Ирина Орлянская
Пособие тактильной игры для слабовидящих детей «Пощупай рукой, определи ногой!»
▼ Скачать + Заказать документы
Ирина Орлянская. Блог.
Пособие тактильной игры для слабовидящих детей - Пособие ' Пощупай рукой, определи ногой!'
Цель. Развивать осязание, тактильную чувствительность и тактильную память; учить словесно обозначать качественные признаки поверхностей.
Описание пособия. Состоит из шести больших напольных досок с разными поверхностями, мешочек шести круглых вкладышей с аналогичными поверхностями.
Публикация «Пособие тактильной игры для слабовидящих детей „Пощупай рукой, определи ногой!“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Тактильные игры и пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» январь 2018
Работа с пособием
Начинается с обследования руками с участием зрения двух контрастных поверхностей (например, гладкая-шершавая). Педагог пальцами одной руки медленно и легко проводит по одной поверхности и говорит: «Гладкая». Он делает это несколько раз и побуждает ребенка повторить эти действия и слова: «А теперь ты потрогай доску». Точно так же проходит обследование второй поверхности
На следующем занятии педагог предлагает ребенку самостоятельно показать гладкую и шершавую поверхность; еще раз проводится осязательное обследование. На третьем занятии обследование и узнавание поверхностей проходят без участия зрения (глаза ребенку закрывают тканевыми очками или повязкой).
Педагог предлагает потрогать поверхность и сказать, какая она на ощупь. Постепенно добавляются новые поверхности. Аналогичным образом строится работа по узнаванию и различению поверхностей ногами. После того как все доски обследованы руками и ногами, вводятся упражнения на соотнесение тактильных ощущений рук и ног.
В младшей группе даются четыре контрастные поверхности: гладкая, шершавая, пушистая, колючая. С детьми этого возраста мы работаем только с большими досками. В средней группе к предыдущим доскам добавляются три оставшиеся и в работу вводятся деревянные коробки с аналогичными поверхностями. В старшей и подготовительной к школе группах для увеличения количества разных поверхностей используем не только шесть больших досок, но и десять круглых вкладышей. Вводятся названия поверхностей (меховая, металлическая, пластмассовая, резиновая, поролоновая и т. д., температурных ощущений (Обе поверхности гладкие, одна теплая на ощупь, а другая холодная).
1. «Пощупай и назови!» (с большими досками). Ребенку предлагают потрогать руками поверхности больших досок и сказать, какие они на ощупь. При первом предъявлении обсуждаются материалы, из которых выполнены поверхности досок. В дальнейшем ребенок должен самостоятельно определить и назвать качественные свойства поверхностей. Аналогичным образом задание выполняется ногами.
2. «Подбери поверхность!» (мешочек с вкладками). Ребенок просовывает руки в мешочек и ощупывает поверхность. Для выполнения задания ему необходимо найти вкладыш с аналогичной поверхностью.
3. «Пощупай рукой, определи ногой!» (с большими досками и мешочек с вкладышами). Ребенок рукой ощупывает поверхность внутри мешочка. Ему дается задание запомнить ее, а затем найти аналогичную поверхность, ощупывая доски ногами.
4. «Пройди и найди!» (с большими досками и вкладышами). Большие доски выкладываются на полу в виде дорожки. Ребенку завязывают глаза и дают в руки круглый вкладыш. Он идет по дорожке и пытается найти аналогичную вкладышу поверхность. Найдя ее, останавливается.
5. «Пойми меня!» (мешочек и вкладышами). В игре участвуют двое: перед одним ребенком выставлены доска, перед другим выложены вкладыши. Первый ребенок поочередно просовывает руки в мешочек и описывает поверхность (эта дощечка гладкая, холодная. И т. п.). Второй должен определить, о какой поверхности идет речь, и выложить вкладыш на столе в заявленном порядке. В конце игры проверяется, совпали ли поверхности выложенных вкладышей.