МААМ-картинки

Познавательно-исследовательская деятельность как средство формирования познавательного интереса у старших дошкольников

Виктория Шумарова
Познавательно-исследовательская деятельность как средство формирования познавательного интереса у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация: В статье рассматривается необходимость создания и развития познавательно-исследовательской деятельности в ДОО для того, чтобы развивать познавательный интерес детей - дошкольников.

Ключевые слова: познавательно-исследовательская деятельность, познавательный интерес.

Дошкольный возраст – это то самое время, когда ребенок стремиться познавать окружающий его мир и с интересом включается в деятельность с взрослым. Именно этот возраст является наиболее благоприятным для развития познавательного интереса. Развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современного образовательного процесса.

Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность как средство формирования познавательного интереса у старших дошкольников» размещена в разделах

Современный мир меняется стремительно, и для существования в нем человеку все реже удается опереться на отработанные мыслительные стереотипы и типовые поведенческие модели. Для полноценной жизни в интенсивно меняющейся среде человеку все чаще приходится проявлять исследовательское поведение. Поэтому в настоящее время большое внимание уделяется природной поисковой активности ребенка как важнейшему образовательному ресурсу.

Современная жизнь требует от человека не просто хороших знаний, а прежде всего, умения находить необходимую информацию, перерабатывать ее и делиться полученными знаниями. Но без желания, заинтересованности и любопытства этих знаний не достичь.

Развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современного образовательного процесса. Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается, что одним из принципов построения дошкольного образования является: формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности. Она направлена на развитие познавательно-исследовательской деятельности детей.

Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности. «Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выготский.

Познавательный интерес является наивысшей формой проявления потребности в познании окружающего у детей дошкольного возраста. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, представленные в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, предполагают: «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать».

Достижение данных результатов невозможно без формирования познавательного интереса детей, который становится важным стимулом детской деятельности, воспитания целеустремленности, настойчивости в достижении цели, стремления к завершению деятельности. Переживаемые при этом положительные эмоции - удивление, радость успех, гордость в случае решения задачи - все это создает у ребенка уверенность в своих силах, побуждает к новому поиску.

Развитие ребенка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразных видов деятельности, которые осваиваются им в партнерстве с взрослым. Наряду с игровой деятельностью это развитие происходит и в процессе познавательно-исследовательской.

Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольники получают возможность впрямую удовлетворить присущую им любознательность (почему; зачем, как устроен мир, практикуются в установлении причинно-следственных, родовидовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет им не только расширять, но и удовлетворять свои представления о мире.

Данный вид деятельности является эффективным средством обучения дошкольников, так как активизирует познавательные процессы ребенка, обогащает практический опыт, учит учиться на собственных ошибках.

Познавательно-исследовательская деятельность или исследовательское поведение в чистом виде проявляется у детей старшего дошкольного возраста в виде экспериментирования с предметами, вербального исследования, вопросов, задаваемых педагогу.

Исследования Н. Н. Поддъякова подчеркивают важность формирования у детей навыков экспериментирования, которое он считает ведущей деятельностью в старшем дошкольном возрасте.

Н. Н. Поддьяков выделяет два основных вида исследовательской деятельности у дошкольников.

Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности исходит от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, который самостоятельно строит свою деятельность : ставит цели, ищет пути и способы их достижения. В этом случае ребенок в деятельности удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

Второй вид исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий.

Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.

В обоих случаях дети используют умения:

• выделять и ставить проблему, которую необходимо разрешить;

• предлагать возможные решения и проверять их;

• делать выводы в соответствии с результатами проверки;

• применять выводы к новым данным и делать обобщения.

При этом проявляется активность, самостоятельность, инициативность дошкольников.

Типы исследования, доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста (по И. М. Коротковой) :

• опыты (экспериментирование).

Реализуется задача – освоение причинно-следственных связей и отношений. Деятельность в контексте «опыты» : привлечение внимания детей «интригующим материалом» или демонстрацией необычного эффекта; предоставление детям возможности свободно поэкспериментировать самим и обсудить полученный эффект; формулирование причинно-следственных связей (если., то. ; потому., что.); самостоятельное использование оборудование в свободной деятельности.

• Коллекционирование (классификационная работы).

Задача данного типа исследовательской деятельности – освоение родовидовых отношений. Цель исследовательской работы взрослого с детьми заключается в поиске оснований для группировки, систематизации какого-либо множества однородных объектов (растений, животных, минералов и т. п.) Деятельность в контексте «коллекционирования» : поиск черт сходства и различия между объектами в ходе обсуждения – рассуждения, поиск возможных оснований для их группировки; размещение материала в квалификационной таблице (если материал реальный – размещение в емкости в идее коллекций, а на классификационную таблицу прикрепляются замещающие их картинки или ярлычки с названиями этих предметов).

• Путешествие по карте.

Задача – освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира). Деятельность в контексте «путешествие по карте» : обсуждение и выбор пункта назначения, подходящий для путешествия вид транспорта; обозначение возможного маршрута путешествия, высказывание предположений, что может встретиться на пути. Такое путешествие – повод для изучения растительного животного мира данной местности, особенности жизнедеятельности людей в данной местности и т. п. В ходе таких путешествий происходит заполнение участка контурной физической карты полушарий, линиями пройденных маршрутов, вырезками – метками (животные, растений, людей, занятых типичным трудом).

• Путешествие по «реке времени».

Задача – освоение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему).

При отборе содержания познавательно-исследовательской деятельности необходимо тщательно проанализировать организационные, технические и содержательные компоненты исследовательской деятельности, выявив факторы ограничивающие развитие познавательных способностей детей и определив способы их устранения.

Таким образом, опираясь на научно-педагогический опыт исследователей А. И. Савенкова, Л. Венгера и других, можно сделать вывод о том, что познавательно-исследовательская деятельность :

• во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности;

• во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового;

• в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности;

• в-четвертых, способствует творческому развитию личности, являясь одним из направлений развития детской способности быть исследователем.

Итак, можно сказать, что на протяжении дошкольного детства, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательно - исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Проведение экспериментов, занимательных опытов из доступных материалов, коллекционирование развивает наблюдательность, расширяет кругозор детей, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает начало исследовательской деятельности.

Идет формирование начальных ключевых компетентностей. Чем разнообразнее и интенсивнее познавательная деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Важно стремиться учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке.

Использованные источники:

1. Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду. 2003.№3. С. 4

2. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский. — М. : КноРус, 2011.

3. Щукина Г. И. Проблема познавательных интересов в педагогике [Текст] / Г. И. Щукина. - М. : Просвещение, 1971.- 234 с.

Публикации по теме:

Познавательно-исследовательская деятельность как средство ознакомления с окружающим миром «Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню, Вовлеки меня, и я научусь» Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит.

Деловая игра для педагогов «Познавательно-исследовательская деятельность как средство познавательного развития дошкольников» Цель: расширение знаний педагогов о роли познавательно-исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста. Задачи:.

Лэпбук «Осень», как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольниковЛэпбук «Осень», как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольников Лэпбук как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольников Современные требования, предъявляемые государством к качеству.

Мастер-класс «Театрализованная деятельность как средство формирования интереса у дошкольников к ручному труду»Мастер-класс «Театрализованная деятельность как средство формирования интереса у дошкольников к ручному труду» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 62 комбинированного вида. Мастер- класс Тема:.

Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС 1 слайд. Познавательно – исследовательская деятельность как средство развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ 2 слайд.

Познавательно-исследовательская деятельность, как средство формирования интеллектуальной личности дошкольника «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте.

Семинар-практикум «Исследовательская деятельность как средство развития познавательно-речевой активности дошкольников»Семинар-практикум «Исследовательская деятельность как средство развития познавательно-речевой активности дошкольников» Форма проведения: День профессионального мастерства Дата проведения: 24.04.2017 г. Время проведения: 9.00 – 10.45ч. Участники: Педагоги.

Дидактическая игра как средство формирования познавательной активности у старших дошкольников Одним из эффективных путей активизации познавательной активности дошкольников является дидактическая игра. Игру можно назвать восьмым чудом.

Театрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольниковТеатрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников .

Нетрадиционное рисование как средство формирования познавательного интереса к малой Родине у дошкольников Нетрадиционное рисование как средство формирования познавательного интереса к малой Родине В дошкольном возрасте происходит формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательская деятельность как средство формирования познавательного интереса у старших дошкольников
Опубликовано: 4 марта 2018 в 15:53
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательно-исследовательская деятельность как средство формирования познавательного интереса у старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Шумарова (УИ 835873) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД