Получи документы

Познавательные процессы у детей дошкольного возраста

Галина Щербакова
Познавательные процессы у детей дошкольного возраста

У детей дошкольного возраста выделяются следующие познавательные процессы :

• Восприятие;

• Внимание;

• Память;

• Воображение;

• Мышление;

• Речь (письменная и устная).

При этом здесь важно учитывать такое понятие, как информация. Она включает в себя непосредственно информацию и источники ее получения. Непосредственно информация составляет собой совокупность различных сведений, фактов, событий, происходящих в окружающем мире. Между тем, источниками информации могут служить восприятие самого человека, мнение другого человека, книги, газеты, журналы, телевидение, интернет и т. п. Исходя из конкретных целей и возможностей, каждый человек использует те или иные источники информации.

Публикация «Познавательные процессы у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Говоря об информации, нельзя не сказать и о таком понятии, как «отношение к информации». Подобный аспект имеет наибольшее значение для педагога, так как играет ведущую роль в формировании познания у детей-дошкольников.

Если сравнивать отношение к информации у взрослых и детей, то взрослые считают информацию первичной, а затем уже формируют свое отношение к ней. У детей процесс формирования отношения к информации прямопротивоположный. Взрослый человек высказывает или показывает иными способами свое отношение к информации, опираясь на свои знания, опыт и представления. Дети, наоборот, с большей охотой будут познавать то, к чему хорошо относятся, а о том, что им не нравится, даже не захотят слышать.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что баланс компонентов познавательной сферы, то есть информации и отношения к ней, связан с уровнем развития познавательных процессов у ребенка определенного возраста. Чем ребенок старше, тем сложнее его психические процессы.

Тем не менее, следует отметить, что за счет преобладания эмоционально-чувственного освоения мира процесс познания у детей-дошкольников идет намного интенсивнее, чем у взрослых. Поэтому педагоги и родители должны ясно понимать, что процесс формирования отношения ребенка к миру является постоянным, соответственно, это отношение и будет определять, в каком русле будут развиваться знания и способности ребенка.

Очевидно, что понятия «информация» и «отношение к информации» имеют между собой очень четкую и тесную связь. После того, как с помощью различных источников человек освоил какую-либо информацию, она неизменно оставляет в душе определенный след, чувственный или эмоциональный, который и называется «отношением».

Исследуя информацию и отношение к ней у детей дошкольников, Н. Н. Поддъякова выявила две противоречивые тенденции, которые определяют процесс формирования знаний. В соответствии с первой из них, ребенок стремится расширить и углубить четкие и ясные знания об окружающем мире, которые составляют основу его познавательной сферы. Но в соответствии с другой тенденцией, чем интенсивнее проходит мыслительный процесс, тем больше перед ребенком появляется неясностей, впоследствии формирующих различные догадки, предположения и вопросы. Подобные «неясности» выступают мощнейшим стимулятором умственной активности детей. В свою очередь, в результате взаимодействия данных тенденций количество неопределенных знаний уменьшается, поскольку ребенок старается их уточнить и прояснить. Со временем они переходят в четкие знания (Дусавицкий, с. 225).

Учитывая это, педагог должен понимать, что чем больше ясных знаний формируется у ребенка, тем интенсивнее идет процесс появления неясных знаний. Поэтому его основная задача сводится к тому, чтобы сделать информацию для дошкольника не самоцелью, а средством, с помощью которого он сможет развивать свои познавательные потребности и интересы. А в этом процессе на первый план выходит положительное отношение ребенка к информации, его можно создать двумя путями:

1. Сформировать положительные эмоции, а затем и чувства по отношению к объекту/ процессу деятельности, либо к лицам, с которыми ребенок будет взаимодействовать. Здесь задача педагога сводится к выражению положительного отношения к ребенку и его деятельности, к знакомству ребенка с удачными образами деятельности, к выражению веры в его силы и возможности, к одобрению его деятельности, а также к выражению положительного отношения к результатам его деятельности. В этой связи огромное значение приобретает успех и его общественная оценка. Облегчить задачу педагога можно, если предложить ребенку заняться тем видом деятельности, с которой хотя бы частично были связаны его прежние интересы.

2. Сформировать понимание смысла деятельности, ее личной или общественной значимости. Достичь этого можно, используя образные рассказы о смысле деятельности, объяснения, наглядную демонстрацию результатов данной деятельности и иные аналогичные приемы.

Если интерес формируется по мере создания положительного отношения к деятельности, то непосредственное занятие ею можно считать выражением любви или долга. Подобная деятельность пока не является существенной для познавательного процесса, поскольку еще не содержит четкого интереса. Как только у ребенка изменится отношение к этой деятельности, объекты станут для него непривлекательными, у него постепенно исчезнет и стремление заниматься данной деятельностью.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что интерес ребенка формируется в результате правильно организованной структуры деятельности. В связи с этим, можно выделить следующие этапы организации деятельности:

1. Создание основы для формирования интереса, как внешней, так и внутренней. Под внешней основной воспитания интереса понимается организация жизни и создание благоприятных условий, которые будут способствовать возникновению потребности в конкретном объекте или в конкретной деятельности у данной личности. Под внутренней основой формирования интереса понимается усвоение ребенком известных и общедоступных знаний, навыков, а также визуальной опознавательной специфики.

2. Формирование положительного отношения к объекту и деятельности с дальнейшим переводом отдаленных смыслообразующих мотивов в более близкие для человека мотивы. На этом этапе интерес пока не формируется, как таковой, однако у ребенка возникают психологические предпосылки к его появлению, он начинает чувствовать потребность в деятельности, принимая ее.

3. Организация постоянной и систематической поисковой деятельности, которая способствует формированию подлинного интереса. На данном этапе у ребенка появляется познавательное отношение и внутренняя мотивация, толкающие его заниматься данным видом деятельности.

4. Развитие деятельности таким образом, чтобы в результате занятий перед ребенком ставились новые вопросы и задачи, которые подкрепляли бы его интерес к данной деятельности или объекту.

Очевидно, что два первых этапа обретают особенное значение в педагогической работе, при этом на воспитание отношения тратится достаточно длительное время. В свою очередь, систематическая поисковая деятельность приводит к тому, что у ребенка на психологическом уровне рождают позитивные эмоции, а его достижения способствуют формированию стойкого динамического стереотипа познавательного интереса, который в будущем может превратиться в качество, так или иначе характеризующее личность ребенка. Этап формирования подлинного интереса важен не столько потому, что пробуждает в ребенке положительные эмоции и приводит к пониманию смысла и значения данной деятельности, сколько потому, что у ребенка формируется внутренняя мотивация для занятий данным видом деятельности. Иными словами, со временем сама деятельность начинает побуждать ребенка, чем дальше — тем больше он в нее углубляется: у него появляется желание больше узнавать, решать больше задач, достигать больше целей.

Если педагог сумеет правильно воспользоваться данным детским «ресурсом», то интерес ребенка будет иметь тенденцию к неограниченному развитию. В процессе постановки новых познавательных и поисковых задач, интерес дошкольника будет более насыщенным, он будет получать больше радости от занятия данной деятельностью, что в конечном итоге может перерасти в настоящую «жажду» познания. Со временем это приведет к формированию стойкого интереса, который от решения одной задачи и перехода к другой будет только укрепляться.

Публикации по теме:

«Новогодняя история». Презентация стихотворения А. Барто «Дело было в январе» Данная презентация знакомит детей с творчеством Агнии Барто. Презентация предназначена для детей дошкольного возраста и детей с различными.

Программа по развитию познавательных процессов старших дошкольников с применением дидактической игры Программа по развитию познавательных процессов с применением дидактических игр Цель: развивать познавательные процессы: восприятие, внимание,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательные процессы у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 28 июля 2014 в 19:52
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД