Папки-передвижки

Потешки — малый жанр устного народного творчества

Сечкарева Любовь
Потешки — малый жанр устного народного творчества

Потешки - малый жанр устного народного творчества. Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка. Активизирующее воздействие оказывает звуковой речевой поток. Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.

Публикация «Потешки — малый жанр устного народного творчества» размещена в разделах

В детских потешках заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач:

• воспитание звуковой культуры речи

Потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.

• обогащение словаря

Фольклорные произведения содержат много красочных и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас. Частое прослушивание их помогают усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Чтение потешек происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Всё это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению. Еще ценность потешек в том, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек богато глаголами. С их использованием демонстрируются действия, обозначенные словами, тем самым, связывая само слово с действием.

• формирование грамматического строя речи

• развитие монологического строя речи

• развитие мелкой моторики

Важную роль в чтении потешки играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.

Регулярное использование потешек в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Умывание

* Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

* Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды!

Чистая водичка

Умоет наше личико,

Вымоет ладошки,

Намочит нас немножко,

Не боимся мы воды!

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся!

* От водички, от водицы

Все улыбками искрится!

От водички, от водицы

Веселей цветы и птицы!

(имя ребенка) умывается,

Солнцу улыбается!

* Чище мойся, воды не бойся!

Кран откройся, нос умойся!

Мойтесь сразу оба глаза!

Мойтесь уши, мойся шейка!

Мойся шейка хорошенько!

Мойся, мойся, обливайся,

Грязь смывайся,

Грязь смывайся!

* Знаем, знаем, да-да-да

Где ты прячешься, вода!

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошку,

Лейся понемножку.

Лейся, лейся, лейся.

Лейся посмелей,

(имя ребенка) умывайся веселей.

* Зайка начал умываться.

Видно в гости он собрался.

Вымыл ротик,

Вымыл носик,

Вымыл ухо,

Вот и сухо!

* Любит чистые лица,

Зеркало скажет:

- Надо умыться!

Зеркало охнет:

- Где же гребенка?

Что же она

Не причешет ребенка?

Зеркало даже

Темнеет от страха,

Если в него

Поглядится неряха!

* Теплою водою

Руки чисто мою.

Кусочек мыла я возьму

И ладошки им потру.

* Теплая водичка

Умоет Тане личико,

Пальчики — Антошке,

Сашеньке — ладошки.

* Что такое чистым быть?

Руки чаще с мылом мыть,

Грязь убрать из-под ногтей,

Да постричь их поскорей.

Умываться по утрам

И еще по вечерам.

Чисто вымою я уши —

Будут уши лучше слушать.

Отчего блестят глаза?

С мылом умывался я.

Мне еще нужна сноровка,

Чтобы зубы чистить ловко.

Дружат волосы с расческой,

Хороша моя прическа.

Ай, лады, ай, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

* Руки мой перед едой,

Грязные руки грозят бедой.

Подъем после сна

* Это кто уже проснулся?

Кто так сладко потянулся?

Потягушки-потягушечки,

От носочков до макушечки!

Мы потянемся - потянемся,

Маленькими не останемся!

Вот как, вот как мы растем, Растем!

Вот как ножками пойдем, Пойдем!

* Травка-муравка со сна поднялась,

Птица-синица за зерна взялась,

Зайка - за капустку,

Мышка - за корку,

Детки - за молоко.

Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Подымайся мой дружок,

Встань, мой Юрочка!

* Дили – дили- дили- дили

Колокольчики звонили.

Дили-дили-дили-дили!-

Колокольчики будили

Всех жуков, пауков

И веселых мотыльков.

Динь, день! Динь, день!

Начинаем новый день!

Дили-дили-дили-дили!

Колокольчики будили

Всех зайчат и ежат,

Всех ленивых медвежат.

И воробышек проснулся,

И галчонок встрепенулся…

Динь, день! Динь, день!

Не проспите новый день

* Мы проснулись,

Мы проснулись.

Сладко, сладко потянулись.

Маме с папой улыбнулись.

Мы проснулись,

Потянулись,

Вместе солнцу улыбнулись.

Здравствуй, солнышко,

Колоколнышко!

Одевание

* Брюки

Давай помоем руки!

Затем наденем брюки,

Просунем обе ножки

И побежим по дорожке!

* Рубашка

Надеваем мы рубашку

И пойдем встречать Наташку!

Сколько пуговок у нас?

Посчитаем сей же час.

Есть кармашек у рубашки.

Посмотри, скорей, Наташка!

В нем лежит цветной платочек,

А на нем блестит цветочек,

Посмотри, Наташка!

Хороша рубашка!

* Куртка

Куртка нас всегда согреет.

В ней выходим мы гулять.

Пусть повсюду ветер веет –

Будем весело играть!

* Шапка

Я тебя возьму в охапку.

Ну, теперь наденем шапку!

Спрячем в нее ушки,

Не видать макушки.

* Ботинки

Вот стоят твои ботинки.

Будем бегать по тропинке.

Раз – шнурочек, два – шнурочек!

Обувайся, мой (имя ребенка!

* Рукавички

Ручки спрячем в рукавички –

Разноцветные сестрички.

Сможем дальше мы опять

На морозе погулять!

Дни недели

Вот неделька, в ней семь дней.

Поскорей знакомься с ней.

Первый день по всем неделькам

Назовется ПОНЕДЕЛЬНИК.

ВТОРНИК – это день второй,

Он стоит перед средой.

Серединочка СРЕДА

Третьим днем вседа была.

А ЧЕТВЕРГ, четвертый день,

Шапку носит набекрень.

Пятый – ПЯТНИЦА – сестрица,

Очень модная девица.

А в СУББОТУ, день шестой

Отдыхаем всей гурьбой

И последний, ВОСКРЕСЕНЬЕ,

Назначаем днем веселья.

Публикации по теме:

Фоторепортаж «Выставка народного творчества на Дону»Фоторепортаж «Выставка народного творчества на Дону» 5 апреля 2019 года в нашем районном доме культуры проходила выставка «2019г. - год народного творчества на Дону». Про выставку узнала от.

Фотоотчёт «Неделя народного творчества»Фотоотчёт «Неделя народного творчества» Возникновение народного прикладного искусства относится к глубокой древности. Искусство это неразрывно связано с трудовой деятельностью.

НОД по математическому развитию с использованием устного народного творчестваНОД по математическому развитию с использованием устного народного творчества Программное содержание. Продолжать учить детей для счета использовать графы, с помощью условной мерки определять объём; упражнять детей.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей»Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей» Поговорим о забытом, глубинном смысле русских сказок Илл. Е. Рачёва Сегодня мне бы хотелось начать беседу о том, КАК важно опираться в воспитании.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть II "Курочка Ряба" Ну, что? Продолжим? Немного изменив порядок рассмотрения сказок, сегодня, дорогие друзья и коллеги, мы обратимся к сказке.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть III ЗаключительнаяСегодня, дорогие друзья и коллеги, чтобы сильно не растягивать материал и не утомлять вас, я решила закончить цикл статей.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть IV И вновь - о колыбельныхВ III части данной разработки я собиралась звершить этот материал. Но подумалось мне, что несправедливо не поговорить.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Русская глиняная игрушка — особый вид народного творчества.Русская глиняная игрушка — особый вид народного творчества. Искусство глиняной игрушки – одно из древнейших. Его древние основы народ сохранил и пронес сквозь века, казалось бы, в почти неизменных.

Детские работы по мотивам русского народного творчестваДетские работы по мотивам русского народного творчества Уважаемые коллеги, хочу поделиться своим опытом работы по народно-прикладному искусству. Я очень много внимания уделяю народному творчеству,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Потешки — малый жанр устного народного творчества
Опубликовано: 30 января 2020 в 14:38
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД