Лучший педагог года 2022

Познавательное тематическое занятие для детей подготовительной группы, посвященное жизни и творчеству С. Торбокова

Татьяна Чалышева
Познавательное тематическое занятие для детей подготовительной группы, посвященное жизни и творчеству С. Торбокова

«У шорского народа с русским

Общих триста лет…»

Познавательное тематическое занятие для детей подготовительной к школе группы, посвященное жизни и творчеству Степана Семеновича Торбокова

Цель: формирование представлениий у дошкольников о коренных жителях Кузнецкой земли – шорцах; ознакомление воспитанников с шорским поэтом и сказителем Степаном Семеновичем Торбоковым

Задачи:

познакомить дошкольников с обычаями, традициями, условиями жизни коренного народа Кузнецкой земли – шорцев;

дать представления об особенностях культуры шорского народа: национальная музыка и национальный музыкальный инструмент кай-комус, шорские сказители – кайчы, горловое пение – кай;

знакомить с творческим наследием шорского поэта и сказителя С. Торбокова;

развивать память, внимание, воображение;

формировать ценностное отношение к людям других национальных культур, воспитывать любовь к природе, родному краю.

Материалы: демонстрационный материал – портрет С. Торбокова, изображения шорцев, юрты внутри и снаружи, русской избы с печкой, шорского музыкального инструмента кай-кумуса; макет костра, костюм шамана, большой бубен, костюм природы, телевизор, DVD-проигрыватель, запись мультфильма «Шорцы-кузнецы», аудиозаписи шорской народной музыки.

Ход занятия

1. Вводная беседа

- Сегодня мы познакомимся с удивительным человеком, поэтом, сказителем Степаном Торбоковым (детям демонстрируется портрет С. Торбокова). Он жил в Кузбассе, в земле Кузнецкой. Его родиной был город Осинники. Послушайте, как Степан Торбоков пишет о нашем крае.

Предварительная словарная работа: котловина, блюдечки озер, луговины, вихрами дыбятся леса.

Кузбасс

Среди высоких гордых гор

Простор Кузнецкой котловины.

Синеют блюдечки озер,

Пестрят коврами луговины.

Вихрами дыбятся леса,

Пронзают небо стрелы кранов,

И заводские корпуса

Дымят, как трубки великанов.

Пусть о тебе, мой край родной,

Молва идет-шумит по свету:

В твоей богатой кладовой

Каких сокровищ только нету!

- Стапан Торбоков был шорцем. Он родился в семье шорца-охотника. А вы, ребята, знаете, кто такие шорцы?

2. Рассказ воспитателя «Шорцы – удивительный народ»

Когда-то давным-давно нашу Кузнецкую землю заселяли племена шорцев (изображение шорцев). Занимались шорцы выплавкой железной руды, кузнечным делом, охотой и земледелием. Шорцы охотились в тайге на медведя, волка, лису и других животных, ловили рыбу.

Жили шорцы в юртах (изображение юрты снаружи и внутри). Это четырех- или шестиугольная постройка, крытая соломой и берестой (корой березы). Печки в юрте не было. Посередине помещения находился очаг, на котором готовили еду. Дым от костра шел в юрту и уходил через отверстие в крыше. Пола не было. Поэтому в юрте всегда было холодно и дымно. С появлением в этих краях русских людей к шорцам пришла и русская изба (изображение избы изнутри, русской печи). Послушайте, как об этом пишет Степан Торбоков :

Изба

Жили мы когда-то в тесной юрте,

Разъедал глаза нам едкий дым.

О порядке добром, об уюте

И не снилось родичам моим.

На земле и ели мы, и спали,

Темный люд, слепая голытьба.

Но однажды в мир тоски, печали

К нам шагнула русская изба.

С четырьмя углами и трубою

Под тесовой крышей с потолком,

Светлая, пропахшая сосною,

С теплым полом - шлепай босиком.

Стали наши юрты вроде пугал

По сравненью с этаким жильем.

Ходим в полный рост.

В передний угол

Грамоты почетные кладем.

И душа поет, поет как птица,

Радуется солнечной судьбе.

И не может счастье уместиться

Даже в этой праздничной избе.

- А почему наш край назвали Кузнецким? Оказывается это тоже в честь шорцев. Давайте посмотрим мультфильм «Шорцы-кузнецы» и всё узнаем.

3. Просмотр мультфильма «Шорцы-кузнецы».

- Так почему же наш край называют Кузнецким, а город, в котором мы с вами живем, Новокузнецк?

4. Игра «Белый шаман»

- Шорцы верили, что мир населён многими невидимыми добрыми и злыми духами, которые могут помогать или вредить людям. Некоторые самые сильные люди получают тайные знания, им дается дар разговаривать и общаться с духами. Их называли «шаманами».

Шаманы исполняли ритуальные танцы, били в бубен и пели, тем самым они просили у духов здоровья, если кто-то болел, дождя, если была засуха, славной охоты или доброго урожая.

Сегодня к нам в гости пришел шаман, он принес с собой пожелания счастья и благополучия.

Появление шамана под шорскую музыку. Шаман выполняет несколько движений с бубном.

Игра «Белый шаман»

Играющие идут по кругу под шорскую национальную музыку. В центре круга – водящий. Это белый шаман – добрый человек. Он бьет в бубен в такт музыки. Музыка затихает, шаман бьет в бубен несложный ритм, остальные играющие должны его повторить. Повтор 3 раза.

5. Рассказ воспитателя «Шорцы и природа»

Шорский народ очень бережно относится к природе, считая ее живой. Шорцы зря никогда не уничтожают природные богатства и относятся к ним очень бережливо. Если шорцы охотятся или рубят лес, они просят прощения у природы. Шаманы очень часто обращаются к природе.

- Шаман:

Люблю сибирскую природу,

Мне близок нрав ее прямой.

Всегда, в любое время года

Она верна себе самой.

- Природа:

Люблю мой край, гористый и лесной,

В весну и осень, летом и зимой.

Причудлив он, когда ручьи текут,

Когда саранки пестрые цветут,

Когда в зеленом сумраке лесов,

Как колдовство, звучит кукушкин зов.

- А вы знаете, что названия месяцев у шорцев связаны с явлениями природы и хозяйственной деятельностью человека, например, апрель - месяц бурундука (зверек выходит из нор на поверхность, начиная добывать себе пищу, август - месяц молнии, ноябрь - месяц охоты.

6. Посиделки у костра

- Очень любили шорцы собираться вечерами возле костра и слушать легенды и сказки. А рассказывали их сказители – кайчы. Часто свой рассказ они сопровождали пением и игрой на шорском народном инструменте кай-комусе (изображение кай-комуса). Таким сказителем был Степан Торбоков. Шорский народ знает его и помнит как одного из великих своих кайчы.

- Я предлагаю вам разместиться возле костра и послушать шорскую народную легенду:

(рассказывание легенды «Кукушка» под тихую шорскую народную музыку)

КУКУШКА

Когда-то кукушка была красивой девушкой по имени Какук. Был у неё брат Пасюк. Дружно жили сестра и брат. Пришло время, брат женился.

Соседи говорили: – Хорошая у тебя жена.

Не успеет утром Пасюк посмотреть на солнышко, как жена уже на стол накрыла, одежду подала. Когда он соберётся на охоту, продукты даст, дверь откроет. Днём всё в окно глядит, ждёт мужа. Если он задержится, жена вся изведётся и вздыхает, как больная.

Однажды Пасюк не вернулся с охоты. Погоревала жена три дня и три ночи, потом грустить перестала.

А Какук от горя похудела, только о Пасюке говорила:

– Вот здесь он сидел, огонь добывал, ударяя огнивом о камень. Нож у него был такой острый, что мог срезать кедр.

– Апу! – удивлялась вдова. – Ты, Какук, ничего об охотниках не знаешь. У них на каждом шагу опасность. Если зверь не задрал, то со скалы сорвался или заболел в тайге.

Услышав это, Какук заплакала, а вдова ещё говорит:

– Смерть по пятам за охотником ходит, ничего удивительного в том, что она настигла Пасюка.

Заболела девушка, слегла в постель. Невестка стала перед зеркалом крутиться, прихорашиваться, на парней из окна поглядывать. Между тем солнышко на небе поднималось выше и выше, жарко становилось. Больная попросила воды. Невестка сказала:

– Подожди, брови подведу.

Какук не могла ждать. Она превратилась в птицу и заметалась по комнате, пытаясь вылететь через окно в тайгу на поиски брата. Невестка схватила её за ногу. Но птица вырвалась, оставив на руках невестки перья.

Вот почему одна нога у кукушки голая. Поёт она грустно о себе, о брате.

Ка-кук – это я сама.

Па-сюк, Па-сюк – это брат мой.

Так и по сей день Какук ищет брата, зовёт его, свое гнездо не строит. И нет у неё ни детей своих, ни дома.

7. Подведение итогов

Понравилось ли вам занятие?

Что больше всего запомнилось?

С каким поэтом и сказителем мы сегодня познакомились?

Какой народ жил на земле Кузнецкой много лет назад?

Почему земля Кузнецкая и г. Новокузнецк так называются?

Публикации по теме:

Познавательное занятие для детей подготовительной группы «Планета Земля на карте и глобусе» Программные задачи: Закрепить знания детей о карте и глобусе. Уточнить представления о Солнечной системе. Формирование простейших навыков.

Интегрированное познавательное занятие для детей подготовительной группы «Такое разное море» Такое разное море интегрированное познавательное занятие для детей подготовительной группы Цель: Расширение представлений у детей о разных.

Физкультурно-тематическое занятие для детей старшего возраста, посвященное Дню защитника Отечества Физкультурно - тематическое занятие для детей старшего возраста посвящённое Дню защитника Отечества. Задачи: продолжать знакомить детей.

Комплексно-тематическое занятие, посвящённое празднику «День Победы» для детей подготовительной группы Комплексно-тематическое занятие, посвящённое Дню Победы (Для детей подготовительной группы) Дети входят в зал под торжественную музыку «Герои.

Тематическое мероприятие, посвященное Дню космонавтики «Полет в Космос» для средней группы Цель: Повысить двигательную активность детей, доставить чувство радости. Задачи: 1. Воспитывать интерес и потребность в физических упражнениях.

Тематическое музыкальное занятие для логопедической подготовительной к школе группы, посвященное неделе книги Дети входят в зал, садятся на стульчики Муз. рук: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Мы посвятим его книгам, ведь.

Тематическое занятие посвященное 23 февраля для старшей группы «День защитника Отечества» Тематический сценарий к 23 февраля для старшей группы 2018г. Цель: Воспитывать чувство уважения к Российской Армии, любви к Родине. Задачи:.

Тематическое занятие посвященное Дню Космонавтики «Звёздное путешествие» в старшей и подготовительной группах Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №42 «Солнышко» комбинированного вида Щелковского муниципального района Московской.

«Вспомним, как это было». Тематическое занятие с использованием ЦОР в подготовительной группе, посвященное Дню Победы Подготовила воспитатель : Суржанская Ирина Ивановна Программные задачи: Воспитательная: воспитание уважения к защитникам Родины на основе.

Тематическое занятие-викторина по развитию речи для детей подготовительной группы «Защитники Отечества» Цели: воспитание уважения, любви и благодарности к людям, защищающим Родину от врагов; обогащение речи признаками, синонимами; усвоение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательное тематическое занятие для детей подготовительной группы, посвященное жизни и творчеству С. Торбокова
Опубликовано: 31 мая 2018 в 09:02
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 февраля. День хвоста на МААМ

Сегодняшний праздник посвящен такой важной части тела животных как хвост. «Каждая лиса свой хвост нахваливает» — эта поговорка подчеркивает тот факт, что хвост не просто украшение, а любой хвост для...

6 февраля. День кактусов на МААМ

 Сегодняшний праздник посвящен украшению пустыни, необычным цветковым растениям — кактусам. Эти колючие красавцы не боятся палящего солнца, они как верблюды могут долго обходиться без воды и помогают...


Горячие темочки