Лучший педагог года

Познавательный творчески-исследовательский проект «Как зимуют рыбки?» (1 фото)

анна барская
Познавательный творчески-исследовательский проект «Как зимуют рыбки?»

Проект «Как зимуют рыбки

Тип проекта : познавательный, творчески-исследовательский.

Сроки проведения: 12 января – 20 марта (среднесрочный).

Авторы проекта : Барская А. Д., Войнич Н. Ю.

Участники проекта : Воспитатель, педагог-психолог, дети и родители средней группы ОДП 7 школы 1315.

Публикация «Познавательный творчески-исследовательский проект „Как зимуют рыбки?“» размещена в разделах

Актуальность: Недостаточная познавательная активность детей в вопросах сезонных изменений в природе, недостаточный интерес к экологическому воспитанию у родителей; отсутствие темы в базовой программе ДОУ (не только для детей среднего, но и более старшего возраста).

Цель: развитие любознательности и познавательной мотивации у детей.

Задачи:

• активной познавательной позиции,

• формирование представлений у детей, как они могут искать ответы на интересные им вопросы (формирование познавательных действий,

• расширение представлений детей о том, как разные живые существа переживают зиму,

• включение экспериментирования в НОД,

• развитие творческих и интеллектуальных способностей детей,

• привлечение воспитанников и родителей к данной проблеме,

• популяризация метода проектов в познавательной деятельности в ДОУ.

Этапы реализации проекта :

I. Подготовительный:

• Первичная диагностическая беседа с детьми по теме проекта;

• Обсуждение планируемой работы воспитателя с детьми по теме сезонные изменения в природе зимой;

• Изучение методической литературы;

• Создание необходимых условий для реализации проекта, т. е. необходимый наглядный материал (картины, рисунки, художественная литература, подбор игр; подбор консультаций для родителей)

II. Этап – основной (практический).

Основной этап можно условно разделить на несколько стадий. Вначале у детей и родителей необходимо создать интерес к теме изменений в живой и неживой природе зимой. На занятиях и прогулках с детьми обсуждаются изменения, которые связаны с приходом холодной погоды зимой. Большинство детей имеют те или иные знания о том, как разные звери приспосабливаются к новым условиям. Эти знания актуализируются, анализируются, расширяются и обобщаются. Дети должны усвоить главное: все живые существа вынуждены приспосабливаться к зиме, все это делают по-разному. Поскольку для дальнейшей постановки проблемы особенно важно, что происходит с обитателями водоемов зимой, с детьми проводятся эксперименты с замораживанием воды. С помощью опытов, знакомства с необычными фактами у детей создается яркий образ и понимание, что в обычной воде можно двигаться, а на морозе вода становится твердой как камень.

• Беседы о сезонных изменениях в природе зимой на прогулках.

• ООД «Познание» «Как зимуют разные животные».

• ООД Развитие речи «По щучьему веленью».

• ООД «Познание» «Вода, снег, лед: превращения воды зимой». (Экспериментальная деятельность, презентация).

• Консультация для родителей «Эксперименты с детьми 4-5 лет».

На второй стадии, когда дети уже обладают определенными знаниями, педагог ставит перед детьми вопрос «Как зимуют рыбки», на который у детей этого возраста нет готового ответа. Используя данную проблемную ситуацию, педагог формирует у детей познавательно

Познавательный творчески-исследовательский проект «Как зимуют рыбки?»

исследовательские действия, которые помогут детям в дальнейшем. Дети должны научиться актуализировать имеющуюся у них информацию (вспомнить рассказы взрослых, сказки, мультфильмы, задавать вопросы взрослым, искать вместе с ними информацию в книгах, в фильмах, в интернете, ставить опыты, если это возможно.

• ООД Познание, Художественное творчество «Что произойдет с рыбками зимой. (Лепим и замораживаем пластилиновых рыбок).

• ООД Познание, Развитие речи «Как найти ответ на наш вопрос». (Вспоминаем сказку «По щучьему веленью». Беседа «Что нам рассказали родители?» Просмотр и обсуждение мультфильма про Лунтика «Прорубь»).

• ООД Развитие речи слушаем и обсуждаем познавательные рассказы (Э. Шим «Всем вам крышка» и Л. Карпова «Как рыбы зимуют).

• ООД Познание «Рыбки живут подо льдом» (эксперимент «Ледяная крышка», презентация «Жизнь зимой подо льдом», обобщение и выводы.

На этой стадии проекта дети делают основные выводы о том, как же на самом деле зимуют рыбки.

Рыбы к зиме собираются в стаи зимовать. Они опускаются в глубину рек и озер. Зиму рыбы проводят глубоко на дне. На дне вода не замерзает даже в самые лютые морозы. Рыбы зимуют по-разному. Многие рыбы впадают в спячку. Сомы ложатся на дно или зарываются в ил. Хищные рыбы не спят даже зимой. Особенно любит холодную воду налим. Рыбы зимой не замерзают.

Для того, чтобы дети надолго запомнили полученный опыт и знания заканчивается основной этап созданием макета - интерактивной модели зимнего пруда, в котором живут и двигаются рыбки. Модель – макет, в основе его плакат, на котором есть объемный элемент – пруд с прозрачным окошечком, в котором могут двигаться на палочках встроенные рыбки.

Поскольку навыки художественного творчества у детей среднего возраста развиты недостаточно, необходимо было провести ряд подготовительных занятий. В ходе этих занятий дети получили представления о фигуре и фоне, о смешении и размывании красок для создания фона, получили навыки работы широкими мазками при создании фона и кончиком тонкой кисти при создании силуэтов деревьев. После подготовительных рисунков на отдельных листах дети переходили к рисованию на общем листе ватмана. В ходе такого рисования дети учились навыкам сотрудничества, умению работать в команде. Определенная теснота вокруг листа, провоцировала мелкие стычки между детьми, но перед ними была поставлена педагогами задача работать дружно, уступать, обсуждать спорные места. Это был первый опыт такой работы у детей средней группы и они с ним справились довольно успешно. После индивидуального рисования деревьев была устроена выставка. Дети учились оценивать работы себя и друг друга так, чтобы, с одной стороны никого не обидеть, а с другой стороны выбрать тех, кто будет рисовать деревья на большом листе. Так коллективно были выбраны пятеро, которые по парам рисовали на плакате, а остальные ребята их поддерживали.

Когда макет был готов, дети с довольствием играли с ним: рассказывали друг другу историю и показывали, как плавают рыбки подо льдом.

Таким образом, заключительная стадия основного этапа проекта включала следующие виды деятельности.

• Обсуждение идеи зимнего пейзажа (беседы по картинам).

• ООД Художественное творчество «Рисуем снежный фон».

• ООД Художественное творчество «Рисуем силуэты деревьев».

• ООД Коммуникация, Художественное творчество коллективная работа – макет «Как зимуют рыбки».

• Игра-представление «Как зимуют рыбки подо льдом».

Завершающий этап.

Проект завершается презентацией проекта для детей среднего возраста в другой группе. Теперь дети сами могут побыть в роли ученого и объяснить другим, как же на самом деле зимуют рыбки. Безусловно, не все ребята одинаково интересно могут рассказать другим детям о полученном опыте. Были выбраны несколько детей, у которых лучше других была развита связная речь. Они подготовились к выступлению в другой группе среди детей также среднего возраста. Выступление было спланировано так, что сначала ребенок заинтересовал слушателей своим вопросом, а потом рассказывал, как он с педагогами, родителями и ребятами из своей группы искал ответ на этот вопрос. Что он узнал интересного о жизни рыб зимой. В заключении он демонстрировал модель в действии.

Модель вызвала живой интерес у слушателей. Некоторым детям показалось на мгновение, что движутся живые рыбки, а один из зрителей даже спросил, есть ли вода в пруду.

Результаты:

Реализация проекта показала преимущества метода проекта : возможность сконцентрироваться на определенной теме. У детей включаются и развиваются любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.

Дети получили новые знания, расширился кругозор. Дети получили первые осознанные представления о том, как искать ответы на интересующие их вопросы.

У родителей расширились представления о возможных занятиях с детьми возраста 4 - 5 лет, надеемся, в дальнейшем появится заинтересованность в экспериментировании с своими детьми.

Анализ и выводы.

Исследование с детьми 4-5 лет не являлось полноценной исследовательской деятельностью, в которой дети поставили вопрос и планомерно ищут на него ответ. Вопрос был инициирован взрослыми. В ходе проведения экспериментов детям был очень интересен сам процесс, а логические выводы были также организованны педагогами. Возможно, в среднем возрасте исследовательские проекты должны быть короче по длительности.

В процессе проведения опытов детям больше хотелось действовать, чем наблюдать. Это необходимо учитывать при подготовке экспериментов для детей среднего возраста. В следующем году планируем реализовать аналогичный проект с детьми старшего возраста. Например, как зимуют лягушки или улитки. По своей идеалогии проект больше подходит для детей старшего дошкольного возраста.

Проект получился комплексным, позволил охватить различные образовательные области: познавательного, речевого, социально-коммуникативного и художественно-эстетического развития.

Проект явился ярким и запоминающимся событием в жизни детей.

Прикреплённые файлы:

kak-zimuyut-rybki_pmfob.pptx | 19824,42 Кб
 
Публикации по теме:

Информационно-творческий проект «Космос»Информационно-творческий проект «Космос» Паспорт проекта. 1. Название проекта: «Космос». 2. Руководитель проекта: воспитатель средней группы Царёва Татьяна Ивановна. 3. Возраст.

Проект «Милая, любимая, родная…» Актуальность: При подготовке детей к празднику 8 Марта возник вопрос: «Откуда пришел праздник? Почему именно 8 Марта?» Возникла идея провести.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательный творчески-исследовательский проект «Как зимуют рыбки?»
Опубликовано: 4 апреля 2015 в 16:48
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД