Лучший педагог года

Познавательная экскурсия «Мой дом — моя крепость» в мини-музей «Казачья горница» для детей старшего дошкольного возраста

Елена Радченко
Познавательная экскурсия «Мой дом — моя крепость» в мини-музей «Казачья горница» для детей старшего дошкольного возраста

Экскурсовод: воспитатель

Посетители: дети средней группы.

Тема экскурсии: «Мой дом, моя крепость»

Цель: Формирование представления детей об архитектурных особенностях казачьих домов

Задачи:

1. Познакомить с внешним строением жилища казака

2. Пополнить словарный запас новыми словами (курень, низы, верхи, балясы, плетень)

3. Способствовать развитию познавательной деятельности

4. Способствовать формированию доброжелательности в процессе сотворчества

Ход экскурсии

Звучит казачья песня, воспитатель подходит к детям.

Публикация «Познавательная экскурсия „Мой дом — моя крепость“ в мини-музей „Казачья горница“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Воспитатель: Здорово ночевали, казачата!

Дети: Слава Богу!

Воспитатель: Посмотрите, что я вам принесла (на подносе – солома, глина, камень, дерево, знаете ли вы, что это? (Ответы детей). Как вы думаете, зачем я вам это принесла? А хотите узнать? Я приглашаю вас в наш музей «Казачья горница». (Дети вместе с воспитателем идут в мини-музей, там на мольберте стоит репродукция картины Бориса Щербакова «Казачий курень»).

Воспитатель: Ребята, посмотрите перед вами картина художника Бориса Щербакова. Донской край так поразил художника своей красотой, что он написал несколько картин, посвященных Донскому краю. Я предлагаю вам внимательно рассмотреть эту картину и ответить на вопрос «О чем хотел рассказать нам художник?»

Дети рассматривают картину.

На фоне музыки («Течет реченька») воспитатель читает стихотворение «Весна в степи на Дону»:

Тихий Дон разливается тихо.

И ничем по весне не сдержать.

По-казачьи, задорно и лихо

Предъявляя могучую стать.

Берега, что в верховьях крутые,

Заросли вековым камышом.

Пейзажи донские родные

Входят в душу прекрасным стихом.

Растянулись вдоль Дона станицы,

Белизною блестят курени.

Чернобровы донские девицы,

И отважны донцы-молодцы.

Беседа по картине:

Что изображено на картине?

Что может рассказать дом о людях, которые в нем живут?

А как казаки называли свои дом?

Дети: курень,

А какой он? из каких материалов его построили казаки?.

Хотите посмотреть, в каком курене я живу?

Дети: Да!

Переходим к рассматриванию макета куреня.

Давайте рассмотрим хорошенько и попробуем его описать. Этот курень отличается от того что вы видели на картине? Чем? Кто попробует его описать?

• С чего начинают строить дом?

• Опишите нижнюю часть куреня

• Из какого материала она сделана

• Как казаки называли нижнюю часть куреня

Дети: Нижний этаж строили из камня. На нижнем этаже никто не жил, его использовали как кладовую для припасов и других вещей.

• Спасибо, все верно - нижний этаж в курене казаки называли «низы». А как называется верхний этаж?.

(если дети не называют или называют неправильно, воспитатель называет сам, или обобщает сказанное детьми)

• Спасибо, все верно – верхний этаж в курене казаки называли «верхи».

Обратите внимание на верхнюю часть куреня, кто желает сделать описание верхней части?

• Из какого материала построены верхи

• Какой еще материал здесь используется

• Что сделано из дерева

• Для чего нужны ставни

Дети: второй этаж строили из дерева и глины. Глину использовали для строительства стен, из дерева делали рамы окон, двери, крыльцо. Мы видим окна со ставнями, в жару и непогоду ставни закрывали.

• Что есть еще в курене?

Вокруг куреня (с трех сторон) делали деревянный балкончик- «балясник».

• Для чего как вы думаете?. Все верно ребята. Летом на нем можно было пить чай. Удобно было закрывать ставни. Также на нем хранили лодку во время разлива реки, а балясник служил причалом.

• Осталось описать последнюю часть куреня, это-…. (крыша)

• Из какого материала сделана крыша

Дети: Крышу крыли камышом, а более зажиточные казаки – черепицей, т. к. камыш легко загорался, и его было очень трудно тушить.

• Под крышей посмотрите, ребята, имеется карниз, который казаки называли – поясок. Казаки говорили: «Человек должен жить в дереве, а припасы хранить в камне». Что они имели в виду (выводы детей)

Воспитатель: Какой же материал, ребята, использовали казаки при строительстве жилья?

Дети: камень, глина, дерево, камыш.

Воспитатель:Где мы встречали этот материал?

Дети: вначале занятия….

Воспитатель: Так для чего нам нужны все эти материалы? (показываю поднос)

Дети: чтобы построить курень.

Воспитатель: Начнем стройку?

Д/игра «Строим курень» (разрезные картинки)

Звучит казачья песня

Воспитатель: Молодцы, вот и наши курени построены. Посмотрите внимательно и скажите, на какие две группы можно разделить наши курени.

Дети: на одноэтажные и двухэтажные (делят на две группы)

Воспитатель: Правильно, курени у казаков были разные. Там где Дон разливался, казаки строили двухэтажные курени, так как при разливе реки он оказывался в воде, а камень не размокал как глина, и не гнил как дерево. А в степи, где Дон не протекал, строили одноэтажные курени. Ребята, посмотрите внимательно на наши курени и скажите, легко ли было строить курени?

Дети: нет!

Воспитатель: Поэтому если казак задумал строить курень, то на помощь ему приходили все родственники и просто желающие помочь. Казаки умели не только воевать, трудиться, но и веселиться.

Я вас на игру приглашаю,

Своим платочком зазываю!

Игра: «Курень»

В разных концах зала ставятся три-четыре стула, на которых лежат шали. Дети образуют вокруг стульчиков круги по четыре - пять человек. Под веселую музыку дети пляшут врассыпную. С окончанием музыки бегут к своим стульям, берут шаль и вытянутыми над головой руками натягивают ее (крыша).

Публикации по теме:

Мини-музей как центр художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста (из опыта работы)Мини-музей как центр художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста (из опыта работы) Автор: Лузина Е. Ф, воспитатель, МБ ДОУ «ЦРР – Детский сад № 224» Кемеровской области, города Новокузнецка. В настоящее время в образовательном.

Мини-музей в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возрастаМини-музей в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста Доброго времени суток! Музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка, помогает заложить нравственные основы,.

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Экскурсия в краеведческий музей»Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Экскурсия в краеведческий музей» Когда к истории хотим мы прикоснуться, Иль в мир прекрасный нам охота окунуться В музей идём, по залам ходим, И для себя мы много интересного.

Мини-музей как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста Аннотация. В данной статье представлен педагогический опыт работы по использованию мини-музея «Деревянная игрушка» в поликультурном воспитании.

Мини-музей по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Искры памяти»Мини-музей по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Искры памяти» Мини-музей по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Искры памяти» 2020 год Указом Президента Российской Федерации обозначен.

Музыкальная горница. «Святки». Развлечение для детей старшего дошкольного возраста Музыкальная горница. Святки. Развлечение для детей старшего дошкольного возраста. Цель: Расширить представление детей о народных праздниках.

НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Петропавловскую крепость» (с использованием ИКТ и мнемотехники) Петропавловская крепость Ребята, сегодня к нам снова пришёл львёнок Петруша. Он предлагает нам отправиться в новое путешествие! Мы уже знаем.

Мини-музей «Русская горница»Мини-музей «Русская горница» Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры. Организация мини-музея «Русская горница» Организация мини-музея «РУССКАЯ ГОРНИЦА».

Экскурсия детей старшего дошкольного возраста в музей Боевой славы 628-й гвардейской армииЭкскурсия детей старшего дошкольного возраста в музей Боевой славы 628-й гвардейской армии Цели экскурсии: формирование у воспитанников старшего дошкольного возраста основ гражданственности, патриотизма как интегративного качества.

Экскурсия в мини-музей «Народные промыслы» для детей с ЗПР старшей и подготовительной группЭкскурсия в мини-музей «Народные промыслы» для детей с ЗПР старшей и подготовительной групп Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Экскурсия в мини-музей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательная экскурсия «Мой дом — моя крепость» в мини-музей «Казачья горница» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 12 июля 2021 в 21:16
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД