Папки-передвижки

Познавательный проект «Мини — музей. Истоки русской народной культуры» для детей 3–4 лет

Бакина Кристина Владимировна
Познавательный проект «Мини — музей. Истоки русской народной культуры» для детей 3–4 лет

Прекрасный мир вещей создан был веками

Хранит их каждый дом, а может быть музей

Учитесь рисовать и создавать руками

Все то, что может радовать друзей»

Тема: Мини-музей. Истоки русской народной культуры.

Вид: поисково-исследовательский, творческий, коллективный.

Участники: дети, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.

Возраст: 3-4 года, младшая группа.

Срок: 6 месяцев.

Проблема.

Публикация «Познавательный проект „Мини — музей, Истоки русской народной культуры“ для детей 3–4 лет» размещена в разделах

С уверенностью можно сказать, что большинство детей дошкольного возраста, к сожалению, очень

поверхностно знакомы с народной культурой. Как жили русские люди? Как

работали и отдыхали? Что их радовало, что тревожило? Чем украшали свой

быт? Ответить на эти и подобные вопросы, значит восстановить связь

времен, вернуть утраченные ценности.

Знакомя воспитанников с предметами русского народного быта, с

фольклором, мы тем самым помогаем ребенку усвоить лучшее из опыта, в

течение веков накопленного нашими предками. Это поможет детям с самого

раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

Актуальность: Краеведческие музеи, музеи искусства и многие другие

становятся неотъемлемой частью нашей культурной жизни. А что делать,

если нет возможности пойти в музей? Именно поэтому ДОУ решило

создавать собственные музеи, пусть и маленькие. Важной особенностью

мини – музеев в ДОУ является участие в их создании детей и родителей.

Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею : они участвуют в

обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты, привозят с дачи,

деревень от бабушек и дедушек. В настоящих музеях трогать ничего нельзя,

а вот в наших мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно

посещать каждый день, переставлять экспонаты, брать их в руки и

рассматривать совместно с воспитателем. В обычном музее ребенок — лишь

пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не

только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей

— результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории,

культуре своей малой родины. В ДОУ решаются задачи по раннему

приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из форм

ознакомления детей с культурой и традициями своего народа – организация

в детских садах мини-музеев.

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры,

формирование духовных и нравственных качеств у дошкольников.

Задачи:

- Расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах.

- Познакомить детей с предметами быта, русскими народными

игрушками, интерьером, одеждой наших предков. Прививать, интерес к

духовной культуре, через обычаи, обряды, праздники, народное творчество,

искусство;

- Приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям

(гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие). Познакомить с русскими

народными хороводными играми;

- Изучить малые фольклорные формы (песенки, потешки, пословицы);

- Развивать устойчивый интерес к устному народному творчеству,

художественным произведениям и декоративно – прикладному искусству, а

также творческие способности у детей в процессе музыкально-театрализованной деятельности.

- Формировать навыки самостоятельной творческой, изобразительной,

конструктивно-модельной деятельности.

- Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс

(консультации, мастер-класс «Лоскутная кукла», сбор предметов

старины)

- Воспитывать, свободную и творческую личность, осознающую свои

корни, национальные истоки, а также чувство патриотизма и любви к Родине.

Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами.

Принципы, на которые мы опирались при создании мини-музея в ДОУ :

Наглядность

Доступность

Динамичность

Содержательность

Пути и механизмы реализации проекта :

• Разработка педагогического проекта по созданию и организации минимузея;

• Организация выставок, экскурсий совместно с родителями;

• Взаимодействие детей с предметной средой музея и друг с другом;

• Совместная познавательно - исследовательская деятельность детей и

взрослых;

Ресурсное обеспечение проекта :

1) Научно-методическое:

• Подбор печатных материалов по музейной педагогике;

2)Организационное

• Организация работы педагогов, детей и родителей по реализации

этапов проекта;

• Создание мини-музея педагогами совместно с детьми и

родителями;

3) Информационное:

• Использование возможностей интернета в поисках необходимой

информации;

• Консультация по созданию мини-музеев в ДОУ;

4) Материально-техническое:

• Оформление мини-музея в ДОУ по результатам реализации проекта.

Педагогические функции музея :

Образовательные:

усвоение информации; стимулирующей интерес к русской народной

культуре и народному быту, использование дидактических материалов,

расширяющих рамки учебной программы, обогащение словарного запаса;

Развивающие:

активация мышления; развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно -

физиологических структур; развитие зрительно-слухового восприятия;

Воспитательные:

формирование личностных качеств, взглядов, убеждений; формирование

патриотических и духовно – нравственных чувств, интереса к народной

культуре;

Просветительские:

формирование умений, навыков;

формирование адекватного, осмысленного отношения к получаемой

информации.

Формы работы в музее :

Театрализация (дети примеряют на себя различные историкокультурные и психологические роли, проигрывают их).

Ребенок-экскурсовод (ребенок-рассказчик на качественно

лучшем уровне усваивает информацию, а дети-слушатели

воспринимают слова своего товарища с большим вниманием и

отдачей).

Образовательная деятельность (педагог объясняет связь какоголибо ремесла и жизни людей, создание в процессе занятия

экспонатов для музея).

Предполагаемые результаты реализации проекта :

Создание мини – музея в ДОУ. Овладение педагогами

практическими навыками в разработке и реализации

педагогических проектов по организации мини-музея. Педагоги

получат дополнительные знания и практический материал по

данной теме, удовлетворение от результатов своей работы,

обменяются опытом с другими педагогами.

Повышение уровня знаний детей о музее, о русской культуре,

повышение познавательной активности, развитие креативности

через создание творческих работ. Данный проект пополнит

знания детей о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к

наследию прошлого русского народа.

Активное участие родителей в создании и оформлении минимузея в детском саду, в совместной с детьми познавательной

деятельности. У родителей появится гордость за своих детей,

заинтересованность в формировании у детей чувства

патриотизма и любви к Родине.

Механизм оценки результатов:

Мониторинг знания детей о традиции и культуре русского народа.

Этапы реализации проектов следующие :

1 Подготовительный этап:

- проведение консультаций с родителями на тему «Мини-музей в

детском саду»;

- определение названия мини-музея; выбор для его размещения;

- проведение диагностики знаний детей и родителей о русской

культуре и быте русского народа;

- определение цели и задач мини-музея;

- анализ среды; изучение литературы.

2 Практический этап:

- непосредственная работа с детьми;

- сбор экспонатов для музея совместно с родителями;

- мастер-класс совместно с родителями «Лоскутная кукла»

- оформление мини-музея : создание предметной среды; разработка

различных видов экскурсий, подготовка экскурсоводов, конспектов ООД,

презентаций.

3 Заключительный этап:

- экскурсия в мини-музей «Истоки русской народной культуры

- творческая презентация на тему: «Духовно-нравственное развитие

детей, средствами народной культуры

Тематический план

Месяц Тема занятия Содержание

январь Создание мини-музея Приобщение родителей к созданию мини-музея

Беседа: «О русской печке» Проигрывание сюжетноролевой игры: «Матушка – печка, накорми своих детушек».

«Отмечаем Рождество!» Постановка сюжетно-ролевой игры «Рождественские колядки», разучивание колядок

февраль «Масленица - да ты красавица» Театрализация Праздника Масленицы.

«Богатство русского леса» Лепка из соленного теста: грибов и ягод. Разучивание подвижных народных игр : «Баба-Яга» «Заря - Заряница» и т. д.

март Круглый стол «Роль семьи в приобщении детей к русской национальной культуре» Познакомить родителей с содержанием проекта, вызвать интерес к данной теме

«Чудесный сундучок» (смотреть презентацию) Знакомство с сундучком, в котором живут загадки, русские народные сказки, потешки, пестушки, скороговорки (виды устного народного творчества); загадывание загадок и тд.

апрель «Ходит сон близ окон» Знакомство с колыбелькой (люлькой) и колыбельными песнями

«Русские народные костюмы», «Матрешка» и «Русская глиняная игрушка», «Русский самовар»(декоративно - прикладное искусство) Выставка работ детского творчества (изобразительная деятельность) и Чтение К. Ушинского «Как рубашка на Руси выросла».

май «Лоскутная кукла!» Проведение Мастер-класса совместно с родителями.

«Милости просим, гости дорогие!» Посещение детьми мини музея «Истоки русской народной культуры» и показ Презентации на тему: «Духовнонравственное развитие детей, средствами народной культуры»

Основные формы работы с детьми:

1. Организованная образовательная деятельность.

2. Беседы, рассматривание картин, иллюстраций, нагляднодидактического материала.

3. Игры-забавы, подвижные, хороводные игры, игры-драматизации.

4. Театральные постановки.

5. Знакомство с художественной литературой.

Взаимодействие с родителями:

- Круглый стол «Роль семьи в приобщении детей к русской

национальной культуре»

- Мастер-класс «Лоскутная кукла»

- Проведение совместной выставки

- Сбор предметов для мини-музея «Истоки русской народной

культуры»

Консультации:

- Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

- Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры

через малые фольклорные жанры

- История народной игрушки

- Организация открытых просмотров занятий и других видов

деятельности.

Заключение.

Создание мини-музея в ДОУ позволило сделать слово «музей»

привычным и привлекательным для детей. Мини-музей стал местом

познания, исследования, общения и совместного творчества педагогов, детей

и родителей.

Все, что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным

творчеством. И как важно с ранних лет научить детей постигать культуру

своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир.

Поддержание у дошкольников устойчивого интереса к истории своего народа

- первая и самая важная ступень в воспитании патриотов и граждан великой

России. Чувство патриотизма многогранно: это и любовь к родным местам, и

гордость за свой народ, и стремление изучать его культуру и историю, и

желание сохранить и приумножить богатство своей страны.

У детей формировался интерес к малой родине, расширилось

представления о родной стране - России, народных праздниках. Поэтому мы

считаем, что в воспитательной работе важно целенаправленное возрождение

культурных традиций и старинных обычаев русского народа, широкое

знакомство детей с его творчеством. Ориентирование семьи на духовнонравственное воспитание детей.

Список литературы:

1.«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

О. Л. Князева, М. Д. Миханева.

2.«Народный календарь-основа планирования работы с

дошкольниками» С. Р. Николаева, И. Б. Катышева.

3.«Обруч» №5 2009 г.

Публикации по теме:

Изготовление наглядного пособия «Дымковские игрушки» для ознакомления детей с разнообразием русской народной культурыИзготовление наглядного пособия «Дымковские игрушки» для ознакомления детей с разнообразием русской народной культуры Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время. Творчество народных мастеров не только.

Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!»Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!» Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка – матушка!» для детей второй младшей.

Конспект ООД по приобщению детей старшей группы к истокам русской народной культуры «Рождество»Конспект ООД по приобщению детей старшей группы к истокам русской народной культуры «Рождество» Приобщение детей старшей группы к истокам русской народной культуры «Рождество»Цель: Формировать у детей представление о народном православном.

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Знакомство с деревянными ложками»Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Знакомство с деревянными ложками» Цель:создать условия для обогащения представления детей об истории возникновения и временных изменениях ложки. Задачи: -расширять кругозор.

Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Когда-то, работая над проектом по краеведению, я сделала несколько настольных игр, для лучшего запоминания детьми объектов родного города.

Педагогический проект во второй младшей группе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Педагогический проект во второй младшей группе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Тип проекта: По доминирующей деятельности: познавательно - творческий. По времени проведения – краткосрочный. Участники проекта: дети.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусствомПриобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством «Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством» Подготовили: Воспитатель.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игрПриобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха»Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха» Пасха во веки веков была праздником особенно торжественным и семейным, отмечали и отмечают её, в основном, в кругу родных людей. Люди по.

Проект «Многообразие народных промыслов». Приобщении детей к истокам русской народной культурыПроект «Многообразие народных промыслов». Приобщении детей к истокам русской народной культуры Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка — детский сад № 58 «Белочка» Проект «Многообразие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательный проект «Мини — музей. Истоки русской народной культуры» для детей 3–4 лет
Опубликовано: 26 декабря 2022 в 19:18
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД