Повышение мотивации к обучению на логопедических занятиях у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Юлия Шакирова
Повышение мотивации к обучению на логопедических занятиях у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Повышение мотивации к обучению на логопедических занятиях у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Положительная мотивация

— залог успеха любого начинания. В логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями эта проблема стоит особенно остро. Основной вид деятельности у детей — это игра, однако коррекционная работа представляет собой необходимость выполнять различные задания и упражнения, порой однотипные и требующие усилий.

Однако дошкольники и младшие школьники (а именно они представляют собой основной контингент занимающихся у логопедов) пока еще не готовы к смене игровой деятельности на классический учебный формат. Даже при общем положительном отношении к школе, их мотивация именно к «учебе» довольно низкая.

Актуальность проблеме придает еще и тот факт, что довольно часто нарушениям речи сопутствует и определенное отставание высших психических функций. Несформированность эмоционально-волевой сферы не позволяет ребенку достаточное время удерживать внимание, стремиться к получению результата.

Общество требует активного включения в обучение уже с детского возраста. Поэтому мотивация должна быть максимально эффективной уже в детском саду.

Результативным обучение становится только в том случае, когда дети сами проявляют познавательную активность. Поэтому одной из важных задач коррекционной работы является поиск методов для развития мотивации у детей.

Главная цель мотивации старших дошкольников и младших школьников – формирование познавательной активности, повышение качества познавательной деятельности и развития речи.

Высокому уровню познавательной активности детей на логопедических занятиях соответствует:

- эмоционально положительная реакция детей на приглашение к занятию;

- адекватная скоростная реакция на начало занятия;

- вопросы к логопеду о предстоящем занятии, его теме;

- устойчивость внимания к предлагаемым заданиям;

- интерес к занятию от его начала до конца;

- живая эмоциональная реакция на предлагаемую деятельность;

- искреннее желание справиться со всеми трудностями, встречающимися по ходу занятия.

Среднему уровню познавательной активности детей на логопедических занятиях соответствует:

- спокойная реакция детей на приглашение к занятию (не наблюдается резкого оживления, но нет и проявлений негативизма);

- поведение ребенка на занятии можно оценить, как пассивное: интереса не проявляет, активного участия не наблюдается);

- при непосредственном обращении, ребенок реагирует адекватно;

- внимание неустойчивое;

- эмоциональный фон пассивный.

Низкому уровню познавательной активности детей на логопедических занятиях соответствует:

- резко отрицательная эмоциональная реакция детей на приглашение к занятию;

- попытки отсрочить время начала занятия;

- отсутствие каких-либо вопросов о предстоящем занятии;

- повышенная отвлекаемость детей в течение всего занятия;

- пассивная или негативная реакция на предлагаемые задания;

- нежелание преодолевать встречающиеся трудности, равнодушие к происходящему.

Показателями выраженности познавательной активности являются: эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность (сосредоточенность на задании; экспрессивно-мимические проявления интереса; положительный эмоциональный фон; эмоциональные «всплески»); целенаправленность деятельности, ее завершенность (способность не отвлекаться на посторонние раздражители и доводить деятельность до конца); степень инициативности ребенка (наличие вопросов, реплик относительно выполнения задания, собственных предложений, замечаний, просьб о помощи, а также диалога о содержании деятельности).

Виды мотивации

Внешняя мотивация - не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами (например, если я буду хорошо заниматься, то мама купит мне машинку).

Внутренняя мотивация – связанная с самим содержанием деятельности. В свою очередь внутренняя мотивация делится на положительную и отрицательную мотивацию. Положительная мотивация основывается на положительных стимулах (например, я научусь делать «чашечку», и мама обрадуется). Отрицательная мотивация основывается на отрицательных стимулах (например, если я не буду делать «моторчик», то родители меня накажут).

На логопедических занятиях оценивается не столько правильность выполненных заданий, сколько учебная деятельность ребенка в целом, т. е. его внимательность на занятии, старательность, активность:

- оцениваются старание, малейшие заметные успехи детей;

- категорически запрещается высмеивать ошибки, промахи, неправильные ответы и неверные высказывания, как самим педагогом, так и детьми;

- ребёнок соревнуется сам с собой, у каждого свои индивидуальные задачи и цели;

- допускается и поощряется коллективное обсуждение вопроса, вызвавшего затруднение

С целью стимулирования мотивации и познавательного интереса у детей на логопедических занятиях использовала различные приёмы. Наиболее эффективным и полюбившимся детям оказалось коллективное создание больших аппликаций. Я готовлю основу (рисую или распечатываю на цветном принтере) и маленькие картинки, которыми дети наполняют эту основу. Сюжет для коллективной работы выбираю в соответствии с временем года: «Осенний клён» (дети наклеивают разноцветные листья, создают листопад,

«Зимнее дерево» (наклеиваем снежинки, снеговиков, снегирей и повторяем родственные слова,

Новогодняя ёлка» (украшаем ёлку новогодними игрушками, звездой, наклеиваем снежинки и снеговиков).

Наклеить картинку можно только если ребёнок работал на занятии, проявлял познавательную активность, не нарушал дисциплину. Ещё до начала занятия дети активно интересуются: «Что мы сегодня будем наклеивать?», «Можно я наклею красный листочек, жёлтую ёлочную игрушку, снеговика с волшебной палочкой (письмом, подарком, звёздочкой) и т. п.» В самом начале занятия дети замотивированы на активную работу с целью получения приятного бонуса в виде наклеивания желаемой картинки, украшения нашей общей картины. Дети заинтересованы в создании коллективных аппликаций и в дальнейшем: «Что мы будем наклеивать зимой (весной?»

Критерием оценки стал не конечный результат, а приложение усилий на пути к нему, т. е. оценка стараний. Именно такой подход позволяет всем детям, независимо от их возможностей и логопедических диагнозов, чувствовать себя успешными и принять участие в увлекательной коллективной работе - наклеивании картинок.

При этом подключение эмоций, стремления получить поощрение (возможность наклеить картинку) побуждает ребенка прикладывать усилия, а значит добиваться результата.

Таким образом, можно предполагать, что правильный выбор поощрения будет способствовать формированию устойчивой мотивации на логопедических занятиях.

Публикации по теме:

Диагностика уровня любознательности детей дошкольного и младшего школьного возраста Предисловие: Я долго искала методики позволяющие оценить уровень познавательной активности детей в МДОУ, но эта задача была не из простых.

Дидактическое пособие «Лэпбук по ППД» для детей дошкольного и младшего школьного возрастаДидактическое пособие «Лэпбук по ППД» для детей дошкольного и младшего школьного возраста Лэпбук («lap» - колени, «book» - книга) -книга-раскладушка или папка формата А3 с различным методическим материалом для изучения и закрепления.

Сценарий внеурочного мероприятия по безопасности движения для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста Конспект внеурочного мероприятия по безопасности движения для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста квест «Бегущий.

Педагогический проект «Повышение мотивации дошкольников к обучению в школе» Содержание проекта 1. Актуальность выбранной темы 2. Постановка проблемы проекта 3. Постановка цели и задач проекта 4. Этапы реализации.

Праздник для старшего дошкольного и младшего школьного возраста «Защитники святой Руси» Защитники святой Руси. Праздник, посвященный Дню защитника Отечества. Старшая и подготовительная к школе группы. Под «Песню юного защитника.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Осень
Автор публикации:
Повышение мотивации к обучению на логопедических занятиях у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Опубликовано: 21 августа 2018 в 08:26
+206Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 88.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет о мастер-классе «Под сенью древних куполов»
Доброе время суток, коллеги и гости моей странички! Сегодня хочу предложить Вам окунуться в прекрасное ! Мне методистом нашего учреждения было дано...
Оформление летнего детского участка «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
Все дети и даже многие взрослые мечтают попасть в сказку. А что же делать летом, как не сотворить ее своими руками! Наши дети очень любят читать книгу и...
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию во второй младшей группе на...
Конспект по художественно-эстетическому развитию во второй младшей группе. Воспитатель 1 категории Улевич Е. В. Тема «Пешеходный переход». Задачи:...
Конспект наблюдения за радугой «У нас в гостях разноцветный мостик» в средней группе
Здравствуйте уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию конспект наблюдения в средней группе. Месяц октябрь радовал нас кратковременными дождями. Когда...
НОД по физической культуре «Пожарные на учении» (подготовительная к школе группа)
Дата проведения: 15 ноября 2018 г. Возрастная группа: подготовительная. Доминирующая ОО - физическое развитие, интегрируемые ОО: познавательное развитие,...