МААМ-картинки

Практическое занятие для педагогов «Возрастные особенности детей дошкольного возраста»

Марина Варушкина
Практическое занятие для педагогов «Возрастные особенности детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Повышение уровня педагогических знаний педагогов по вопросам возрастной психологии.

Педагоги делятся на 2 команды, выбирая из мешочка синюю или зелёную прищепку. Командам будут даваться задания, за каждый правильный ответ, получают прищепку, которую цепляют к ёжику.

Педагогам предлагается расшифровать слово ВОЗРАСТ (см. приложение 1)

Слово Возраст имеет несколько значений:

Публикация «Практическое занятие для педагогов „Возрастные особенности детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

1. Календарный (паспортный) возраст — количество лет жизни человека от рождения до настоящего времени.

2. Биологический возраст — степень молодости или старости тела. Бывает, сильно отличается от календарного в любую сторону. Зависит как от генов, так и от здорового или наоборот образа жизни.

3. Психологический возраст (по самоощущению) — насколько молодым, взрослым или старым ощущает и оценивает сам себя человек.

Задание для педагогов – соотнесите возрастной период и ведущий вид деятельности

7-11 Ситуативно-личностное общение

0-1 Предметно-манипулятивная деятельность

3-7 Игровая деятельность

1-3 Учебная деятельность

Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игровая деятельность. Здесь имеется в виду не только манипулирование предметами, как в раннем возрасте, а уже новый вид игры – сюжетно-ролевая игра. Ведущая деятельность – это деятельность, выполнение которой определяет формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности. Внутри В. д. происходит подготовка, возникновение и дифференциация др. видов деятельности (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин).

В игре появляется замысел, сюжет, распределение ролей, что становится основой для качественного изменения детской психики. К 4 годам в группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другими, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации. Зная лидера группы, за которым тянутся дети отвергаемые, изгои, можно регулировать взаимоотношения в группе. Вовлекать детей, с которыми не играют в совместную деятельность с лидерами. Лидеры могут быть явные и скрытые, скрытые лидеры ведут за собой больше половины группы. Как определить кто ведёт группой? Существует ряд методик среди которых «Кого пригласишь на день рождения», «Подари открытку», «Посели детей в домики». Положительный выбор ребёнок делает в пользу значимого ребёнка, это не обязательно говорит о том, что дети должны взаимодействовать друг с другом, дети изгои всегда тянутся к лидеру, они тоже хотят быть заметными, но не могут этого сделать.

Задание для педагогов : напишите на листочке, 3 человек, с которыми вы бы пошли в разведку? И тех, с кем бы вы не пошли.

К 4-5 годам у ребёнка активно развиваются психические процессы, появляется воображение, начинает развиваться образное мышление.

Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если ребенку предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.

К 6-7 годам у детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

Для развития внимания существует большое количество игр, которые вы можете использовать как на занятиях, так и в свободной деятельности.

Задание для педагогов

Игра «Найди предмет». Педагогам предлагается поиграть в игру. Условия: «Я спрячу игрушку, вы пойдёте её искать. Тот, кто найдёт - садится на стул, не говоря при этом ни кому, что нашёл её».

Внимание помогают развивать разнообразные задания связанные с поиском предметов, лабиринты.

Для педагогов предлагается корректурная проба Бурдона и лабиринт.

Игровая деятельность набирает свою силу к 6 годам. В идеале дети самостоятельно распределяют роли, бесконфликтно взаимодействуют, придумывают развёрнутые сюжеты. Но к 7 годам у ребёнка возникают кризисные моменты, с чем они связаны?

Ребёнок просто наигрался в игрушки, он видит, что в школе другая деятельность, ему очень хочется быть школьником, учиться, но как это сделать он пока не знает. Но это в идеале. В настоящее время у большинства детей психологическая готовность к школе, которая включает в себя волевую готовность, интеллектуальную, мотивационную, личностную, не сформирована.

Задание для педагогов : Соберите в портфель те качества и предметы, которые необходимы ребёнку в школе.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ УМЕНИЕ ЧИТАТЬ НЕБОЛЬШИЕ РАССКАЗЫ

УСИДЧИВОСТЬ НАВЫКИ СЧЁТА В ПРЯМОМ И ОБРАТНОМ ПОРЯДКЕ

УМЕНИЕ ПИСАТЬ ПРОПИСНЫЕ БУКВЫ ЗНАНИЯ О СЕБЕ, О МИРЕ

НАВЫКИ ВЛАДЕНИЯ ПИШУЩИМИ ПРЕДМЕТАМИ ПАМЯТЬ ВНИМАНИЕ

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ УСИДЧИВОСТЬ НАВЫКИ СЧЁТА

УМЕНИЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ КОМПЬЮТЕРОМ ЖЕЛАНИЕ ИДТИ В ШКОЛУ

УМЕНИЕ ВОДИТЬ АВТОМОБИЛЬ УМЕНИЕ ПРЫГАТЬ С ПАРАШЮТОМ

ЗНАНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НАВЫКИ КЛАССИФИКАЦИИ

ЗНАНИЯ ОБ УСТРОЙСТВЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФОРМАХ, ФИГУРАХ

Развивая внимание ребёнка мы формируем у него усидчивость, выносливость, умение доводить начатое до конца, умение слушать и слышать. А это самые необходимые качества, которые понадобятся ему в школе.

Для педагогов предлагаются возрастные особенности детей по возрастам, игры на внимание.

Рефлексия занятия : Педагоги высказывают своё отношение к проведённому мероприятию, положительные и отрицательные моменты.

Публикации по теме:

Мастер-класс. «Здравствуйте». Поделка с прищепкойМастер-класс. «Здравствуйте». Поделка с прищепкой Очень интересную идею я увидела в детском журнале. И тут же сделала ее для своей маленькой внучки. Она была в восторге. Хочу поделиться новой.

Дидактическая игра «Каждому цвету своя прищепка»Дидактическая игра «Каждому цвету своя прищепка» Дидактическая игра «Каждому цвету - своя прищепка» Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практическое занятие для педагогов «Возрастные особенности детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 27 января 2015 в 07:55
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Практическое занятие для педагогов «Возрастные особенности детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Варушкина (УИ 154015) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД