татьяна чубрикова
Познавательно-исследовательский проект по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста «Деревья в нашем парке»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование представлений детей о деревьях, растущих на территории детского сада, их строении и особенностях.
Задачи:
Расширять у детей знания и представления о деревьях :
-характерных особенностях строения;
-признаках, отличающие одни деревья от других;
-сезонных изменениях в строении лиственных деревьев;
-узнавать и называть деревья, произрастающие на территории детского;
Публикация «Познавательно-исследовательский проект по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста „Деревья в нашем парке“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2024
Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей :
-развивать умение связно и последовательно рассказывать;
- активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление;
-учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно- следственные связи, делать обобщения.
Повысить уровень экологических знаний родителей через совместное участие в педагогическом процессе с детьми.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Актуальность
Взаимоотношения человека с природой актуальный вопрос современности. Дети мало общаются с природой. Можно наблюдать небрежное, порой жестокое отношение детей к природе, в частности, к деревьям. Деревья окружают нас постоянно, но дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к цветущим растениям. Кроме того, деревья и растения воспринимают как неживые объекты. Деревья прекрасные объекты для наблюдений, так как имеют ярко выраженные сезонные изменения. Таким образом, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с растительным миром, с деревьями, формирование у детей убеждения о необходимости бережного и сознательного отношения к природе, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.
Проблема затронутая проектом
Нужно признать, что с раннего возраста ребенку недостаточно прививается любовь и уважение к природе. Телевидение, компьютер играют первостепенное значение в жизни подрастающего поколения. При всей своей занятости, родители мало уделяют внимания этой проблеме. В семьях нет достаточной литературы, которая рассказывала бы о природе родного края. Сами родители располагают недостаточной информацией, знаниями, чтобы воспитывать в детях экологическую культуру. Дети не задумываются о главном: что деревья играют важную роль в нашей жизни.
Гипотеза
Представления детей о взаимосвязи живой природы и человека сформируются при условии, если будет осуществляться система работы по экологическому воспитанию с использованием наблюдений, дидактических сюжетно – ролевых игр, занятий по ИЗО, практического взаимодействия с окружающей средой.
Этапы работы над проектом.
Подготовительный этап.
Действия воспитателей :
– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
– подбор методической литературы для реализации проекта;
–подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, репродукций картин, организация развивающей среды в группе.
Действия детей :
- участие в выставке детских работ;
- рассматривание картин с изображением пейзажей во все времена года.
Действия родителей:
- Помочь в подборке книг, журналов, иллюстраций о деревьях.
2-й этап. Основной (практический)
Формы работы Образовательные области Содержание работы
С детьми Познавательное развитие - НОД по ознакомлению с окружающим миром «Люблю березку русскую» (Приложение 1);
- Беседа «Что мы знаем о деревьях и о березе в частности?» (Приложение 2);
- Рассказ воспитателя «Как берёзу использовали в древности?» (Приложение 3);
- Наблюдения и исследовательская деятельность (Приложение 4);
- Экологическая экскурсия (Приложение 5);
- Экологические наблюдения (Приложение 6).
Речевое развитие - Беседа «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой» (Приложение 7);
- НОД по развитию речи в старшей группе «Деревья» (Приложение 8);
- Сообщение «Деревья вокруг нас» (Приложение 9);
- Чтение художественной литературы (Приложение 10).
Социально-коммуникативное развитие Сюжетно-ролевые игры: «Дворники», «Мы в лесу», «Заповедник»
Художественно-эстетическое развитие - НОД по рисованию в старшей группе «Осеннее дерево» (Приложение 11);
- НОД лепка «Кисть рябины» (Приложение 12).
Физическое развитие - Подвижные игры на участке (Приложение 13);
Игровая деятельность (Приложение 14).
С родителями - Участие в конкурсе книжек-малышек «Деревья в нашем парке» (Приложение 15);
- Помощь ребенку в подготовке сообщения «Деревья вокруг нас»;
- Помощь в организации экскурсий.
3-й этап. Заключительный.
1. Обработка результатов проекта;
2. Презентация проекта для педагогического коллектива детского сада с целью трансляции опыта;
3. Диагностика освоения детьми темы проекта.
Ожидаемые результаты реализации проекта :
Дети:
- научатся различать, узнавать и называть дуб, клен, березу, рябину, ель, сосну и их плоды;
- разовьются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
-у детей появится желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
-продолжится развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, образного мышления, творческих способностей,
-появится понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе;
Родители:
Повысится интерес у родителей к данному вопросу, расширится кругозор экологических знаний родителей.
Воспитатели : накопление практических навыков проектной деятельности.
Используемая литература:
1. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа экологического воспитания в детском саду, Москва «Мозаика – Синтез» 2018
2. А. Дитрих, Г. Юрмин, Р. Кошурникова «Почемучка», Москва «Педагогика – Пресс» 2019
3. А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду», Москва ТЦ «Сфера» 2020
4. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва «Мозаика – Синтез» 2019
5. М. Н. Сигимова «Познание мира растений», Детство пресс 2020
6. Т. А. Шорыгина «Деревья. Какие они?», Москва 2018
7. О. А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет, Москва «Мозаика – Синтез» 2016
Результаты реализации проекта :
• Презентация проекта для педагогического коллектива детского сада с целью трансляции опыта;
• Пополнение предметно-пространственной среды группы книгой «Деревья вокруг нас» и книжками-малышками «Деревья в нашем парке»
• Диагностика освоения детьми темы проекта.
В начале проекта В конце проекта
низкий уровень средний уровень высокий уровень
В результате проведения комплексной работы по ознакомлению детей с деревьями, растущими на территории детского сада, у детей возрос интерес к природе, закрепились и уточнились знания о деревьях и кустарниках, появилось желание больше узнать о деревьях, сформировалось доброжелательное отношение ко всему живому, возросла умственная и речевая активность, дети научились самостоятельно делать выводы, у них сформировался эстетический вкус;
знания и впечатления они использовали в изодеятельности. Предметно пространственная среда в группе пополнилась книгой «Деревья вокруг нас» и книжками-малышками, изготовленными детьми и их родителями.
Таким образом, тема «Деревья в нашем парке» в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить познавательный интерес детей, воспитывает добропорядочность, любовь к деревьям, ко всей природе в целом.
Продукты проекта :
• Презентация проекта «Деревья в нашем парке»;
• Выставка книжек-малышек «Деревья в нашем парке»;
• Книга с иллюстрациями «Деревья вокруг нас».