Калашникова Наталья Ивановна
Познавательный проект «Черное море»
Познавательный проект
«Черное море»
Тип проекта : познавательно-творческий
Сроки реализации проекта : краткосрочный (одна неделя)
Проблема: На сегодняшний день вопросы охраны окружающей среды стоят очень остро. Одной из причин этого является отсутствие у людей экологической грамотности и культуры. Я считаю, что необходимо еще в дошкольном возрасте воспитать бережное отношение к родной природе, закладывать основы экологической культуры. Много вокруг нас еще неизведанного и прекрасного. Хотелось бы дошкольников познакомить с этим загадочным и таинственным миром, ведь живя рядом с Черным морем, мы так мало знаем о нем, его истории, обитателях. Необходимо воспитывать у детей бережное и осознанное поведение по отношению к родной природе.
Публикация «Познавательный проект „Черное море“» размещена в разделах
Цель: Формирование знаний и представлений об экологии Черного моря, его обитателях. Развитие познавательной и поисковой деятельности дошкольников. Воспитание экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
-формировать знания и представления о Черном море, как экосистеме;
-расширять представления о флоре и фауне Черного моря;
-обогащать словарный запас детей новыми терминами;
-развивать связную речь;
-формировать желание изучать морские глубины;
-развивать гуманное отношение, мотивацию интереса к охране природы;
-воспитывать активную жизненную позицию – заботиться о сохранении и поддержании чистоты природы края.
Участники проекта : дети 4-5 лет, воспитатели, родители
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение:
Художественная литература; карточки бесед, подвижных и дидактических игр; презентация «Черное море и его обитатели»; настольные игры «Морские животные», «Морское путешествие», «Золотая рыбка» и др. ; открытки, фотографии, репродукции картин о Черном море; мультфильмы.
Формы и организация проекта :
1. Беседа и общение.
2. Игры: дидактические, сюжетные, пальчиковые, хороводные, подвижные.
3. Моделирование.
4. Экскурсия.
5. Знакомство с литературными произведениями.
6. Развлечение.
7. Просмотр презентаций и мультфильмов, рассматривание репродукций картин И. Айвазовского, А. Боголюбова о море.
8. Интегрированная НОД.
Этапы проекта :
1 этап – подготовительный
2 этап – продуктивный
3 этап – заключительный
Реализация проекта :
1 этап подготовительный:
• Определение цели и задач проекта;
• Подбор изучение материала, пособий, литературы по теме;
• Определение основных направлений работы над проектом;
• Составление плана основного этапа проектирования;
• Подбор и изготовление наглядно-дидактического материала;
• Создание предметно-пространственной развивающей среды, связанной с тематикой проекта;
• Составление сценариев развлечений, конспектов НОД, консультаций для родителей;
• Подбор аудиозаписи песен и мелодий о море;
• Подбор библиотеки с произведениями о море и его обитателях;
• Индивидуальные консультации родителей по участию в ходе реализации проекта и заключительном праздничном мероприятии.
2 этап – продуктивный:
День недели Работа с детьми Цель Работа с родителями
Познавательный проект
«Черное море»
Тип проекта : познавательно-творческий
Сроки реализации проекта : краткосрочный (одна неделя)
Проблема: На сегодняшний день вопросы охраны окружающей среды стоят очень остро. Одной из причин этого является отсутствие у людей экологической грамотности и культуры. Я считаю, что необходимо еще в дошкольном возрасте воспитать бережное отношение к родной природе, закладывать основы экологической культуры. Много вокруг нас еще неизведанного и прекрасного. Хотелось бы дошкольников познакомить с этим загадочным и таинственным миром, ведь живя рядом с Черным морем, мы так мало знаем о нем, его истории, обитателях. Необходимо воспитывать у детей бережное и осознанное поведение по отношению к родной природе.
Цель: Формирование знаний и представлений об экологии Черного моря, его обитателях. Развитие познавательной и поисковой деятельности дошкольников. Воспитание экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
-формировать знания и представления о Черном море, как экосистеме;
-расширять представления о флоре и фауне Черного моря;
-обогащать словарный запас детей новыми терминами;
-развивать связную речь;
-формировать желание изучать морские глубины;
-развивать гуманное отношение, мотивацию интереса к охране природы;
-воспитывать активную жизненную позицию – заботиться о сохранении и поддержании чистоты природы края.
Участники проекта : дети 4-5 лет, воспитатели, родители
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение:
Художественная литература; карточки бесед, подвижных и дидактических игр; презентация «Черное море и его обитатели»; настольные игры «Морские животные», «Морское путешествие», «Золотая рыбка» и др. ; открытки, фотографии, репродукции картин о Черном море; мультфильмы.
Формы и организация проекта :
1. Беседа и общение.
2. Игры: дидактические, сюжетные, пальчиковые, хороводные, подвижные.
3. Моделирование.
4. Экскурсия.
5. Знакомство с литературными произведениями.
6. Развлечение.
7. Просмотр презентаций и мультфильмов, рассматривание репродукций картин И. Айвазовского, А. Боголюбова о море.
8. Интегрированная НОД.
Этапы проекта :
1 этап – подготовительный
2 этап – продуктивный
3 этап – заключительный
Реализация проекта :
1 этап подготовительный:
• Определение цели и задач проекта;
• Подбор изучение материала, пособий, литературы по теме;
• Определение основных направлений работы над проектом;
• Составление плана основного этапа проектирования;
• Подбор и изготовление наглядно-дидактического материала;
• Создание предметно-пространственной развивающей среды, связанной с тематикой проекта;
• Составление сценариев развлечений, конспектов НОД, консультаций для родителей;
• Подбор аудиозаписи песен и мелодий о море;
• Подбор библиотеки с произведениями о море и его обитателях;
• Индивидуальные консультации родителей по участию в ходе реализации проекта и заключительном праздничном мероприятии.
2 этап – продуктивный:
День недели Работа с детьми Цель Работа с родителями
Понедельник :1. Беседа «Удивительный мир морей и океанов»-Расширять знания детей об окружающем мире, знакомить с животными и растительным миром морей и океанов.
2. Д / И «Подводный мир»-Систематизировать и обобщить представления детей о жителях подводного мира.
3. Рисование «Золотая рыбка»-Развивать творческие способности детей
4. Слушание музыки Н. Римского-Корсакова «Океан. Море синее»-Прививать интерес к классической музыке.
Работа с родителями:Предложить родителям принять участие в оформлении фотоколлажа «Мое любимое Черное море.
Вторник
1. Беседа «Черное море»-
Продолжать формировать представления детей об обитателях Черного моря.
2. Рассматривание энциклопедии «Море и его мир»-Активизировать интерес к обитателям морских глубин.
3. П / И «Море волнуется»-Учить выполнять основные движения. Развивать творческую фантазию и мышление.
4. Аппликация «Морская черепаха»-Учить работать с разными материалами, развивать художественный вкус.
5. Отгадывание загадок о морских обитателях-Развивать логическое мышление.
Работа с родителями: Предложить родителям принять участие в выставке рисунков и поделок «Черное море мое».
Среда
1. Рассматривание репродукций картин Айвазовского «Девятый вал», «Черное море»-Познакомить детей с художниками, изображающими на своих картинах море.
2. Прослушивание аудиозаписи «Шум моря»
3. СРИ «Путешествие на пароходе»-Способствовать развитию сюжета. Учить самостоятельно распределять роли, подбирать атрибуты к игре.
4. Д / И «Собери картинку» (морские обитатели)-Развивать мелкую моторику.
5. Чтение произведения Н. Сладкова «Какие бывают рыбы»-Познакомить с произведением, учить анализировать произведение.
Работа с родителями:Пригласить родителей принять участие в спортивном развлечении «Школа юных моряков».
Четверг
1. Просмотр презентации «Черное море и его обитатели»-Продолжить формировать представления детей об обитателях Черного моря.
2. Спортивное развлечение «Школа юных моряков»-Упражнять в двигательной активности.
3. СРИ «Путешествие на подводной лодке»-Учить отображать в игре сои знания об окружающей жизни, развивать воображение.
4. Д / И «Кто живет в подводном царстве»-Учить детей подбирать соответствующие картинки.
5. Чтение произведения Д. Биссета «Сказка про морского царя и китов»-Познакомить детей с произведением. Учить внимательно слушать и отвечать на вопросы по тексту.
Работа с родителями:Предложить родителям принять участие в оформлении мини-музея «Морской мир».
Пятница
1. Слушание песни «Дельфины» на стихи С. Козлова из мультфильма «В порту»
2. «Заштрихуй рыбок»-Упражнять детей в умении штриховать в разных направлениях
3. Беседа «Все о ракушках»-Рассматривание коллекции ракушек; поощрять стремление задавать познавательные вопросы.
4. Д/И «Узнай морское животное по описанию»-Развивать умение описывать морских обитателей
5. П / И «Рыбаки и рыбки»-Развивать координацию движений, умение действовать по сигналу.
6. Викторина «Чудеса подводного мира»-Уточнить и закрепить знания об обитателях Черного моря.
Работа с родителями:Предложить родителям провести совместную с детьми экскурсию к берегу Черного моря. Провести беседы с детьми о защите окружающей среды.
3. Заключительный этап:
• Подведение итогов проекта;
• Оформление материалов проекта;
• Составление сборника стихов, закличек, песен, сказок, посвященных Черному морю;
• Подготовка презентации проекта.
Планируем результаты проекта :
Дети владеют понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюски» и т. д. ;
Дети имеют представления об особенностях строения тела морских животных в связи с их жизнью в воде, способа их передвижения (плавает, ползает, способах маскировки, об уникальности каждого вида, о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;
Дети умеют составлять простой описательный рассказ о морских обитателях с использованием опорной системы;
У детей сформированы первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе.
Практическая значимость
Данный проект доступен в реализации и может использоваться в работе с детьми, педагогами ДОУ, родителями. Также могут быть использованы в педагогической практике и отдельные составляющие проекта (подвижные игры, дыхательные упражнения, пальчиковые игры, презентации и другие материалы).