучше понять ребенка, это способ взаимодействия педагогов между собой, педагогов и родителей. При выпуске из детского сада портфолио является лучшим подарком ребенку.