Папки-передвижки

Познавательно-исследовательский проект «Удивительный мир зеркал»

Наталья Хмелёва
Познавательно-исследовательский проект «Удивительный мир зеркал»

Аннотация

Проблема: однажды на прогулке дети увидели на окнах солнечные блики. Маша спросила: «Откуда они?». Оказалось, на шапке Арины были приклеены зеркальные бусины, которые и давали отражение. И мы решили выяснить, какие свойства зеркал помогают появиться солнечным зайчикам? Откуда взялись зеркала? Кто их придумал и изготовил, и как давно это произошло? Как раньше люди обходились без зеркал? Для чего еще нужны зеркала, где их применяют, и какие свойства есть у зеркала?

Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Удивительный мир зеркал“» размещена в разделах

Гипотеза: Мы предположили, что зеркала обладают разными свойствами и поэтому их очень широко применяют в современном мире.

Цель: Узнать, что такое зеркало и какими свойствами оно обладает.

Задачи проекта :

1. Узнать об истории возникновения зеркал.

2. В ходе практических опытов определить свойства зеркал.

3. Выяснить, где применяются зеркала в современном мире.

Объект исследования: зеркало.

Предмет исследования: свойства зеркала.

Методы:

анализ полученной информации

наблюдение

интервьюирование

деятельно-продуктивный

исследовательский

эксперимент

моделирование

метод сбора информации – изучение литературы и Интернет источников;

Практическая значимость: данное исследование показало нам, что основное свойство зеркала – отражать. Зеркала бывают плоскими, кривыми, выпуклыми и вогнутыми сферические, полупрозрачным. Применение их в жизни человека многогранно.

Научная статья

Введение

В жизни каждого человека зеркало играет важную роль : с него начинается утро — человек умывается, приводит себя в порядок, заглядывает в него в течение дня, но не задумывается о том, сколько хранит оно интересных тайн и открытий.

Проблема: однажды на прогулке дети увидели на окнах солнечные блики. Маша спросила: «Откуда они?». Оказалось, на шапке Арины были приклеены зеркальные бусины, которые и давали отражение. И мы решили выяснить, какие свойства зеркал помогают появиться солнечным зайчикам? Откуда взялись зеркала? Кто их придумал и изготовил, и как давно это произошло? Как раньше люди обходились без зеркал? Для чего еще нужны зеркала, где их применяют, и какие свойства есть у зеркала?

Гипотеза: Мы предположили, что зеркала обладают разными свойствами и поэтому их очень широко применяют в современном мире.

Цель: Узнать, что такое зеркало и какими свойствами оно обладает.

Задачи проекта :

1. Узнать об истории возникновения зеркал.

2. В ходе практических опытов определить свойства зеркал.

3. Выяснить, где применяются зеркала в современном мире.

Объект исследования: зеркало.

Предмет исследования: свойства зеркала.

Методы:

анализ полученной информации

наблюдение

интервьюирование

деятельно-продуктивный

исследовательский

эксперимент

моделирование

метод сбора информации – изучение литературы и Интернет источников;

Практическая значимость: данное исследование показало нам, что основное свойство зеркала – отражать. Зеркала бывают плоскими, кривыми, выпуклыми и вогнутыми сферические, полупрозрачным. Применение их в жизни человека многогранно.

Этапы проекта

I. Подготовительный.

1. Определение темы проекта.

2. Сбор информации о зеркалах : ознакомление с энциклопедическим материалом по данной теме; получение знаний с помощью сети Интернет.

3. Привлечение родителей к участию в проекте : помочь детям собрать информацию об истории возникновения зеркал, о применении зеркал в жизни.

II. Основной:

На втором этапе дети провели опрос взрослых и детей в группе.

Взрослым задавался вопрос: «Для чего вы смотритесь в зеркало

Детям: Знаешь ли ты, что в качестве зеркала использовали древние люди?

Пользуешься ли ты зеркалом в течении дня?

Хочешь ли ты узнать секрет зеркала и его тайны?

Популярные ответы родителей: посмотреть, как я выгляжу; зарядить себя улыбкой; зарядить себя позитивом; посмотреть на лицо.

Вывод: 55% (12 детей) знают, что в качестве зеркала в древности использовали воду или лужу, 45% (10 детей) нет. Все одногрупники пользуются зеркалом в течение дня по – разному: 32% (7 детей) пользуются редко, 45% (10 детей) – часто и 23% (5 детей) иногда. 86% (19 детей) хотят узнать какие секреты хранит зеркало и разгадать его тайны, 14% (3-е детей) нет.

Реализация проекта проходила по направлениям: работа с детьми, родителями и педагогами и пополнение предметно – развивающей среды.

Деятельность с детьми: (Приложение 1)

Читали:

Снежная королева. Г. Х. Андерсен

«Бобик в гостях у Барбоса» Н. Носов

«Алиса в стране чудес» и «Алиса в зазеркалье» Льюис Кэрролл

«Аленький цветочек» обр. Афанасьева

«Королевство кривых зеркал» Виталий Губарев

«Зеркало и обезьяна» Басня. И. А. Крылов

Мифы и легенды Древней Греции (Миф о Персее и медузе Горгоне; об Архимеде, спасшем Сиракузы)

Смотрели:

Мультфильм «Фиксики. Зеркало» (https://www.youtube.com/watch?v=9VMH5CopmHg)

Обучающее видео «Как делают зеркала» (https://www.youtube.com/watch?v=TakjR0HdLSQ)

Обучающее видео «Как Это Сделано – Зеркала» (https://www.youtube.com/watch?v=hSvlU83n_tU)

Презентации о истории зеркала.

Совершили виртуальные экскурсии:

Музей – усадьба Кусково в Москве (https://kuskovo.ru/posetitelyam/dostupnyj_muzej/)

Музей занимательной оптики Оптимус «Magic of Light. Lite» в Санкт – Петербурге. (https://piterzavtra.ru/magic-of-light-lite/)

Вели поиск информации:

В энциклопедиях

В сети Интернет

Провели опыты и эксперименты:

«Отражение в воде»

«Изобретаем зеркало»

«Человек в зеркале»

«Зеркальное письмо»

«Многократное отражение»

«Солнечные зайчики»

«Целое из половинки»

«Калейдоскоп»

«Кривое зеркало»

«Увеличительное зеркало»

«Мои зрачки»

Игровая деятельность:

Игра «Зеркало»

Сюжетно – ролевая игра «Парикмахерская»

«Что рассказал микроскоп»

«Наблюдаем в телескоп»

«Многогранник»

Квест – игра «Королевство кривых зеркал»

«Сравни»

«Создай рисунок»

«Живое зеркало»

Создали «Ленту времен»

Творческая деятельность:

Рисовали свой портрет, с помощью зеркала.

Рисовали на зеркале «Мой портрет»

Аппликация «Волшебное зеркало»

Танец с зеркалами

Конструировали зеркало из различных видов конструктора

«Театр эмоций»

Деятельность с родителями:

Создание мини – музея «Удивительные зеркала»

Консультация для родителей «Игры с зеркалами»

Мастер – класс «Как сделать калейдоскоп своими руками»

Деятельность с педагогами: (Приложение 2)

Мастер – класс «Исследовательская деятельность «Свойства зеркал»

Консультация: «Нейроигры с зеркалами»

Пополнение предметно – развивающей среды:

Картотека игр и экспериментов с зеркалами

Мини – музей «Удивительные зеркала»

Сюжетно – ролевая игра «Магазин зеркал»

Зеркала «Солнечные зайчики» для экспериментирования на прогулке

III. Заключительный

Анализ выполнения проекта и достигнутых результатов

Создание картотеки игр и экспериментов с зеркалами

Презентация проекта

Определение перспектив

Теоретическая часть.

1. Для начала мы определили, что такое зеркало?

В словаре С. И. Ожегова сказано: "Зеркало гладкая отполированная блестящая поверхность (стеклянная, металлическая, дающая отражение находящихся перед ней предметов». Зеркало – это гладкая поверхность, предназначенная для отражения света или другого излучения. Зеркало – весьма гладкая, металлическая или стеклянная доска, отражающая предметы.

Вывод: если проанализировать все значения, то можно сделать краткий вывод, что зеркало – это предмет, в котором может отражаться другой предмет.

1.2. История появления зеркала.

Изучая литературные и информационные источники, мы узнали, что зеркало имеет многовековую историю, а слово зеркало в переводе на разные языки означает - размышлять. Оказывается, впервые человек увидел свое отражение в луже. Это и было первое «зеркало». Но его нельзя было носить с собой, поэтому человек задумался, как же сделать переносное зеркало? Чего он только не пробовал - полировал камни, монеты, золотые и серебряные пластины. Первое стеклянное зеркало было создано римлянами в 1 веке нашей эры. Оно представляло собой стеклянную пластинку со свинцовой или оловянной подкладкой. Делали и стальные зеркала. На Руси их называли «булатными». В XII веке венецианскими мастерами братья Андреа и Доменико получили листовое зеркальное полотно. Так произошло главное событие в истории производства зеркал. Венеция сохраняла секреты изготовления зеркал в глубокой тайне. Но следует отметить, что старинные зеркала были покрыты не тонким слоем серебра, как это делается сейчас, а амальгамой, в состав которой входило 70% олова и 30%ртути.

В отражающие составы они добавляли золото и бронзу, поэтому все предметы в зеркале выглядели красивее, чем в действительности. Стоимость такого венецианского зеркала равнялось стоимости небольшого морского судна, поэтому обладателями зеркал могли стать только очень богатые люди. В России зеркальные стекла появились при Петре I и делали их такой громадной величины, что это вызывало удивление во многих странах. Революцию в производстве зеркал совершил немецкий химик Юстус фон Либих, в 1835 году, начав применять серебро для производства зеркал и получая при этом более ясное изображение. Эта технология, практически без изменений до сих пор используется в производстве зеркал.

Вывод: история создания зеркала началась со времен первобытных людей, секреты изготовления зеркала хранили, как государственную тайну.

1.3. Технология изготовления зеркал и их применение.

В настоящее время производство зеркал состоит из следующих этапов; резка стекла; декоративная обработка края заготовки; нанесение на заднюю стену стекла тонкой пленки металла, отражающего покрытия; нанесение защитного слоя меди или специальных склеивающих химикатов, а уже затем два слоя защитного лакокрасочного покрытия.

Какие же бывают зеркала? Изучив информацию в интернете, мы выяснили: плоские, вогнутые, выпуклые.

Где сейчас используют зеркала?

Самым верным другом человека по праву считается зеркало, расположенное в ванной комнате. Их применяют и учёные, и медики, и даже военные, а также с зеркалами связано много мифов и поверий.

Плоские, вогнутые и выпуклые сферические зеркала широко используются во многих оптических приборах: спектрометрах, телескопах, микроскопах, лазерах, зеркальных фотоаппаратах. А также в качестве отражателей зеркала используют в обычных прожекторах, фарах и нагревателях. С помощью вогнутых зеркал концентрируют энергию Солнца в гелионагревательных установках для отопления.

Боковые зеркала на автомашинах делают всегда выпуклыми: водитель видит, сидя на месте, все, что окружает его с соответствующей стороны. На дорогах и на тесных парковках стационарные выпуклые зеркала позволяют избежать столкновений и аварий.

Даже обычный «солнечный зайчик» от зеркала нашёл своё применение в приборе под названием гелиостат. Его используют для поиска полезных ископаемых и для сигнализации. В медицине используются специальные зеркала для осмотра поверхностей, скрытых от непосредственного наблюдения. Отоларинголог с помощью вогнутого зеркала рассматривает уши, горло, нос. Офтальмолог использует специальное Глазное зеркало – офтальмоскоп – сферическое зеркало с небольшим отверстием в центре. С помощью него врач видит изображение глазного дна человека. Стоматологам тоже нужны зеркала, чтобы рассмотреть и вылечить зубы на верхней челюсти.

Вывод: технология изготовления зеркал совершенствуется до сих пор.

Практическая часть проекта.

Для того, чтобы узнать свойства зеркал, необходимо провести эксперименты с ними.

Эксперимент 1. «Отражение в воде»

На столе посуда с водой и цветная бумага. Наливаем воду в прозрачную посуду и ставим на белую бумагу. Мы видим свое лицо? Почему? Опытным путем приходим к выводу, что посуду с водой нужно ставить на темную бумагу, чтобы дно стало темным, тогда отражение станет четким.

Эксперимент 2. «Изобретаем зеркало»

На столе фоторамка и фольга. Под стекло подкладываем фольгу, вот мы и придумали зеркало. Вывод: Через прозрачный лист стекла, лучи солнца проходят беспрепятственно. А если этот лист с одной стороны прикрыть – получается зеркало.

Эксперимент 3. «Человек в зеркале»

Посмотри в зеркало, дотронься до правого уха, а какое это ухо в твоем отражении. Помаши левой рукой, что показывает твое отражение?

Вывод: Человек, смотрящий в зеркало, видит не себя, а своё отражение. Это явление называют зеркальным отражением.

Эксперимент 4. «Многократное отражение»

Два зеркала поставить под углом 120 градусов, в угол поставить небольшую фигуру. Сколько вы видите фигур? Буду приближать зеркала, что происходит? (ответы)

Вывод: если поставить два зеркала под определенным углом, то можно увидеть несколько отражений, чем меньше угол, тем больше отражений.

Эксперимент 4. «Целое из половинки»

Необходимо одно зеркало, карточки, на которых изображены половины симметричных предметов. Ребенок должен поднести зеркало к нарисованной половине таким образом, чтобы четко отразился весь предмет.

Вывод: если поставить половину картинки перед зеркалом под определенным углом, то можно целое отражение.

Эксперимент 5. «Солнечные зайчики»

С помощью маленьких зеркал, мы ловили солнечный луч и направляли его на разные поверхности.

Вывод: зеркало отражает луч света и само становится источником света

Заключение.

В ходе работы над проектом мы узнали для себя много нового. Во-первых, узнали все об истории возникновения зеркал – как и когда они появились, как изменялись. Во-вторых, в ходе практических опытов определили свойства зеркал. Главное свойство зеркала - отражение. В-третьих, выяснили, где применяются зеркала в современном мире. И, самое главное, доказали свою гипотезу: Свойства зеркала очень разнообразны. И поэтому использование зеркал не знает предела!

Таким образом мы доказали опытным путем основного свойства зеркал :

1. Зеркало отражает все то, что находится перед ним. Но только не совсем точно, а меняя право на лево и наоборот.

2. Зеркало имеет свойство многократно отражать предметы.

3. Если поставить половину картинки перед зеркалом под определенным углом, то можно целое отражение.

4. Зеркало отражает луч света.

Перспектива:

Публикация на сайте образовательной организации, дошкольное образование Заводоуковского городского округа, «Детские сады Тюменской области»;

Участие в креатив – фестивале «Надежда»;

Презентация проекта в рамках преемственности с СОШ№4;

Презентация проекта в рамках дня открытых дверей в детском саду «Золушка»;

Постановка спектакля «Рассказы старого зеркала».

Список использованной литературы:

Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. – М. : ООО «А ТЕМП» – 2010.

А. И. Шапиро «Секреты знакомых предметов. Зеркало»

Григорьев И. Н. Необыкновенная история обыкновенной вещи. – М. : Издательство ОЛМА-ПРЕСС – 2004.

Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. – М. : Ключ-С – 1998.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Исследовательский проект на тему «Этот удивительный воздух»Исследовательский проект на тему «Этот удивительный воздух» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №14 «РАДУГА» 141730, Московская область.

Познавательно-исследовательский проект «Ах, эти вкусные конфеты» Руководитель проекта: Крум Галина Леонидовна Актуальность: Дети очень любят конфеты. Они готовы ими питаться практически целыми днями. Наблюдая,.

Познавательно-исследовательский проект: «Я и часы»Познавательно-исследовательский проект: «Я и часы» Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе «Я и часы» Для детей: 6- 7 лет Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Познавательно-исследовательский проект «Луковая семейка»Познавательно-исследовательский проект «Луковая семейка» .

Познавательно-исследовательский проект «Мотылёк»Познавательно-исследовательский проект «Мотылёк» Форма проекта: групповая Форма работы с детьми: наблюдение и решение проблемных задач. Методические приемы: наблюдения, проблемно – поисковый,.

Познавательно-исследовательский проект «Удивительный песок» для детей раннего возрастаПознавательно-исследовательский проект «Удивительный песок» для детей раннего возраста .

Познавательно-исследовательский проект «Веселые овощи»Познавательно-исследовательский проект «Веселые овощи» Актуальность проекта: Маленькие дети – это исследователи, в раннем возрасте им все интересно, они все хотят знать и впитывают знания,.

Познавательно-исследовательский проект «Вода и её свойства»Познавательно-исследовательский проект «Вода и её свойства» Актуальность: Вода - единственное вещество на земле, которое существует в природе во всех трёх агрегатных состояниях: жидком, твёрдом, газообразном.

Познавательно-исследовательский проект «Юные исследователи» Проект «Юные исследователи"Актуальность проекта «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и.

Познавательно-исследовательский проект «Во саду ли, в огороде» «Во саду ли, в огороде» Проблема: Какую модель познавательно – исследовательской деятельности можно использовать для ознакомления малышей.

Автор публикации:
Познавательно-исследовательский проект «Удивительный мир зеркал»
Опубликовано: 7 декабря 2022 в 21:30
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД