Папки-передвижки

Познавательно-исследовательский проект «Мини — музей хлеба»

Айдара Хузина
Познавательно-исследовательский проект «Мини — музей хлеба»

Познавательно - исследовательский проект «Мини - музей хлеба"

Составитель: Хузина А. Ф. воспитатель 1 кв. категории МАДОУ детский сад 7 город Красноуфимск.

Детский познавательно – исследовательский, творческий проект «Мини-музей «Хлеб - всему голова»» для детей подготовительной группы по экологическому воспитанию.

Сроки реализации проекта : с 01 октября 2017 года по 06 апреля 2018 года, долгострочный.

Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Мини — музей хлеба“» размещена в разделах

Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели и родители.

Актуальность. Однажды ребят заинтересовал вопрос, почему один кусочек хлеба чёрный, а другой белый, еще ребята вспомнили о том, что есть батон, а есть и багет. Я задала вопрос детям «Кто любит хлеб и откуда он появился? Почему в разных странах он называется по - разному? У детей было первоначальное представление о хлебе, но не все дети смогли ответить: какой хлеб употребляют в Италии, Армении, Франции. Они заинтересовались данным вопросом и хотели узнать еще больше о хлебе. Так возникла идея создания проекта «Мини - музея «Хлеб всему голова».

Музей – эффективное средство познания системы

ценностей, традиций, которые передаются из поколения в поколение. Музей

обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной работы с

детьми, помогает детям понять язык вещей, постичь их культурное значение и рукотворность, становится незаменимыми помощниками в изучении культуры своего народа, воспитывает патриотические чувства и творчество. Музей приобщает ребенка к миру общечеловеческих ценностей, истории, формирует художественный вкус. Создание мини-музея – дело необычайно увлекательное.

Мы с детьми решили узнать, как можно больше информации о хлебе и поделиться ею с другими детьми и взрослыми. В процессе этого мы применили модель трёх вопросов.

Что мы знаем о хлебе?

Хлеб делают из муки и воды.

Хлеб бывает белый и черный

Хлеб пекут в печке и покупают в магазине

Хлеб очень полезный.

Урожай хлеба собирают осенью

Труд выращивания хлеба долгий,трудный

Что хотим узнать о хлебе?

Почему хлеб бывает разного цвета?Как делают муку?

Откуда появился хлеб?Как выращивали хлеб в старину на Руси?

Как выращивают хлеб в настоящее время?Каким хлеб был в военное время?

Какие сорта пшеницы выводят в Красноуфимском селекцентре?Какой хлеб пекут в разных странах мира?Почему хлеб называют «батюшкой» и силой?

Как делают муку?

Спросить у родителей. Посмотреть в Интернете познавательную информацию

Посмотреть в книге или энциклопедии. Сходить на экскурсию в Красноуфимский селекционный центр. Посетить краеведческий музей

Проблема: Как помочь ребенку обрести целостное представление о процессе выращивания хлеба; осознание значимости трудовой деятельности взрослых в этом процессе, что хлеб – это итог большой работы многих людей.

Цель: Расширение познавательных способностей детей, представление о многообразии окружающего мира, развитие проектно-исследовательских умений и навыков, формирование творческого, логического мышления, воображения, развития речи детей, коммуникативных навыков, обогащение предметно - развивающей среды группы.

Задачи:

-формировать у дошкольников представление о музее;

- дать элементарные представления о процессе выращивания и изготовления хлеба; привлечь детей к опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности;

-познакомить с историей хлеба и выращивания его в старину на Руси; о ценности и пользе хлеба во время войны;

-приобщать дошкольников к культурно - эстетическим ценностям, побуждать к творческой деятельности, воспитывать уважение и гордость за хлеборобов, земляков - селекционеров родного края.

Основные принципы:

Доступность: обеспечение непосредственного доступа к предметам и экспозициям музея;

Интегративность: содержание музея позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей, природой, культурой;

Деятельность: музей предоставляет ребенку возможность реализовать разные виды деятельности;

Наглядность: обеспечивает познавательный интерес и эмоциональное восприятие;

Культуросообразность:

Гуманность:

Разнообразность: Экспонаты музея разнообразны

Экологичность: Экспонаты экологически безопасные для здоровья детей

Непрерывность: является частью образовательного пространства детского сада

Партнерство: музей является результатом сотрудничества взрослых и детей.

Формы деятельности:

Поисковая;

Научная;

Экспозиционная;

Познавательная.

Этапы работы над проектом :

1. Организационный (подготовительный) этап. (октябрь)

• Беседа «Такие разные музеи»

• определение темы и названия музея путем опроса воспитанников группы;

• разработка модели и определение места для музея;

• рассматривание презентации «Музей хлеба в Санкт- Петербурге»

• подборка литературы по теме музея, энциклопедий, настольно- печатных и дидактических игр;

Практический этап

Экспозиция «Из истории хлеба»(Ноябрь)

• беседа «Где впервые появился хлеб

• просмотр презентации «Путешествие в прошлое»

• беседы «Каким был хлеб на Руси», «Хлеб и война», «Блокадный хлеб»

• знакомство с интересными фактами о хлебе.

• изготовление лэпбука (сбор информации).

• изготовление экспонатов (ветряная мельница, русская печь)

знакомство с профессиями: (Агроном, комбайнер, пекарь, кондитер, продавец)

• беседа «Через чьи руки приходит к нам хлеб?

«Экспозиция хлеб и фольклор».(Декабрь)«Хлеб- соль кушай да добрых людей слушай» :

Знакомство с пословицами, поговорками, стихами, загадками, сказками, народными подвижными играми о хлебе (приложение «Хлеб и фольклор»)

Чтение художественной литературы о хлебе :

Сказки: «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»; «Колобок»

• В. Дацкевич «От зерна до каравая»;

• К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка»;

• В. Ремизов «Хлебный голос»;

• Я. Аким «Хлеб»;

• Т. Шорыгина «Ломоть хлеба»;

• Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»;

• И. Токмакова «Что такое хлеб»;

• Н. Самкова «О хлебе»;

Э. Гонелиуса «Три ржаных колоса»

• Просмотр мультфильмов о хлебе :«Золотые колосья» белорусская сказка,

«История про девочку, которая наступила на хлеб». По мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена, «Колобок» русская народная сказка, «Хлеб» белорусская сказка, «Чудо – мельница!» русская народная сказка.

• Просмотр познавательных фильмов о хлебе :

(«История про хлеб», «По секрету всему свету, «Как получается хлеб», «Как печется хлеб Передача для детей «АБВГДейка».

• заучивание стихов, примет, пословиц, поговорок о хлебе.

• создание альбома пословиц и поговорок о хлебе, «Хлебобулочные изделия»

• придумывание сказок о хлебе;

• изготовление книжек- малышек со сказками о хлебе

• выставка книг о хлебе;

• составление картотеки подвижных игр, рецептов хлебобулочных изделий

Экспозиция «Исследовательская лаборатория хлеба»(Январь)«Знакомимся,наблюдаем, изучаем, исследуем»

• НОД «Что такое злаки? Виды злаковых круп»

• Сбор образцов злаковых культур, круп, различных видов муки

• Рассматривание и сравнение зерен при помощи лупы (ржи, пшеницы, овса,ячменя)

• Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка)

• Выращивание семян (пшеницы и ржи)

• Экспериментирование «Что необходимо для роста пшеницы»

• Замешивание теста и выпекания хлеба в хлебопечи (с помощью родителей)

• Дегустация хлебобулочных изделий

• Экскурсия в Красноуфимский селекционный центр

• Беседа «Знаменитые наши агрономы- селекционеры. Династия Воробьевых»

• Выставка книг о Красноуфимской селекционной станции.

Экспозиция «Картинная галерея»(Январь)"В мире прекрасного»

• Рассматривание репродукций картин русских и зарубежных художников о хлебе :

И. И. Шишкина «Рожь», И. И. Машкова «Снедь московская», С. А. Куприянова «Вспашка», «Посев», «Уборка», «Озимые».

• Составление рассказов по иллюстрации «Как выращивают хлеб»;

• Беседа по картинам «На пашне» А. Н. Комаровой, «Жатва» З. Е. Серебряковой

• Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий

• Аппликация «Колосок из макарон»

• Рисование натюрморт «Ароматные хлеба», «Каравай»

• Выставка рисунков «Такой разный хлеб»

Экспозиция «Хлеб народов мира»(Март) «Отведайте заморские хлебные угощения»

• Знакомство с различными хлебными изделиями разных народов мира и России

• Просмотр презентации «Хлеб разных народов»,

• Просмотр презентации «Душистый хлеб»

• Выставка хлебобулочных изделий «Золотые руки мам»

• Дегустация различных хлебобулочных изделий

3. Итоговый (заключительный) этап

Открытие мини- музея «Хлеб всему голова»(Март-апрель)

• Итоговая беседа в музее «Что нового мы узнали о хлебе

• оформление альбома «Знакомимся, наблюдаем, изучаем, исследуем»

• Изготовление лэпбука «От зернышка до каравая», лэпбука «Из истории хлеба»

• Экскурсия для младших дошкольников по мини- музею хлеба «Хлеб всему голова»

• Развлечение «Каравай, каравай….»

• Создание видеофильма «Путешествие по мини- музею хлеба»

• НОД «Великий праздник Пасхи»

• Родительское собрание «Наш мини- музей хлеба»

Перспективы развития мини - музея «Хлеб всему голова»

• Пополнить мини - музей экспонатами (макеты плуга, бороны, молотилки деревенской утвари);

• Собрать познавательный материал о предприятиях, где выпекает хлеб в нашем городе;

• Создать экспозицию «Красноуфимский селекционный центр»;

• Сделать картотеку мульфильмов и познавательных фильмов о хлебе;

• Вырастить урожай пшеницы на опытном участке на территории ДОУ;

• Разработать и провести экскурсии для младших дошкольников по разным экспозициям мини-музея;

• Сбор информации о народных праздниках связанные с хлебом

(Масленица, Сабантуй, Праздник борозды, Праздник урожая) .

Планируемый результат:

-узнают, что существуют различные музеи, что можно самим создать мини - музей в группе;

-узнают о хлебе как о ценном продукте питания; их пользе для здоровья человека; какие виды хлебобулочных изделий существуют

-познают много новой, ранее неизвестной, информации в процессе реализации проекта (исторические факты);

воспитывается интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;

-повысится познавательный интерес в процессе деятельности над проектом;

-узнают, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, что хлеб – это итог большой работы многих людей;

-научатся организовывать и проводить исследовательскую деятельность;

-научатся работать книгами и энциклопедиями и другими информационными источниками (Интернет);

-составлять рассказ – описание о долгом пути хлеба от поля до стола;

- сочинять сказки о хлебе

-узнают, какие сорта пшеницы выводят селекционеры Красноуфимского селекцентра;

-повысится интерес к творческой деятельности и что экспонаты можно создать своими руками;

-поделятся своей полученной информацией о хлебе с другими людьми в виде обзорных экскурсий;

-представлять (презентовать) продукт проектной деятельности в форме мини- музея хлеба;

-формируется экологическая культура.

Заключение.

Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею : они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводили экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самомуменять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он —соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама,бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Мини-музеи стали неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашей группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно с взрослыми.

Работа над проектом позволила нам :

-познакомиться с различными видами злаковых культур и муки;

-узнать о нелегком труде тружеников без которых хлеба не было бы на нашем столе;

-научиться отбирать материал по определенной теме, выделять главное.

-узнать много новой информации в процессе реализации проекта (что бывает военный, тыловой, фронтовой и блокадный хлеб);

-посетить Красноуфимскую селекционную станцию, где выводят известные сорта пшеницы

-повысить познавательный интерес в процессе деятельности над проектом;

-узнать этапы выращивания хлеба;

-научиться организовывать и проводить исследовательскую деятельность;

-научиться создавать экспонаты для музея и выступать в роли экскурсовода

- познакомится и попробовать хлебобулочные изделия разных стран;

-развивать познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность.

Выполняя работу, мы узнали много нового и интересного, получили много положительных эмоций в ходе реализации проекта «Мини - музей «Хлеб всему голова»». Данный материал может пригодиться для дальнейшей образовательной деятельности детей.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Мини-музей хлеба в ДОУМини-музей хлеба в ДОУ Мини-музей хлеба Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения.

Мини-музей хлеба «Зернышко»Мини-музей хлеба «Зернышко» Идея создать в группе мини-музей возникла еще в прошлом году. При очередной поездке за город, я остановилась у пшеничного поля, не удержалась.

Познавательно-исследовательский проект «Интересная бумага»Познавательно-исследовательский проект «Интересная бумага» Базисный компонент: Работа по проекту проводится в соответствии с направлениями примерной основной общеобразовательной программы дошкольного.

Познавательно-исследовательский проект: «Я и часы»Познавательно-исследовательский проект: «Я и часы» Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе «Я и часы» Для детей: 6- 7 лет Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Познавательно-исследовательский проект «Луковая семейка»Познавательно-исследовательский проект «Луковая семейка» .

Познавательно-исследовательский проект «Микробы. Какие они?»Познавательно-исследовательский проект «Микробы. Какие они?» . 1. Информационная характеристика образовательного проекта Полное наименование проекта: " Микробы. Какие они?" Автор: Бушуева Л. А., воспитатель.

Познавательно-исследовательский проект «Мотылёк»Познавательно-исследовательский проект «Мотылёк» Форма проекта: групповая Форма работы с детьми: наблюдение и решение проблемных задач. Методические приемы: наблюдения, проблемно – поисковый,.

Познавательно-исследовательский проект «Веселые овощи»Познавательно-исследовательский проект «Веселые овощи» Актуальность проекта: Маленькие дети – это исследователи, в раннем возрасте им все интересно, они все хотят знать и впитывают знания,.

Познавательно-исследовательский проект «Во саду ли, в огороде» «Во саду ли, в огороде» Проблема: Какую модель познавательно – исследовательской деятельности можно использовать для ознакомления малышей.

Экологический познавательно-исследовательский проект «Мир вокруг нас»Экологический познавательно-исследовательский проект «Мир вокруг нас» Экологический познавательно - исследовательски проект: «Мир вокруг нас» Разделы проекта: «Я и природа» «Огород на подоконнике» «Наши.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательский проект «Мини — музей хлеба»
Опубликовано: 25 января 2020 в 23:11
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД