Светлана Голышкина
Познавательно-исследовательский творческий проект «Мой домашний питомец»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно – исследовательский, творческий, среднесрочный, групповой проект: «Мой домашний питомец»
Участники проекта: воспитатель, дети, родители.
Руководитель проекта: воспитатель МАДОУ №1 – Голышкина Светлана Владимировна.
Направленность проекта реализуется в рамках познавательного развития детей младшей группы.
Актуальность:
Публикация «Познавательно-исследовательский творческий проект „Мой домашний питомец“» размещена в разделах
- Домашние питомцы
- Домашние питомцы. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июль 2020
В современных городских условиях не каждая семья может позволить содержать домашнее животное в квартире.
Проект позволяет расширить представления у детей о домашних животных (кошка, собака, аквариумные рыбки, попугай, хомяк) и правилах ухода за ними.
Животные являются источником первых знаний о природе.
Ребенок видит животное - он к нему тянется, распознает названия, отмечает различия, познает его поведение.
Животные являются источником развития сенсорики.
Ни одна обучающая игрушка не может сравниться с природой.
Ребенок непосредственно через органы чувств воспринимает объект: форму, величину, цвет, запах, пространственное расположение, движения, мягкость, фактуру шерсти и т. д.
Животные являются источником развития логического мышления.
На основе представлений о животных, дети учатся видеть связи и зависимости: кошка мяукает у миски - голодная, затаилась - охотится.
Животные источник для различных видов деятельности - наблюдение, игра, труд, творчество и т. д.
В результате формируется любознательность, наблюдательность, развивается фантазия.
На начало проекта представления у детей младшего дошкольного возраста о домашних животных, проживающих в квартире и способе ухода и общения с ними, были недостаточно сформированы.
Дети по предложению воспитателя показывали животных, но называли его не всегда. Конкретные признаки не выделяли. Неохотно принимали участие в уходе и наблюдениях за животными.
Таким образом, мы решили, начать работу, чтобы повысить уровень познавательной активности детей посредством расширения представлений у детей о разнообразии домашних питомцев, наблюдение и ухода за ними.
Цель проекта: расширение кругозора через ознакомление с окружающим миром.
Задачи педагогической деятельности: расширять знания детей об окружающем мире, о домашних любимцах; побуждать к выражению эмоций; обогащать словарный запас по теме «Домашний питомец»; развивать речь, творческие способности, умение ухаживать за животными; приобщать к труду.
Целевые ориентиры образования (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка):
• ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ;
• ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя;
• ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;
• ребенок может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
• у ребенка развита крупная и мелкая моторика в соответствии с возрастом; он подвижен, владеет основными движениями;
• ребенок может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
• в соответствии с возрастом ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями; обладает элементарными представлениями из области живой природы (знает домашних животных и их детенышей, особенности жизни и питания)
Этапы работы над проектом.
1 этап:
Подборка литературы по заданной тематике, проведение консультаций;
анализ собранной информации;
написание содержания проекта;
распределение заданий детям и родителям, распределение ответственных за реализацию проекта.
Создание условий:
1. Беседы с детьми с целью выявления у детей знаний о домашних животных.
2. Организация развивающей среды:
-картинки домашних животных;
-альбомы для рассматривания «Домашние животные», «Все о кошках»
-детские энциклопедии;
-художественная детская литература;
-настольно – печатные игры;
-настольный театр;
-книжки-раскраски: «Домашние животные», «Дикие животные»;
шаблоны животных и рыб;
-подбор подвижных, дидактических игр и игровых упражнений.
3. Подготовка материала для изобразительной деятельности: пластилин, стеки, бумага, клей, краски, кисточки, цветная бумага, цветной картон.
2 этап:
Непосредственная реализация, использование разнообразных форм работы с детьми и их родителями. Реализация индивидуального подхода в работе с семьями воспитанников.
1. Рассматривание книг, детских энциклопедий, альбомов.
2. Чтение и заучивание стихов, потешек, загадывание загадок про домашних животных;
3. Пальчиковые игры
4. Настольный театр.
5. Беседы «Беседа «Мой домашний любимец»
6. Беседа «Птицы и рыбки у нас дома»
7. Развлечение: «Домашние животные»
8. Составление описательного рассказа по фотографии с опорой на схему «Мой домашний любимец»
Знают названия домашних животных, умеют называть их детенышей, могут рассказать о среде обитания, чем питаются, какой образ жизни ведут.
Сочиняют повествовательный рассказ о своем питомце, умеют внимательно слушать товарища, правильно произносят слова, используют средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми; воспринимают, понимают и адекватно реагируют на эмоции сверстников.
Умеют ухаживать за животными в домашних условиях.
9. Рисование красками: «Рыбки в аквариуме»
Умеют схематично рисовать животных, используют разные цвета как средство выразительности, стараются передавать эмоции в своем рисунке
10. Лепка: «Кот»
11. Аппликация: «Кормушка для птиц», «Гнездо»
12. Подвижные, дидактические игры, комплексы утренней гимнастики.
Подвижные игры: «Кошка и котята», «Лохматый пес», «Кошка мышек наловила», «Мы как они», «Дом для животных», «Стадо»
Дидактические игры: «Кто где живет?», «Кто чем питается?» и другие;
Пазлы: «Собачка», «Рыбка», «Котята» и др.
Настольно – печатные игры.
13. Консультация для родителей «Животные у вас дома»
14. Консультация для родителей (папка-передвижка) «Домашние животные в жизни ребенка»
15. Участие в благотворительной акции «Помоги бездомным животным» (проводится в МАДОУ №1, для питомника «Зоорассвет»)
3 этап:
Основные цели и задачи: воспитывать эмоционально-положительное отношение к миру животных детей младшего дошкольного возраста Основное содержание:
1. Оформление фотоальбома/проекта «Мой домашний любимец»
2. Презентация проекта на Неделе «Домашние животные».
3. Участие в акции «Помоги бездомным животным»
Результаты проекта.
В рамках проекта, работа получилась познавательной. Проектная деятельность спланирована с учетом образовательных областей. У детей сформированы представления о домашних животных.
Ребята познакомились с многообразием домашних животных.
Выяснили, что домашние животные в современной жизни чаще всего являются компаньонами человека, друзьями и даже членами семьи.
Узнали, что люди заводят домашних животных для душевного тепла, уюта, радости общения, чтобы не быть одиноким. А так же, домашние животные благотворно влияют на здоровье и настроение человека.
Ведь присутствие в доме любого животного благоприятно воздействует на нервную систему, снимает стресс, помогает выздоровлению, повышает настроение.
У детей сформировались следующие умения: передавать образы в продуктивной деятельности; слушать и понимать художественное слово;
умение экспериментировать.
Словарь детей за время проекта был обогащен новыми словами.
Дети поняли, что необходимо радоваться окружающему миру, заботиться о животных, видеть необыкновенную красоту природы, а также с удовольствием продолжать развивать наблюдательность, творческое воображение, представления об окружающем мире, произвольную память и внимание.
Работа с родителями. Заинтересованные результатами и продуктами проекта родители выполняли домашние задания и просьбы, активно участвовали в реализации проекта, помогая детям освоить и осмыслить новые знания.
Дети и их родители поняли, что милосердие – это не слабость, а сила, и что маленькие волонтеры - это сильные маленькие люди, способные прийти на помощь.
Список литературы
1. Энциклопедия для детей. Том 24. Домашние питомцы. : М., «Аванта+». 2004 г.
2. Т. А. Шорыгина «Домашние животные. Какие они?». М. :«ГНОМ и Д». 2008 г.
3. Н. П. Бацанов. Ваши домашние четвероногие друзья. Санкт-Петербург. Лениздат. 1992
4. Дмитриев Ю. Д. Человек и животные. Кн. 2.- М. : Дет. лит., 1975
5. У наших питомцев – праздник. Кот и пес. - 2000.- № 9.- С. 6.
6. Кошки и котята. М. :РОСМЭН. - 2000
7. В. Чаплина. У нас дома кошка. М. :Малыш. - 1990
8."Проекты в ДОО: теория и практика развития детей 3-7 лет" Сертакова Н. М., Кулдашова Н. М. и др. Издательство2016 год
9. Интернет ресурсы.
Детско - родительские работы: