Получи документы

Познавательно-исследовательская технология «Путешествие по «Реке времени». Тема: «Часы».

Ия Владимировна Кудрина
Познавательно-исследовательская технология «Путешествие по «Реке времени». Тема: «Часы».

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

Тема (проект. событие): «Часы».

Возрастная группа: подготовительная.

Форма НОД: технология познавательно-исследовательская «Путешествие по «Реке времени»

Форма организации: групповая.

Публикация «Познавательно-исследовательская технология „Путешествие по „Реке времени“, Тема: „Часы“,» размещена в разделах

Учебно-методический комплект: Толстикова О. В., Савельева О. В., Иванова Т. В., Овчинникова Т. А., Симонова Л. Н., Шлыкова Н. С., Шелковкина Н. А. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. – Екатеринбург: ИРО, 2013. – 199с.

Средства:

наглядные: демонстрационный материал часы, раздаточный материал картинки часов, коробка с сюрпризом, ключ.

мультимедийные: слайдовая презентация

ЗАДАЧИ

1. Познакомить детей с историей появления и развития часов, расширить знания о разнообразии часов.

2. Формировать ценностное отношение к времени, чувство времени.

3. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера.

4. Развивать активную речь детей, формировать умение вести диалог с воспитателем и сверстниками.

I. Обсуждение реального события

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут… Я работаю в музее. А вы были когда-нибудь в музее?

Ответы детей

- Вы правы, музеи разнообразны. Ребята, для того чтобы узнать, что хранится в нашем музее, я вам предлагаю отгадать, какой предмет лежит в этой коробке. Мы можем поиграть в игру «Да - нет». Вам знакома эта игра? Задавайте мне вопросы, на которые я могу отвечать только «да» или «нет». Если дети затрудняются, то предложить им игру «отгадай по рисунку», который буду рисовать при них.

II. Постановка целей исследования

- Да, в нашем музее представлена история часов.

- А что мы знаем о часах? Для чего нужны часы? Всегда ли были часы? Какими были часы раньше и как люди узнавали который час? Хотите об этом узнать?

Ответы детей.

III. Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстрированного или предметного материала.

- Тогда отправляемся в путешествие по музею. Но у меня к вам серьёзная просьба, через 20 минут мне надо сделать важный звонок. Поможете мне следить за временем? А то вдруг я увлекусь рассказом.

- Спасибо. Тогда предлагаю вам выбрать, по каким часам будем отслеживать время. Часть музейной экспозиции представлена на этом столе. Посмотрите какое разнообразие современных часов. А как они работают (ходят? Ой, ребята, а эти часы стоят. Почему?

- Да, в наше время используют электронные часы, на батарейках или электрические, которые работают от электричества. Каждый из вас может выбрать часы, по которым будет отслеживать время. Вы умеете это делать?

-А у ваших родителей есть часы? Посмотрите на мои картинки с часами. Как вы думаете, кому они могут принадлежать?

(ответы детей)

- А как вы думаете, в старину, когда ваши прабабушки были ещё маленькими, часы были? Хотите об этом узнать? Пройдёмте в следующий зал.

- Ой, здесь ключ. Как он оказался в музее часов, наверное из музея ключей или я что-то путаю? А вы как думаете, ребята, он случайно сюда попал? Что заставляло эти часы ходить?

- Человек придумал специальный механизм, который заставлял двигаться стрелки. Поэтому и часы называются механическими, их надо постоянно заводить. Если забыл завести, то часы останавливались. Поэтому современные часы удобнее, заводить не надо.

- У нас есть ещё время? Ребята, все картинки перепутались. Помогите разложить их на группы по месту их расположения (нахождения) или где их носили, куда надевали.

- Какие группы часов у вас получились? (ответы детей) Да, вы правы. Часы бывают наручные, карманные, настенные, настольные, напольные, башенные. Порядок навели, спасибо.

- Как у нас со временем, ребята? Хорошо. А как вы думаете, давным-давно, в древности, как люди отмеряли время? Как ещё можно измерять время?

- Предлагаю вам посмотреть на экран.

Слайд 1-4. Давным-давно, когда часов ещё не было, люди узнавали время по солнцу. Вкопал человек в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделит его на части. Каждая часть равнялась одному часу. Изобрели первые часы древние египтяне, где стрелкой работала тень.

Слайд 5. На смену солнечным часам пришли водяные. В высокий и узкий сосуд с дырочкой у дна наливали воду. Капля за каплей она сочилась из отверстия. На стенках сосуда были сделаны черточки – отметки, которые показывали, сколько времени прошло с того момента, когда в сосуд налили воду. Вода вытекает из сосуда, время уходило. А всегда ли в таких часах будет водичка бежать? Как только вода вся выбежит, надо новую налить, т. е. завести водяные часы. И решили люди другие часы придумать.

Слайд 6-7. Огневые или свечные часы. Это тонкие свечи длиной около метра с нанесенной по всей длине шкалой. Они сравнительно точно показывали время, а в ночные часы еще и освещали жилища. К боковым сторонам свечи иногда прикрепляли металлические штырьки, которые по мере выгорания и таяния воска падали, и их удар по металлической чашке подсвечника был своего рода звуковой сигнализацией времени.

Слайд 9. Песочные часы. Они быстро распространились. Этому способствовали их простота, надежность, низкая цена и не в последнюю очередь возможность измерять с их помощью время в любой момент дня и ночи. Их недостатком был сравнительно короткий интервал времени, который можно было измерить, не переворачивая прибора.

IV. Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени»

- Ни один век прошёл от солнечных часов до современных. А чтобы проследить этот путь можно обратиться к «реке времени».

- Река начинается в далеком прошлом – это древность, протекает через старину, где жили наши прабабушки и прадедушки, в настоящее время, где живём мы с вами. Интересно, а как заполните вы «реку времени»? У нас на это осталось ещё время (Если самостоятельно дети не смогут поделиться на подгруппы, то предложить им вариант как это можно сделать)

V. Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования

- У нас осталось ещё время? Посмотрите на реку времени, что вы увидели? (В древности они были такими, в старину вот такими, а в современности такими.) Посмотрите, сколько разных часов на «реке времени» в современности. Мало часов в древности. Почему? (Педагог задаёт вопросы, стимулирующие процесс мышления; комментирует высказывания; проявляет уважение к детским высказываниям. Дети собирают таблицу: древность, старина, современность. (проверка, трудности); выстраивают порядок и последовательность; наблюдают за преобразованием; выражают собственные мысли)

VI.Вывешивание таблицы на стене группового помещения

- Ребята, а что вам больше всего понравилось в нашем путешествие?

- А что было самым интересным?

- Что бы вы ещё хотели узнать?

- Спасибо, вам, ребята. Берегите, цените время.

- Вы можете «реку времени» в группе повесить на стене. (Педагог привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу); предлагает место, где дети могли бы выставить на всеобщее обозрение «реку времени». Дети делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе; планируют самостоятельную (совместную) деятельность; высказывают эмоциональный отклик.

VII. Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности

- Как у нас со временем, ребята? Вы можете дополнить «реку времени» картинками часов, которые принесёте из дома.

Прикреплённые файлы:

drevnie-chasy_r30cd.pptx | 4168,54 Кб
 
Публикации по теме:

Организация различных видов деятельности дошкольников в развивающей предметно-пространственной среде План методической работы по проблеме: "Организация различных видов деятельности дошкольников в развивающей-предметно-пространственной среде".

Технологическая карта организации детской деятельности в ДОУ Сегодня я хочу предложить Вашему вниманию технологическую карту по которой у нас в детском саду будут расписываться любые открытые просмотры.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательская технология «Путешествие по «Реке времени». Тема: «Часы».
Опубликовано: 8 марта 2015 в 17:27
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД