Получи документы

Построение целостной системы нравственно-патриотического образовательного пространства в ДОУ посредством создания мини-музеев

Бакалдина Светлана Николаевна
Построение целостной системы нравственно-патриотического образовательного пространства в ДОУ посредством создания мини-музеев
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее важных. Патриотизм в наше время – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, – сохранение культурной самобытности нашего народа. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества. Воспитание патриотических чувств ложится на плечи педагогов и специалистов дошкольных учреждений как начальной ступени образования.

Публикация «Построение целостной системы нравственно-патриотического образовательного пространства в ДОУ посредством создания мини-музеев» размещена в разделах

Оптимальным решением построения целостной системы нравственно - патриотического образовательного пространства является музейная педагогика. Она является именно тем стержнем, соединяющим детский сад и музей, что оказывает существенное влияние на патриотическое воспитание детей. Встреча современного ребенка с предметным миром прошлых эпох не предусмотрена в типовых программах. Поэтому возникла необходимость включения мини-музеев в единое воспитательно-образовательное пространство дошкольной организации.

Цель: Создание условий в ДОУ для развития нравственно-патриотических качеств у детей, посредством музейной педагогики.

Задачи:

- сформировать у детей представления: что такое «Родина», «патриот», «патриотизм»; уважения и гордости к славным защитникам нашей Родины;

- воспитывать любовь к семье, родному дому, родному городу, малой Родине;

- воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны, желание защищать и совершать подвиги во имя Родины;

- привлечь родителей к совместным познавательно-тематическим мероприятиям, сформировать активную позицию в патриотическом воспитании детей.

Назначение мини-музея – патриотическое воспитание дошкольников, суть которого, состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками, земляками.

Работа по внедрению технологий музейной педагогики в процесс формирования нравственно – патриотических ценностей протекает в несколько этапов.

На первом этапе дети познакомились с такими понятиями как «музей», «экспозиция», с правилами поведения в музее; для детей организовывались виртуальные экскурсии по знаменитым музеям.

На втором этапе детям показывают готовый мини-музей, организуются экскурсии. На этом этапе происходит осознание детьми отличий мини – музея от музея настоящего, исследуются пути формирования экспозиции и прослеживается история каждого экспоната.

На третьем этапе дети и их семьи включаются в процесс создания тематического мини – музея : участвуют в сборе экспонатов, оформлении экспозиции, подготовке экскурсоводов, разработке методов и приемов интерактивного взаимодействия с содержимым мини – музея.

Методы, используемые в музейной педагогике многообразны и подходят для детей всех возрастных групп, это такие методы как погружение в прошлое, манипулирование с музейными предметами, вопросно-ответный метод, сюжетно-ролевая игра с переодеванием, обыгрывание ситуаций, мини-спектакли, смена интерьеров, экскурсия по выставке, демонстрация экспонатов, эвристическая беседа и так далее.

Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, проведение экскурсий по мини-музею и тематических занятий, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность.

Мини-музей народного быта «Русская изба».

Переступив порог музея, дети оказываются в другом времени. Музей дает представление о жизни русичей-славян, их семейном укладе, одежде, предметах быта. Дети узнают о народных промыслах Руси, знакомятся с художественным и речевым творчеством народа (малые фольклорные формы, былины и т. д., получают знания о культуре русских праздников (ярмарке, Масленице, Святках, песенном и танцевальном творчестве, народных музыкальных инструментах.

Мини-музей «Кукла России».

История создания русской куклы уходит своими корнями в далекое прошлое. В то время, когда наши предки жили натуральным хозяйством и все делали своими руками. Добывали себе пищу, возводили дома и обустраивали свое жилище. Изготовлением кукол на Руси, как правило, занимались женщины и девушки. Изначально их делали не столько для детей, сколько для сохранения «чистоты» в доме. Куклы служили оберегами и защитниками для древних славян от злых духов и непрошенных гостей. Посмотрев экспонаты этого мини-музея, дети видят, что такие куклы дошли и до наших времен: куклы-обереги, покровительницы, обрядовые.

В ходе экскурсии по мини-музею, дети учатся создавать кукол своими руками. Так появляются новые экпонаты мини-музея : тряпичные куклы, кукла Подорожница, кукла Желанница, кукла Крупеничка, кукла Масленница и другие.

«Мини - музей военной техники».

Профиль мини-музея : познавательный. Цель создания : формирование и расширение представлений детей о военной технике через знакомство с военным транспортом. Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей и находятся в свободном для воспитанников доступе. Это не только принесенные детьми из дома модели военной техники, но и макеты военной техники, изготовленные своими руками из бумаги и дерева. Модели военной техники располагаются на красочно оформленном экспозиционном центре «Красная площадь». Дети свободно используют экспонаты мини-музея в игровой и самостоятельной деятельности. На базе данного мини-музея проводится регулярная работа по всем образовательным областям в форме экскурсий. Важная особенность организации мини-музея в группе – возможность его посещения каждый день и участие в его создании детей и их родителей.

«Наша родина — Россия» - знакомство с историей, культурой, природными особенностями нашей страны, воспитание патриотизма, знакомство с народными промыслами, с бытом россиян в разное время, с историческими и памятными местами; развитие речи; формирование представлений об историческом времени, связи со своими предками

Большое внимание было уделено повышению уровня самообразования педагогов, ведь воспитатель, прежде всего, сам должен хорошо знать, что целесообразно показать и рассказать детям, а самое главное - материал должен быть исторически верным и адаптированным для детского воспитания. С этой целью проводились различные мероприятия: консультации в рамках педагогических чтений на темы по патриотическому воспитанию; семинар практикум на тему: «Новые формы работы педагогов по патриотическому воспитанию дошкольников как фактор обогащения процесса обучения»; педсовет на тему: «Актуальность патриотического воспитания у дошкольников в современном обществе в соответствии с ФГОС ДО».

Заключение

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свой город, свою страну.

Практика показывает, что создание мини-музеев способствует возникновению интереса, как у детей, так и у взрослых желания узнать больше, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи.

Так давайте воспитывать наших детей так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки.

Публикации по теме:

«Использование разнообразных форм работы в детском саду с семьей с целью создания единого образовательного пространства» Семья – поистине высокое творенье. Она заслон надёжный и причал. Она даёт призванье и рожденье. Она для нас основа всех начал. (Е. А. Мухачёва).

Применение модулей для создания игрового развивающего пространства для детей дошкольного возраста «Применение модулей для создания игрового развивающего пространства для детей дошкольного возраста». Елена Владимирова. В соответствии с.

Видео и фотоотчет о XIV районном диалоге-марафоне «Открытость и единство муниципального образовательного пространства»Видео и фотоотчет о XIV районном диалоге-марафоне «Открытость и единство муниципального образовательного пространства» 22 января 2020 года в МДОУ «Детский сад «Сказка» п. Правохеттинский» прошло открытое мероприятие в рамках XVI районного диалога-марафона.

Фотоотчет «Открытость и единство муниципального образовательного пространства» ВидеоФотоотчет «Открытость и единство муниципального образовательного пространства» Видео В МДОУ «Детский сад «Сказка» п. Правохеттинский» прошло мероприятие «В гостях у «Сказки» в рамках XII районного диалога-марафона «Открытость.

Использование макетов и мини-музеев в детском садуИспользование макетов и мини-музеев в детском саду Использование макетов и мини-музеев в детском саду. Подготовила воспитатель: Черепанова Ирина Владимировна ГБДОУ д/с №20 2017г. На каждом.

Мини-музеи и коллекции в центрах нравственно-патриотического воспитания в группе. Почтовая открыткаМини-музеи и коллекции в центрах нравственно-патриотического воспитания в группе. Почтовая открытка Музей одного предмета: Мини- музеи и коллекции занимают почётное и важное место в предметно- пространственной развивающей среде группы.

Мини-музеи и коллекции в центре нравственно-патриотического воспитания. Значки и почтовые маркиМини-музеи и коллекции в центре нравственно-патриотического воспитания. Значки и почтовые марки Один из доступных способов, ярких и интересных для познания мира, своей истории, традиций- это работа с различными коллекциями, мини.

Презентация «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников в рамках образовательного пространства в современных условиях» В настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями остро встала проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего.

Работа с родителями для создания единого пространства детского сада и семьиРабота с родителями для создания единого пространства детского сада и семьи Работа с родителями для создания единого пространства детского сада и семьи Современные требования к роли родителей в воспитании детей.

Трудовой родительский десант. «Создание единого образовательного пространства «детский сад — семья»Трудовой родительский десант. «Создание единого образовательного пространства «детский сад — семья» Трудовой десант, вперёд! Нас детский сад к труду зовёт. Чистить, мыть, строгать, пилить Мы готовы, так и быть! Нам работа только в радость,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Построение целостной системы нравственно-патриотического образовательного пространства в ДОУ посредством создания мини-музеев
Опубликовано: 13 октября 2022 в 15:02
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Построение целостной системы нравственно-патриотического образовательного пространства в ДОУ посредством создания мини-музеев» (включая файлы) размещена пользователем Бакалдина Светлана Николаевна (УИ 3076156) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД