Познавательное занятие в подготовительной группе «Береги глаза и уши»

Галина Мазур
Познавательное занятие в подготовительной группе «Береги глаза и уши»

Задачи:

- Дать детям представление о том, что глаза и уши являются главными органами чувств человека.

- Рассказать об особенностях зрительного восприятия предметов и явлений, подчеркнуть разницу органов зрения человека и животных.

- Познакомить с особенностями развития слуха у животных и человека.

-Активизировать знания о роли слуха для ориентировки в окружающей действительности и в овладении человеческой речью, определить значимость расположения ушей на сторонах головы человека.

- Воспитывать сострадание к незрячим и глухим людям, желание оказывать помощь.

- Привести к пониманию, что зрение и слух необходимо беречь.

Материалы и оборудование: презентация «Глаза и уши», письмо от Незнайки, компьютер, интерактивная доска, фотоаппарат, ленточка, зеркала на всех детей.

Словарная работа: зрачок, радужная оболочка, роговица, веко, барабанная перепонка.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, лото «Собери человека», чтение художественной литературы С. Маршак «Доктор Айболит», Э. Мошковская «Уши», загадывание загадок, сюжетно-ролевая игра «Поликлиника».

Ход занятия

В: Ребята, я получила письмо от нашего друга Незнайки (слайд 1, давайте вместе его прочтем. «Здравствуйте друзья! Я хочу обратиться к вам за помощью. Кнопочка загадала мне загадку, сказала, что отгадка это то, что очень нужно людям, без чего трудно жить. Я не могу отгадать, помогите мне, пожалуйста. Вот эта загадка: «Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят» (слайд 2).

Правильно ребята, это глаза. А почему Кнопочка сказала, то это очень нужно людям? Зачем человеку глаза? (Верно, с помощью глаз человек видит предметы, цвет, форму, размер, получает информацию, видит красоту окружающего мира и т. д.) Глаза помогают человеку передвигаться в нужном направлении, ориентироваться в пространстве и времени. Благодаря глазам мы получаем информацию об окружающем нас мире.

По глазам, можно определить какой человек, какое у него настроение. А как наши глаза передают настроение. Давайте вместе покажем.

- Если нас что-то удивило, мы широко открываем глаза, делаем удивленный вид.

- Если нам грустно, печально опускаем глаза вниз.

- Если испугались, прищуриваем глазки, стараемся спрятаться.

- Если сердимся, хмурим брови.

- Если радуемся, поднимаем глазки вверх, улыбаемся.

Молодцы, ребята. Хотите узнать тайны наших глаз? Давайте пройдем за столы и продолжим нашу беседу.

Воспитатель достает фотоаппарат.

- Ребята, что это? Посмотрите, я сейчас нажму на кнопку затвора. Что вы заметили? Правильно, открылось маленькое круглое отверстие, через которое проходят лучи света. Они попадают на пленку и рисуют на ней то, что мы фотографируем. Примерно также устроен наш глаз. Посмотрите в глаза друг другу. Что вы видите? (Маленький цветной кружочек). Он называется радужной оболочкой. У одних она коричневая, у других – зеленая, у кого-то – голубая, у некоторых людей – серая. По радужной оболочке определяют цвет глаз человека.

Знаете ли вы, какого цвета ваши глаза? Посмотрите в глаза друг другу, посмотрите в зеркало на свои глаза. Какого они цвета? (Ответы детей).

А черная точка посередине – это зрачок. Через него лучи света проникают внутрь глаза. И мы видим то, на что смотрим.

А теперь давайте закроем глаза и представим, что мы ничего не видим. Какие у вас были ощущения? Как бы мы жили, если не было бы глаз. Важно ли зрение для человека?

Мы с вами выяснили, что зрение очень важно для человека. Природа заботливо охраняет такой важный орган, как глаза. (Слайд 3) Сам глаз похож на шар, его называют глазное яблоко, живет он в «домике» - глазнице. «Дверь» в этом домике – веко. Потечет со лба пот, защитит – бровь, пыль – задержат реснички. А если пылинки попадут в глаз, появится слеза, которая помоет глаз.

Снаружи наш глаз защищен твердой прозрачной оболочкой. Это роговица.

Если опасность, что делает глаз? Посмотрите!

Воспитатель неожиданно взмахивает ленточкой перед глазами. (Веки закрылись раньше, чем мы успели подумать). В темноте наши глаза видят предметы, а цвет предметов различают плохо. Зрачок в темноте расширяется, а на свету сужается. (Проверьте дома).

Ребята, у кого еще есть глаза? (Ответы детей).

(Рыбы, птицы, звери, насекомые). А как вы думаете, для животных зрение также важно как для человека или нет?

Я хочу рассказать вам об интересных особенностях зрения некоторых животных. Так обезьяны, наши ближайшие генетические родственники, видят втрое лучше. Глубоководные рыбы видят в кромешной тьме. Сокол способен разглядеть цель величиной в 10 см с расстояния 1,5 км. Причем он даже на большой скорости сохраняет четкость изображения. (Слад 4).

Несмотря на то, что глаза способны сами себя защитить, с ними случаются разные беды. Если о них плохо заботиться, то, что с ними может случиться, мы попробуем отгадать.

Игра «Хорошо – плохо». Дети рассматривают иллюстрации с изображением детей в различных ситуациях. (Слайд)

- Ребята, зрение надо беречь, глаза охранять и тренировать их. Давайте проведем тренировку для глаз.

Хомка – хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встает

Щечки моет, глазки трет.

Поморгает – раз, два, три

Вдох и выдох. Посмотри

Далеко ручей бежит,

На носу комар пищит.

Смотрит хомка выше, ниже,

Вправо, влево, дальше, ближе…

Осмотрел он все кругом

Прыг! И в норочку бегом.

А еще глаза необходимо подпитывать витаминами. Надо есть морковку, груши, шиповник, виноград, чернику, капусту. (Слайд)

На Земле есть люди, которые ничего не видят, они лишены зрения. Их называют слепыми. Трудно живется слепому человеку. Ребят, если мы увидим на улице слепого человека, как сможем помочь ему? Правильно, поможем перейти ему дорогу, подняться по ступенькам, зайти в транспорт, купить хлеб в магазине, лекарство в аптеке. Для таких людей открывают специальные школы, издают книги, они живут в своем мире.

Ребята давайте сделаем правила, как беречь глаза и пошлем их Незнайке.

(Ребята оформляют памятку по охране зрения)

Ребята, в конверте оказалась еще одна загадка. Незнайка интересуется

и уши тоже важны или нет? (слайд 1)

Давайте ребята ответим Незнайке на его вопрос. Зачем человеку слух? Можно ли прожить без него? Сколько у вас ушей? Подвижны ли они?

(Слух нам нужен, чтобы услышать опасность, узнать, что-то новое, радостное известие, мнение друзей, прекрасную музыку и др.) (слайд 2, 3, 4, 5)

Слух ещё очень важен при обучении людей речи (слайд 6). Для того чтобы научиться говорить, маленькие дети сначала долго слушают и запоминают, что и как говорят окружающие люди. Если человек рождается глухим, он, как правило, и говорить не может.

Как устроено наше ухо? Оно состоит из трех частей: наружнее, среднее и внутреннее. Наружнее на что похоже? (слайд 7). На раковину, оно так и называется ушная раковина, на границе между средним и наружнем ухом натянута очень тонкая, но упругая барабанная перепонка. От звука она начинает вибрировать, чем сильнее звук, тем больше она дрожит, поэтому очень важно, остерегаться громких звуков, чтобы перепонка не лопнула.

У животных слух более развит, чем у людей, почему? Для того чтобы выжить в лесу, одним приходиться охотиться, а другим прятаться, в этом животным помогает хороший слух? Давайте мы с вами все вместе превратимся в зайцев и попрыгаем на лужайке (слайд № 8):

Скачут зайки на лужайке -

Прыг, скок, прыг, скок, Дети прыгают.

Травку щиплют, кушают,

Ушками все слушают Изображают руками уши зайца.

Не идет ли волк. Присаживаются, прячутся.

Волк улавливает звуки за 50м, человек за 5 м. (слайд 9)

Лисица находит своих жертв под снегом по шороху (слайд 10).

Ежи слышат даже, как улитка выпускает рожки (слайд 11).

У большинства животных уши на голове, но у кузнечика на передних ногах (слайд 12).

Существует такое выражение: «в одно ухо влетело, а из другого вылетело» как вы это понимаете? На самом деле прямого сообщения между ушами нет. Но зато есть связь уха с носоглоткой, поэтому болезни уха, горла и носа лечит один врач – отоларинголог (слайд 14).

Давайте с вами подумаем, как нам нужно беречь наши уши? (не слушать громкую музыку, не кричать, не засовывать различные предметы, не допускать попадания воды, в холодную погоду носить головные уборы) (слайд № 15)

Что же мы напишем Незнайке? Важен ли слух? Мы обязательно пошлем ему правила охраны слуха, пусть он их соблюдает и бережно относится к своим ушам.

(Ребята оформляют правила по охране слуха)

Ну что ж, теперь мы все правила сложим в конверт, пусть они помогут Незнайке сохранить зрение и слух.

Дети складывают все в конверт и отдают воспитателю, чтобы отправить Незнайке.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-glaza-i-ushi_op7so.ppt | 9227 Кб | Скачан: 198
 
Публикации по теме:

Презентация «Тело человека» (2 часть) для детей старшего дошкольного возраста Данная презентация является продолжением предыдущей, в которой я знакомила детей с частями тела человека. Это вторая часть, в которой дети.

Трудовая деятельность детей в подготовительной группе В "программе дошкольного образования от рождения до школы" Мы можем прочитать:"Хозяйственно-бытовой труд в подготовительной группе. Задачи:.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Познавательное занятие в подготовительной группе «Береги глаза и уши»
Опубликовано: 8 января 2015 в 00:47
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 ноября. День рождения Деда Мороза

14 лет в этом году исполняется замечательной традиции – праздновать день рождения Дедушки Мороза. Ведь 18 ноября – именно тот день, когда в Великом Устюге, главной резиденции новогоднего волшебника,...

18 ноября. Выставка рукавичек на МААМ

Впереди зимние холода, самое время вспомнить о рукавицах. Ох, уж эти рукавички – непослушные сестрички. Так и норовят потеряться. Даже Дедушка Мороз постоянно теряет свои рукавицы, а они у него не...

Взаимодействие педагогов и родителей в период адаптации к условиям детского сада...
Адаптация -способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды. Социальная адаптация-это вхождение ребёнка в коллектив сверстников (...
Конспект дидактической игры «Где обедал воробей?» с детьми первой младшей группы
Задачи: • Дать представление о зоопарке и его обитателях. Формировать умения правильно их называть; • Продолжать формировать умения отгадывать загадки. •...
Фотоотчет отчётного урока по моделированию в 3–4 классах
Приглашаю Вас на фоторепортаж отчётного урока по моделированию в начальных классах! На этой неделе в пятницу в 3 и 4 классах состоялись отчётные уроки...