Повышение уровня коммуникативной компетентности дошкольников посредством развития мелкой моторики

Елена Кравченко
Повышение уровня коммуникативной компетентности дошкольников посредством развития мелкой моторики

Составитель – воспитатель старшей группы «Сказка» МБДОУ детский сад комбинированного вида № 14 села Марьино муниципального образования Успенский район - Кравченко Е. М.

Коммуникативная компетентность - это система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т. е. достигающему цели и эмоционально благоприятному для участвующих сторон.

В ее структуре выделяются следующие компоненты: когнитивный, ценностно-смысловой, личностный, эмоциональный и поведенческий. Эти компоненты не являются частями целого. Содержание каждого компонента раскрывается через другие. Во время общения все компоненты должны быть включены в работу.

Когнитивный компонент образует знания о ценностно-смысловой стороне общения. Ребенок учится общению неосознанно, наблюдая за общением близких людей, подражая им.

Ценностно-смысловой компонент - это личностные ценности, самооценка и оценка собеседника, которые регулируют общение и придают ему определенный смысл. Начиная с дошкольного периода и продолжая в младшем школьном возрасте, следует формировать самопринятие, самоуважение и принятие, и уважение других людей. Именно это не только облегчает, "разрешает" общение, но и делает его нравственным. Ведь если "Я" уважаю себя и других, то легко могу пообщаться с ними, без напряжений, опасений или страданий.

Личностный компонент образуют особенности личности вступающего в общение. Аутистичность, застенчивость, беззастенчивость, отчужденность, эгоистичность, заносчивость, тревожность, агрессивность, конфликтность, авторитарность негативным образом сказываются на общении. Коммуникативная компетентность старшего дошкольника должна базироваться на уверенности в себе, оптимизме, доброжелательности и уважении к людям, справедливости, альтруизме, честности, стрессоустойчивости, эмоциональной стабильности, неагрессивности, неконфликтности. Дошкольный период наиболее сенситивен для воспитания личностных черт, в младшем школьном возрасте многие из них уже заложены, но изменения (развитие и коррекция) вполне возможны. Чем старше ребенок, тем сложнее и дольше будут коррекционные мероприятия.

Эмоциональный компонент, прежде всего, связан с созданием эмоционального контакта с собеседником, саморегуляцией прогнозированием ситуации общения.

Поведенческий компонент образуют коммуникативные умения, способы деятельности и опыт.

Очень часто трудности в общении испытывают дети с недоразвитием речи. Так как это отклонение в развитии сопровождается не только незрелостью отдельных психических функций, но и особенностями эмоционально-личностной сферы.

Недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции, ограниченный объем мимических средств (выразительных движений мышц лица) и пантомимических средств (выразительных движений всего тела, слабость артикуляционной и тонкой моторики, - все это снижает коммуникативные возможности детей. Дети осознают свой дефект, и поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, невозможность высказать своё пожелание; повышенная ранимость и обидчивость. Общение со сверстниками становится все более и более привлекательным для старшего дошкольника, поскольку именно этот период сенситивен для формирования ситуативно-деловой формы общения с другими детьми.

Так как ребёнок с недоразвитием речи мало общается, он не может быть интересным для сверстников, поэтому часто чувствует себя уязвлённым и отвергнутым. Все это приводит к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Во всех случаях такой ребёнок сосредоточен на своём "Я", которое замкнуто и обособлено от других. Отчуждённое отношение к сверстникам вызывает естественную тревогу, поскольку оно не только затрудняет общение, но и в дальнейшем может принести массу всевозможных проблем.

Как известно, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.

Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развитая моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша будет недостаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребенка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребенку, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать картинки, которые малыши обычно с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику рук.

Как же можно повысить коммуникативные компетенции через развитие мелкой моторики рук дошкольников?

В группе я стараюсь создать среду таким образом, чтобы она определяла направленность деятельности воспитанников, и в то же время решала задачи на развитие мелкой моторики рук. Так как основной вид деятельности дошкольника – игра, в первую очередь, я приступила к улучшению материалов и оборудования для сюжетно-ролевых игр. Для мальчиков созданы:

- плотницкая мастерская: они работают инструментами: пилят, забивают гвозди и т. д. ;

- автосервис: разбирают и собирают детали машин.

- конструкторское бюро: здесь создаются проекты домов, машин, оружия из конструктора типа «Лего», «Кроха», кубиков разных размеров, форм и фактуры.

Для девочек следующие игры:

- салон красоты и здоровья: девочки делают массаж, причёски, маникюр и т. д. ;

- ателье мод: выбирают нужный материал, примеряют куклам и посетителям.

В группе оборудован уголок развития мелкой моторики: здесь ребята играют с мозаикой, катушками, нанизывают бусы, выкладывают узоры и фигуры из волшебных пуговиц, учатся завязывать шнурки и и распутывать узлы и т. д.

В центре театра и музыки имеются разные виды театров, которые играют важную роль в развитии мелкой моторик рук, и, соответственно, речи воспитанников: пальчиковый и настольный театр, театр теней. Ребята очень любят перевоплощаться в любимых героев, устраивают представления.

Очень нравятся детям пальчиковые игры. Их мы начинаем с самомассажа. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, активизируют моторику руки. Дети изображают с помощью рук и пальцев животных предметы, птиц. Всё это сопровождается интересным текстом, который мы чётко и правильно проговариваем. Одновременно происходит общение ребенка со взрослым, детей между собой и на тактильном уровне

Очень большое значение имеют разные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликации, конструирование. В центре искусств изготовлены трафареты на разные темы в соответствии с тематическими неделями. Работа с ними увлекает детей, доставляет им удовольствие, они не чувствуют утомляемости. Стараюсь прививать любовь к изготовлению поделок из природного и бросового материала, пластилина. Это очень кропотливая и трудная работа, которая развивает силу руки и пальцев, обеспечивает смену тонуса мускулатуры рук. Не менее интересны занятия с использованием бумаги, разных круп, счётных палочек, пробок и т. д. Бумагу дети рвут, мнут, разглаживают, крупы перебирают, из счётных палочек и пробок строят узоры. Упражнения эти имеют терапевтический характер, успокаивают нервную систему. Использую нетрадиционные приёмы рисования: ладошкой, пальцами, оттиском смятой бумаги, поролоном и т. д.

Все эти виды деятельности проходят в тесном контакте детей между собой, со взрослым. Развивая мелкую моторику, развивается речевой центр головного мозга. Дети начинают лучше говорить, заметно увеличился объем активной речи. Им хочется больше рассказать, у них это получается лучше, а значит, они становятся увереннее в себе, интереснее для окружающих. Ребята выходят за пределы своего «Я» в пространство «Мы». Общение между детьми становится более дружелюбным, желанным.

Публикации по теме:

Повышение коммуникативной компетентности педагога в условиях внедрения ФГОС Семинар-практикум для педагогов «Повышение коммуникативной компетентности педагога, в условиях внедрения ФГОС» Цель: познакомить педагогов.

Диагностика определения уровня развития мелкой моторики Изучение мелкой моторики пальцев рук – важная задача психолого-педагогической и коррекционно-развивающей работы. Здесь первостепенную роль.

Формирование социально-коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста посредством работы в ЦЛО. На современном этапе развития общества, этому обществу нужна личность, способная выжить в современных социально-экономических условиях.

План самообразования «Развитие коммуникативных навыков у дошкольников посредством развития мелкой моторики руки» на 2015–2020 г. Тема: «Развитие коммуникативных навыков у дошкольников через развитие мелкой моторики руки». ФИО: Галеева Эльмира Рафкатовна.

Консультация «Обеспечение развития мелкой моторики посредством организации самостоятельной деятельности детей» Руке посвящали стихи, писали оды. А народная мудрость о значимости руки отразилась в загадках: «А ну-ка отгадайте, что это за десять братьев,.

Пальчиковые игры для развития мелкой моторики рук у дошкольниковПальчиковые игры для развития мелкой моторики рук у дошкольников В последнее время педагоги и родители часто слышали о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему.

Повышение профессиональной компетентности педагога в вопросах развития эмпатии Актуализация новых ценностей в образовании, кардинальные изменения в социально – экономической и культурной жизни в обществе породили устойчивый.

Представление педагогического опыта «Развитие речи детей посредством развития мелкой моторики рук с помощью тестопластики» для «Фестиваля педагогического мастерства 2016» (номинация «Воспитать человека») Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение.

Развитие компонентов речевой системы у дошкольников с задержкой психического развития посредством развития мелкой моторикиРазвитие компонентов речевой системы у дошкольников с задержкой психического развития посредством развития мелкой моторики «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок» В. А. Сухомлинский Вопрос полноценного развития речи детей дошкольного возраста.

Создание условий для развития мелкой моторики и реципрокной координации движений рук у детей ОНР посредством мягких модулейСоздание условий для развития мелкой моторики и реципрокной координации движений рук у детей ОНР посредством мягких модулей Дошкольное детство - период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Пасха
  • Пасха
Автор публикации:
Повышение уровня коммуникативной компетентности дошкольников посредством развития мелкой моторики
Опубликовано: 27 марта 2016 в 17:29
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоочерк «Мой отпуск в Крыму» (Часть I)
Дорогие коллеги! Хочу поделится впечатлениями о местах, где я в этом году провела несколько замечательных дней отпуска. Отпуск – пожалуй, самое желанное и...
Конспект НОД в средней группе «Удивительное дерево сибирской тайги — кедр»
Возраст: средняя группа ( 4 – 5 лет) Интеграция образовательных областей : Познавательное развитие, Речевое развитие, художественно – эстетическое...
Фотоотчет об Уроке мужества в подготовительной к школе группе, посвященном 100-летию...
Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоотчет об Уроке мужества, который прошел в нашем детском саду 18 сентября. Данное мероприятие посвящено...
Выставка поделок «Зоопарк из овощей»
В нашем детском саду прошла выставка поделок на тему "Зоопарк из овощей" Дети совместно с родителями изготовили животный из различных овощей. Родители...
Фотоотчёт о рисовании в средней группе «Красивый цветок»
 Задачи: Образовательные: - учить детей, рисовать длинными, короткими мазками, примакиванием, круговыми движениями яркие цветы;...