Лучший педагог года

Познавательно-исследовательский проект «Маленькие почемучки»

Елена Евстигнеева
Познавательно-исследовательский проект «Маленькие почемучки»

Актуальность.

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальнейшей проблем современности. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Эксперимент обогащает память ребенка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач, т. е. экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний, сведений. Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности и в первую очередь, с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном.

Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Маленькие почемучки“» размещена в разделах

Вид проекта : познавательно-исследовательский

Продолжительность проекта : среднесрочный (2 недели)

Предмет исследования: неживая природа (песок, вода, камни)

Участники проекта : воспитанники младшей группы (3-4 года, воспитатель, родители

Цель проекта :

Формирование познавательного опыта и практических навыков детей в исследовательской деятельности.

Задачи проекта :

1. Способствовать формированию у детей познавательного интереса к окружающему миру, желания узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать.

2. Способствовать развитию любознательности, пониманию простейших причинно – следственных отношений в системе «действие – результат».

3. Содействовать развитию эстетических чувств, желанию оберегать и создавать красивое.

4. Способствовать ознакомлению детей с явлениями неживой природы.

5. Способствовать формированию представлений о некоторых свойствах веществ и предметов.

Принципы работы по проекту :

- Учет возрастных и индивидуальных особенностей;

- Доступность;

- Постепенность;

- Наглядность

Предполагаемый результат:

К концу проектной деятельности у детей сформированы представления, что:

• Вода – источник жизни на Земле. Вода – жидкость, она льется и капает, может менять цвет и вкус, прозрачная, без запаха, бывает теплой, холодной и горячей.

• Песок сыпучий, сырой, сухой, лепится, когда влажный.

• Камень – твердый, тяжелый, большой и маленький, из него можно построить различные сооружения.

Этапы работы по проекту.

Подготовительный этап

* Подготовка материалов, оборудования для экспериментов;

* Подбор загадок, стихотворений о воде и песке;

* Аудиозапись «Шум воды»;

* Подбор методической литературы;

* Опыты с водой и песком;

* Разработка конспектов по экспериментированию;

* Разработка картотеки опытов с водой и песком, игровые упражнения с песком, познавательные игры с водой и песком;

* Разработка информации и рекомендаций для родителей,

* Создание лаборатории «Почемучка».

Основной этап

Формы работы с детьми.

* Беседы: «Песок. Свойства песка», «Свойства камня», «Аквариум – дом для рыбок», «Водичка, водичка. Для чего нужна вода?»

* Рассматривание альбома «Детям о воде» с изображением реки, озёра, моря, предметных картинок с сюжетами использования воды;

* Проведение познавательных игр с водой и песком: «Теплая – холодная», «Собери большие и маленькие камешки», «Разноцветные кораблики», «Плавает или тонет», «Дождик»; «Мы едим в гости», «Во саду ли, в огороде», «Общим словом назови и напомни», «Детские секретики», «Нарисуй картинку пальцами».

* Проведение НОД: «Песочные рисунки», «Пирожки для Мишки», «Домик из песка и камней для черепашки Агашки».

* Опытно-экспериментальная деятельность: «Вода льется», «Тонет - не тонет», «Разноцветная вода», «Твердая вода», «Влажный – сухой», «Испечем пирожки», «Рисование на песке».

Взаимодействие с родителями:

Информация для родителей «Игры с песком и водой»;

Мини-опрос «Опыты с водой дома»;

Папка-передвижка «Развивающие детские игры с песком и водой»

Заключительный этап

1. Презентация проекта на педсовете;

2. Мини-музей «Мир камней»

3. Итоговая НОД «Домик из песка и камней для черепашки Агашки»

Методическое обеспечение проекта :

* Савенков А. И. «Маленький исследователь»

* Е. О. Смирнова, С. Ю. Мещерякова «Развитие предметной деятельности и познавательных способностей»

* Ю. Л. Акимова «Знакомим дошкольников с окружающим миром»

* С. М. Николаева «Место игры в экологическом воспитании дошкольников»

* Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет»

* Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»

* О. В. Дыбина «Неизведанное рядом». Опыты и эксперименты для дошкольников

* О. В. Дыбина «Твори, измеряем, преобразуем». Игры – занятия для дошкольников

* О. А. Новиковская «Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников»

* Е. В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром». Экспериментирование.

* Л. Ю. Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром»

* Н. В. Кузуб, Э. И. Осипук «В гостях у песочной Феи»

* Л. Н. Менщикова «Экспериментальная деятельность детей с 3 – 6 лет»

Публикации по теме:

Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений Доклад Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений Учитель-логопед Подставкина Н. Н. ГБДОУ д. с. №12 с. Белая Глина. Основой.

Познавательно-исследовательский проект «Мотылёк»Познавательно-исследовательский проект «Мотылёк» Форма проекта: групповая Форма работы с детьми: наблюдение и решение проблемных задач. Методические приемы: наблюдения, проблемно – поисковый,.

Познавательно-исследовательский проект «Загадка в ручке» Проблема проекта: Проблема проекта возникла сама с собой. Утром Рома, как обычно, пришёл в детский сад. Он был чем- то озадачен. Не прошло.

Познавательно-исследовательский проект «Удивительные насекомые» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 Муниципального образования Каневской район Проект по теме:.

Проект «Детское экспериментирование как метод экологического воспитания».Проект «Детское экспериментирование как метод экологического воспитания». В наши дни экологические проблемы как никогда, являются наиболее актуальными. Поэтому основы экологического воспитания должны закладываться.

Проект «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира» Тема: «Наша планета - Земля» Цель: Создать условия для ознакомления детей со свойствами почвы; обобщить знания о Земле, как планете. Ход:.

Познавательно-исследовательский проект «Луковка» Вид проекта: познавательно – исследовательский Проблема: что дети должны знать о зеленом витамине. Материал: земля, вода, лук, контейнеры.

Проектный метод обучения как самый эффективный способ формирования у детей знаний и навыков по ПДД Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма остается приоритетной для общества проблемой, требующей решения на различных уровнях.

Консультация для воспитателей «Работа с песком, водой, крупой как эффективный метод развития мелкой моторики» Тема: работа с песком водой, крупами, как эффективный метод развития мелкой моторики. Актуальность: развитие мелкой моторики посредством.

Семинар — практикум на тему: «Беседа — эффективный метод воспитания безопасности жизнедеятельности дошкольников» Безопасность – это «. состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательский проект «Маленькие почемучки»
Опубликовано: 2 декабря 2015 в 11:29
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД