Получи документы

Практическая консультация для педагогов «Воспитание у детей культуры и навыков поведения за столом»

Адия Красноборова
Практическая консультация для педагогов «Воспитание у детей культуры и навыков поведения за столом»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель. Закрепить знания педагогов по формированию у детей культуры поведения за столом.

Культура поведения за столом – это часть общей культуры человека. Её надо воспитывать с самого раннего возраста. Существуют строгие правила поведения во время еды. Как и все другие, эти правила не выдуманы из головы.

*Что такое культура?

Культура (лат. cultura, от colo, colere — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности.

Публикация «Практическая консультация для педагогов „Воспитание у детей культуры и навыков поведения за столом“» размещена в разделах

Культура ценна для всего человечества, всем она дорога. Не дорога она только тем людям, которые лишены её.

Культура еды, умение культурно принимать пищу – один из первых навыков, который должен воспитываться у ребенка. Перед едой обязательно вымыть руки, уметь пользоваться ложкой, вилкой, не пачкать скатерти и одежды во время еды – всё это можно воспитывать только путём постоянного наблюдения и систематических указаний со стороны взрослых.

Культуры еды часто относят к гигиеническим навыкам, сюда входит:

*Культурно-гигиенические навыки приема пищи – это раздел программы воспитания и обучения детей, в котором сформулированы задачи, с учетом возрастных особенностей ребенка. С раннего возраста необходимо выработать у ребенка правильное отношение к еде, разным блюдам, умение пользоваться столовыми приборами и салфетками.

Обучение правилам этикета начинается с 3-летнего возраста с последующим усложнением на каждом возрастном этапе дошкольного детства.

Во время приема пищи на чистом столе должны находиться общие предметы, необходимые во время еды: хлебница, салфетница, по возможности ваза с цветами.

По необходимости следует разрешать детям обращаться к сидящим за столом людям, при этом не следует одергивать, делать им бесконечные замечания. Воспитателю целесообразно находиться за столом вместе с детьми, поскольку взрослый человек способен создать дружескую атмосферу. Своим примером он ненавязчиво приучает их к хорошим манерам, может оказать помощь в трудный момент. Не следует допускать, чтобы прием пищи превратился в поле битвы за хорошие манеры детей. Они приобретаются путем многократных упражнений, а также благодаря среде, в которой постоянно находятся дети.

Гигиенические навыки приемы пищи. Воспитатель учит детей мыть руки перед едой, во время приема пищи правильно сидеть, (не откидываться на спинку стула, не расставлять локти и не ставить их на стол, во время еды не спешить, не отвлекаться и не играть столовыми приборами, не набивать рот и разговаривать при этом и т. д.

Не следует торопить дошкольника, если он сосредоточенно повторяет одно и то же движение (например, намыливает руки). Ни в коем случае нельзя выполнять за него это действие. Осваивая новый навык, ребенок обычно стремится многократно выполнить определенное движение. Постепенно он приучается все более самостоятельно и быстро справляться с поставленной задачей. При этом взрослый только напоминает или спрашивает, не забыл ли дошкольник сделать необходимое действие. В дальнейшем воспитатель предоставляет ему почти полную самостоятельность, но постоянно проверяет соблюдение навыков. Хорошо сформированные действия выполняются ребенком легко и быстро, по собственной инициативе и без каких-либо напоминаний. Если он и забудет о чем-то, например, сядет за стол, не вымыв руки, то малейшего напоминания оказывается достаточно, чтобы он исправил свою ошибку.

Культуры еды её значение не только в выполнении физиологических потребностей, она имеет этический смысл – ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом людям, и так же к тем, кто приготовил пищу.

Организации питания детей предполагает психологические аспекты, которые ориентированы на требования внимания к качеству предлагаемых детям блюд, соответствие пищи требованиям растущего организма, разнообразию меню и непосредственно процедуре приема пищи. Воспитать у детей привычку есть разнообразную пищу – дело достаточно трудное, но выполнимое.

Общение с детьми во время еды требует тщательной психологической подготовки. Известно, что поддерживать беседу – это мастерство, научиться которому не так уж легко. Главное – разговоры не должны носить ни обучающего, ни назидательного характера. Темы должны быть нейтральными, например, можно поговорит о продуктах, из которых приготовлен обед, о том, что из еды больше всего детям нравится, и т. д. При этом пожелание «приятного аппетита» обязательно!

Гостевой этикет предполагает, что воспитатель знакомит дошкольников с правилами в различных этикетных ситуациях, связанных с общением.

Как правило, дети любят ходить с родителями в гости и приглашать к себе друзей. Они могут чувствовать себя в чужом доме свободно или, наоборот, скованно, могут быть радушными или равнодушными и эгоистичными. Знание гостевого этикета способствует освоению навыков доброжелательного общения. Поэтому дошкольников надо обучать правилам поведения в гостях и приема их в своем доме. В гостевых отношениях большую роль играет этикет подарка, и важно учить детей правильно его выбирать, преподносить и принимать.

Овладение культурой еды – нелегкое для дошкольников дело, но осуществлять формирование этих навыков необходимо, надо добиваться, чтобы дети ели с удовольствием, с аппетитом и опрятно.

Профессиональная обязанность воспитателя детского сада – обучить ребенка правилам поведения за столом. Это обучение происходит как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи.

Завтракая и обедая вместе с детьми, воспитатель демонстрирует им красоту этикета, разумность и необходимость его соблюдения.

*Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться от дошкольников точного и четкого выполнения действий, из правильной последовательности.

Профессиональная обязанность воспитателя детского сада - обучить ребенка правилам поведения за столом. Это обучение происходит во время приема пищи. Правильная и красивая сервировка стола поднимает аппетит и создает доброжелательный настрой у окружающих. Умение вести себя за столом, пользоваться столовыми приборами и салфетками развивает у детей уверенность в себе. Завтракая и обедая вместе с детьми, воспитатель демонстрирует им красоту этикета, разумность и необходимость его соблюдения во время застолья. Между людьми, вместе принимающими пищу, возникают более тесные взаимоотношения: ребенок воспринимает воспитателя как часть родственного сообщества, доверяет ему и прислушивается к его словам.

Как правильно и красиво накрыть стол. Умение красиво сервировать стол отрабатывается в детском саду ежедневно. Важно обращать внимание на детали сервировки и не допускать ошибок.

*Задание педагогам «Как правильно и красиво накрыть стол»

Дано: клеенка, скатерть, салфетки, тарелки (глубокие, мелкие, чашки, стаканы, вилки, ножи, ложки (столовые, десертные, чайные, цветы и вазочки для цветов.

Требуется: расположить все так, чтобы было красиво, правильно и удобно. И, конечно же, возбуждало аппетит.

Решение:

Действие первое: на поверхность стола положить клеенку, затем скатерть. Действие второе: мысленно на расстоянии 1-2 сантиметров проведи от края стола прямую линию. По ней ровно расставь тарелки - каждую напротив стула. Если стол к обеду, на мелкую поставь глубокую. Ножи разложи справа от тарелок лезвием к ним, вилки слева острием вверх. Ложки - суповую справа от тарелки, десертную - положи за тарелками параллельно краю стола ручками вправо. Для воды или сока поставь бокалы справа за приборами. Салфетки - на тарелки. Не забудь о ложках, ножах, вилках для закусок, салатов, масла.

*На стол стелют скатерть – белую или цветную, но обязательно чистую. Каждому человеку за столом выделяется место – часть стола, где для него стоят тарелки и бокалы, лежат приборы.

У стола стоят стулья по количеству человек, участвующих в застолье. Напротив стула на столе ставиться закусочная тарелка, слева от нее – хлебная. Между ними – закусочная и столовая – вилки лежат зубчиками вверх. Справа от закусочной тарелки – столовый и закусочный ножи, лезвием к тарелке. Столовые нож и вилка располагаются ближе к закусочной тарелке, но не под ее краями, закусочные приборы – дальше от тарелки, так как обычно начинается застолье с закусок.

Есть такое правило: начинаем пользоваться теми приборами, которые лежат дальше от тарелки. Суповую ложку необходимо положить между ножами, углублением вниз. Если же застолье начинается с первого горячего блюда, тогда при сервировке столовую ложку кладут справа от закусочного ножа.

Полотняные салфетки кладут каждому гостю на закусочную тарелку. Бумажные салфетки не раскладывают, а ставят в салфетницы.

*Задание педагогам «Где правильно?»

Определить, где правильно сервирован стол в детском саду

*Необходимые требования к сервировке стола.

• Соответствие мероприятию (обед, завтрак, праздничное мероприятие).

• Эстетичность.

• Тематическая направленность. (Новый год – снежинки….)

Задача сервирующих стол – создать хорошее настроение и усилить аппетит.

*Последовательность сервировки.

Скатерть. Слово "скатерть" древнерусское, возможно, образовалось от "екать" и "терть" по типу "рукотерть" (старое русское название полотенца). Уже в средние века в обиходе были браные (с узором) скатерти.

Тарелки. На Руси тарелки (называвшиеся тогда тарелями) появились на обеденных столах знати не раньше XVI века. Простой народ, да и не только он, многие бояре, дворяне, купеческое сословие обходились деревянными ложками.

Чашки, стеклянная посуда.

Салфетки. Салфетки появились в Европе в XV веке. Но еще долго и рот, и руки вытирали краем скатерти. Для России пора салфеток пришла после реформ Петра 1, в начале XVIII века.

Столовые приборы. На Руси первые серебряные ложки видели за столом князя Владимира в Киеве в Х веке. До XVII века ножи были остроконечными. В ущерб "хорошему тону" ими нередко ковыряли в зубах.

• Цветы, икебаны.

Задание для педагогов «Сервировка стола»

Предлагается меню, следует правильно накрыть стол к завтраку, обеду и ужину.

Публикации по теме:

Формирование культуры поведения детей дошкольного возраста. Актуальность: формирование культуры поведения – одна из сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к.

Формирование правил поведения детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры На сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем является культура поведения подрастающего поколения. За последние два десятилетия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практическая консультация для педагогов «Воспитание у детей культуры и навыков поведения за столом»
Опубликовано: 14 мая 2014 в 21:22
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Практическая консультация для педагогов «Воспитание у детей культуры и навыков поведения за столом»» (включая файлы) размещена пользователем Адия Красноборова (УИ 148293) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД