Савичева Елена Владимировна
Познавательно-исследовательский проект по экологии «Из семени в растение».
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательский проект по экологии «Из семени в растение».
Цель: закрепить и обогатить знание детей о росте растений; организовать наблюдение за прорастанием семян в разных условиях; создать в группе условия, способствующие развитию познавательного интереса к исследовательской деятельности; учить умению устанавливать причинно-следственные связи.
Задачи:
Публикация «Познавательно-исследовательский проект по экологии „Из семени в растение“,» размещена в разделах
- В мире растений. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Растения. Изучаем мир растений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
1. Образовательные: продолжать знакомить детей с этапами роста и развития растений : от семени до взрослого растения; довести до сознания детей, что семена — это живые существа (в каждом семени живет растение); для того, чтобы семя проросло, ему необходимы определенные условия: земля, вода, тепло и свет.
2. Развивающие: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; развивать умственные операции, сравнение, обобщение, способность анализировать; стимулировать к самостоятельному формированию выводов; продолжать развивать речь.
3. Воспитательные: воспитывать интерес к явлениям живой природы; формировать бережное отношение к растениям и природе в целом; умение работать в группе.
Материал: кукла ''Буратино'', прозрачные контейнеры с проросшими ростками овса для каждого ребенка, контейнеры с не проросшими семенами, семена различных растений, картинки с изображением растений и их семян, сундучок, фотографии, разрезанные картинки с изображением всех частей растения, картинки с изображением солнышка, лампочки, капельки воды, земли, подносы с песком, шаблоны растений, аудиозапись.
Предварительная работа: за неделю до занятия дети под руководством педагога сеют семена в контейнеры и оставляют их прорастать в разных условиях. Ведут наблюдение за прорастанием семян и развитием растений, ухаживают за всходами.
Ход занятия:
Педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас не обычный гость. Он уже приходил к нам недавно. А кто это, вы поймете, отгадав загадку:
Мальчик с азбукой под мышкой -
деревянный шалунишка.
Победил он Карабаса,
не подвел друзей ни разу.
Кто не слушался Мальвину?
Глупый, добрый. (Буратино)
Педагог: Молодцы, ребята! Это Буратино. Он пришел не с пустыми руками, а принес для нас много интересного. Давайте посмотрим, что у него в сундучке.
Педагог достает из сундучка разрезанную картинку с изображением цветка (корень, стебель, листья, цветок, плод)
Педагог: Ребята, давайте вместе попробуем собрать картинку.
Дидактическая игра «Собери картинку».
Дети собирают пазл из разрезанных картинок с изображением растений.
Педагог: Ребята, а кто из вас помнит, для чего растению нужен корень?
Дети: Всасывает воду из почвы, удерживает растение.
Педагог: А стебель для чего нужен?
Дети: По нему вода идет к листьям и цветам, к нему прикреплены листья и цветы.
Педагог: А листья зачем растению?
Дети: С помощью листьев растение дышит.
Педагог: А что образуется из цветка?
Дети: Плод.
Педагог: Зачем растению плод?
Дети: В нем образуются семена.
Педагог: А для чего нужны семена?
Дети: Из семян вырастает новое растение.
Педагог: Правильно, молодцы. Посмотрите, ребята, Буратино снова принес нам семена и предлагает поиграть в игру «Угадай чьё семечко».
Дидактическая игра «Угадай чьё семечко».
Детям раздаются семена различных растений (подсолнуха, винограда, томата, яблока, гороха, фасоли, огурца, хурмы, гречихи и др.) и загадываются загадки про эти растения. После того как дети отгадают загадку, показывается картинка с изображением данного растения и его семян. И тот у кого попались такие же семена (дети сравнивают свои семена с семенами изображенными на картинке) поднимает руку. А педагог спрашивает, что же вырастит из его семян.
Педагог: Молодцы, ребята, всё правильно угадали. Посмотрите какие еще необычные семена бывают (показ картинок с изображением необычных семян).
Педагог: А кто из вас помнит, что мы делали с семенами, которые Буратино приносил нам в прошлый раз?
Дети: Мы их посадили.
Педагог: Правильно, а кто из вас помнит для кого мы их сажали?
Дети: Для зайчиков, друзей Буратино, которым нечего есть.
Педагог: Умнички, вы все помните. Посмотрите, ребята Буратино принес нам фотографии на которых мы с вами занимаемся посадкой семян.
Детям показываются фотографии на которых они сажают семена (дети вспоминают как они сажали семена).
Педагог: Давайте посмотрим, что же у нас получилось.
Детям раздаются контейнеры с проросшими ростками овса.
Результат опыта №1. Для прорастания семени и успешного роста растения необходима вода.
Педагог: Ребята, скажите мне, пожалуйста, что вы делали, когда сажали семена и ухаживали за прорастающими растениями?
Дети: Поливали их водой.
Педагог: А теперь давайте посмотрим выросло ли растение в контейнере, которое мы не поливали?
Дети смотрят и обнаруживают, что семена не проросли и растения не выросли.
Педагог: А значит какой мы можем сделать вывод? Для прорастания семени и благополучного роста растения необходима.
Дети: Вода.
Педагог: Правильно, молодцы.
На магнитную доску вывешивается картинка с изображением капельки воды.
Результат опыта №2. Для прорастания семени и успешного роста растения необходимо тепло.
Педагог: Ребята, давайте посмотрим проросло ли семя в контейнере, который находился на улице. На улице сейчас тепло или холодно.
Дети: Холодно.
Педагог: Правильно, а в помещении?
Дети: Тепло.
Педагог: Проросли ли семена, находящиеся в контейнере в холоде, на улице?
Дети: Нет.
Педагог: А в контейнере находящимся в тепле, в помещении?
Дети: Да.
Педагог: Какой вывод мы с вами можем сделать? Для прорастания семени и благополучного роста растения необходимо.
Дети: Тепло.
Педагог: Правильно.
На магнитную доску вывешивается картинка с изображением солнышка.
Педагог: Ребята, Буратино предлагает нам немного размяться.
Физ. минутка
Дети повторяют движения за педагогом.
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся, два — нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Результат опыта №3. Для прорастания семени и успешного роста растения необходим свет.
Педагог: Ребята, давайте посмотрим проросли семена в контейнере, который находился в темноте.
Дети: Нет.
Педагог: Какой вывод мы с вами можем сделать? Для прорастания семени и благополучного роста растения необходим.
Дети: Свет.
Педагог: Правильно.
На магнитную доску вывешивается картинка с изображением лампочки.
Результат опыта №4. Для прорастания семени и успешного роста растения необходима земля.
Педагог: Посмотрите, ребята, проросли семена, находящиеся в контейнере без земли?
Этот контейнер находился в тепле, на свету и мы их поливали. Проросли они?
Дети: Нет.
Педагог: Какой вывод мы с вами можем сделать? Для прорастания семени и благополучного роста растения необходима.
Дети: Земля.
Педагог: Правильно.
На магнитную доску вывешивается картинка с изображением земли.
Педагог: Итак, мы с вами выяснили, что для превращения семени в растение необходимы.? (Показываются картинки на магнитной доске)
Дети: Вода, тепло, свет, земля.
Педагог: Правильно, молодцы. А сейчас, ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Растущие цветочки».
Релаксационное упражнение «Растущие цветочки».
Педагог предлагает детям представить себя маленькими, сморщенными семенами цветов (дети сжимаются в клубочки, прячут головки и прикрывают их ручками).
Педагог: Солнышко пригрело семена, подарило им много тепла и света, дождик полил землю, в которой прятались семена и цветочки начали свой рост. Сначала у них появились стебельки и листочки (тела и ручки детей медленно вытягиваются вверх). Затем появляются бутоны (кисти рук сжимаются в кулачки). И, наконец-то, цветы расцветают
(кулачки резко разжимаются).
Педагог: Какие красивые цветочки выросли на лугу. Ребята, а можно рвать цветы?
Дети: Нет, они же живые. Ими можно только любоваться.
Педагог: Правильно, послушайте, я прочитаю вам стихотворение.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты!
Должны мы над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица,
И доброе лицо им показать!
Песочная терапия.
Педагог: А сейчас, друзья мои, я предлагаю вам немного порисовать, но не карандашами, а песком. Я уверена Буратино будет очень рад посмотреть как рисуют песком.
Детям раздаются подносы с песком и бумажные шаблоны растений, включается спокойная музыка.
Педагог: Прежде чем приступить к рисованию, я напомню вам правила работы с песком:
Здесь нельзя кусаться, драться!
И нельзя песком кидаться!
Можно строить и творить:
Горы, реки и моря -
Чтобы жизнь вокруг была!
Никого не обижать,
Ничего не разорять!
Это мирная страна
Дети, поняли меня!
Педагог: Давайте представим, что подносы – это грядки. Мы с вами будем сажать на наших грядках растения. Мы берем в руки песок, представим, что это семена и сыпем его на наши грядки. Ребята, чтобы растение росло его нужно.? поливать. Давайте представим, что мы поливаем грядки из леечки водой. (Дети стучат кончиками пальцев по песку).
А еще для наших растений необходимо солнышко.
Давайте нарисуем солнышко. (Дети рисуют солнышко).
Педагог раздает шаблоны для рисования. Дети дети сыпят на них песок. Шаблоны убираются, а на подносе остаются изображения различных растений. Дети называют растение, которое '' вырастили''.
Педагог: Молодцы! Замечательные растения выросли на ваших грядках.
Давайте попрощаемся с песочком.
В ладошки наши посмотри — (Дети смотрят на ладошки)
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок, (Дети водят ладошками по песку)
Ты нам умнее стать помог!
Итог.
Педагог: Ребята, Буратино пора уходить, ведь его ждут голодные зайчата. Он внимательно слушал и запоминал все, о чем мы с вами говорили и что делали. И теперь он научит своих друзей - зайчат самих выращивать себе растения для еды.
Давайте напомним Буратино, что же необходимо для того чтобы из семени появилось растение.
Дети: Вода, свет, тепло и земля.
Дети отдают Буратино контейнеры с проросшим растениями и он уходит.
Педагог: Молодцы, ребята! А кто мне скажет, для чего нужны растения? Какая от них польза?
Ответы детей.
Педагог: Правильно, растения дают пищу человеку и животным, чистый воздух, много разных материалов, растения лечат, а еще растения бывают очень красивыми и мы любуемся ими. Не зря говорят: «Растение — земли украшение». Они живу вокруг нас и помогают нам жить. И мы с вами должны относиться к ним бережно, охранять их и ухаживать за ними.