Лучший педагог года

Практикум для родителей детей на тему «Развитие словаря ребенка с нарушением слуха посредством дидактических игр»

Анастасия Овчаренко
Практикум для родителей детей на тему «Развитие словаря ребенка с нарушением слуха посредством дидактических игр»

Практикум для родителей детей старшей группы на тему «Развитие словаря ребенка с нарушением слуха посредством дидактических игр»

Цель: развитие у родителей знаний и навыков о том, как нужно работать с детьми с нарушением слуха

Задачи: - Повышение педагогической культуры родителей

- Развитие практических умений и навыков у родителей

- Развитие инициативы у родителей

Оборудование: буклет для родителей «Игры на развитие словарного запаса», лист отзывов.

Публикация «Практикум для родителей детей на тему „Развитие словаря ребенка с нарушением слуха посредством дидактических игр“» размещена в разделах

Ход:

- Уважаемые родители, добрый день. Сегодня мы с вами собрались обсудить важные вопросы. Всем вам известно, что у детей с нарушением слуха с трудом формируются речевые навыки в связи с чем их коммуникация практически невозможна. Но чтобы ребенок успешно социализировался в дальнейшем, после выпуска из детского сада, нам с вами необходимо приложить много сил. Поэтому сегодня я вам предлагаю получить новые знания, чтобы помочь вашему ребенку овладеть речью.

- Прежде чем приступить к получению новых практических знаний, давайте с вами актуализируем наши знания касательно развития речи детей. В основном развитие речи проходит на занятиях. А основной целью работы по развитию речи в детских садах является формирование речи как средства общения. Реализация этой цели требует решения целого ряда конкретных задач: усвоения значения и накопления слов; обучения пониманию и использованию различных конструкций фраз, необходимых для общения; овладения разными формами речи; развития связной речи. Однако не только педагоги и специалисты должны заниматься этим, но и Вы, родители, ведь ребенок в первую очередь будет прислушиваться к вам.

Сегодня мы с вами обратимся к одной конкретной задачи, а именно: развитие словарного запаса дошкольника. К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. Он активно употребляет обобщающие слова («одежда», «овощи» и т. п., называет широкий круг предметов и явлений окружающего мира. Но в отличии от детей с сохранным слухом, у ребенка с недостатками слуха есть некоторые специфические особенности, о которые вам уже известны. Так как же нам пополнить словарный запас детей?

Прежде всего, новые изученные слова включаются в различные типы фраз. Наиболее распространенные варианты фраз связаны с включением слов в побуждения (возьми эту игрушку, сядь на стульчик, возьми ложку, вопросы (где находится кукла? Какой фрукт растет летом, отрицания (на улице сейчас не лето, а осень, т. е. наиболее распространенные типы предложений. Использование слов в разных контекстах позволяет уточнить, дифференцировать его значение.

Однако для усвоения значения важно проведение систематической работы. С этой целью используются игры и речевые упражнения, в которых значение слова рассматривается в разных смыслах. И сегодня мы с ними познакомимся поближе.

1.«Семья»

Цель: закреплять умение понимать значение слов и выполнять действия в соответствии со словами, развивать внимание, мышление

Оборудование: картонный дом с окошками, под каждым окошком сделаны прорези, в которые можно вставить таблички, картинки с изображением членов семьи.

Ход игры: на стол кладется картонный дом с окошечками. Под каждым окном закреплена табличка с названием члена семьи. Раздайте детям картинки с изображением членов семьи, спрашивая: «Кто это?» На картинках изображены бабушка, дедушка, мама, папа, девочка, мальчик. Затем укажите на дом и сообщите: «Будем играть. Это дом. Тут живет мама, папа, бабушка, дедушка, мальчик, девочка. Где живет мама?» Ребенок должен прикрепить данную картинку в то окошечко, под которым прикреплена соответствующая табличка. Далеевместе с ребенком прочитайте эту табличку. Игра продолжается до тех пор, пока все члены семьи не займут свои места в домике.

2.«Дай определение словам»

Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания, мышления

Ход игры: я начну, а ты закончи:Мама (какая) – добрая, ласковая, строгая

Праздник (какой) – веселый, долгожданный

3.«Наоборот»

Цель: формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова, активизировать словарь ребенка

Ход игры: я начну, а вы продолжите:

Веселый – грустный

Большой – маленький

Светлое – …

Чистое – …

Хорошее – …

Теплая - …

4.«Четвертый лишний»

Цель: закреплять умение дифференцировать слова, активизировать и развивать словарный запас

Оборудование: предметные картинки по разным лексическим темам

Ход игры: послушай и скажи, какое слово лишнее и почему:

- тарелка, стакан, корова, чашка

- чашка, стакан, тарелка, кружка

5.«Отгадай предмет по названиям его частей»

Цель: обобщить знания о предмете при помощи называния их признаков

Ход игры:

- дно, стенки, крышка, ручки (кастрюля)

- голова, туловище, лапы, крылья (птица)

В дальнейшем можно предложить ребенку самому попробовать загадать предмет, а вам отгадать

6.«Назови одним словом»

Цель: закреплять умение называть предметы одним словом, обогащать словарный запас.

Оборудование: картинки с изображением пианино, скрипки, барабана, пилы, топора, рубанка, швейной машинки, ножниц, иголки и т. д.

Ход игры: сгруппируй эти предметы. Вопросы: как эти предметы можно назвать одним словом? Почему так можно сгруппировать? Придумай для любой группы свое условное обозначение.

7.«Вкус и запах»

Цель: активизировать словарь ребенка, закреплять умение дифференцировать слова и понимать их значение.

1. представь ЛИМОН. Каков он на вкус?Вспомни, как пахнет лимон? Представь, что держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь? Нарисуй лимон.

2. представь АПЕЛЬСИН. Каков на вкус?Как пахнет?Какого цвета?Что чувствуешь? Нарисуй апельсин.

- В эти игры дети всегда играют с удовольствием, начинают понимать значение употребляемых слов и после этого могут употреблять в речи.

Спасибо, что выделили время и пришли сегодня. К вашему вниманию я предлагаю взять буклеты, где представлены не только игры, но и все, о чем мы сегодня с вами говорили. А также возьмите лист отзывов – нам очень важно знать ваше мнение о сегодняшнем мероприятие. Спасибо за внимание.

Выполнила студентка педагогического колледжа под руководством преподавателя Березовской Е. В

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр на развитие словаря Картотека дидактических игр на развитие словаря Игра «Потому что» Цель: расширение словаря, активизация, уточнение значения обобщающих.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Консультация для родителей «Развитие музыкального слуха у ребенка» Консультация для родителей "Развитие музыкального слуха у ребенка" Музыкальное развитие ребенка самое понятное и легко реализуемое направление.

Проект «Речевая подвижная игра как средство расширения лексического словаря детей с нарушением слуха» План реализации проекта. Тема проекта: Речевая подвижная игра как средство расширения лексического словаря детей с нарушением слуха. Вид.

Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в ДОУ посредством дидактических игр В настоящее время увеличилось число детей с отклонениями в речевом развитии, в том числе и детей с общим недоразвитием речи, к тому же все.

Развитие речи детей с нарушением слуха Развитие речи детей с нарушением слуха. В специальных условиях коррекционного обучения детей с нарушением слуха предусматривается целенаправленное.

Развитие словаря у детей первой младшей группы посредством дидактических игр и упражнений в процессе ознакомления с природой Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. Слова обозначают.

Родительское собрание на тему «Развитие логического мышления детей посредством дидактических игр и упражнений» Родительское собрание № 2. Тема «Развитие логического мышления детей посредством дидактических игр и упражнений». Время проведения: февраль.

Семинар-практикум для педагогов центра «Дактильная и жестовая речь в работе с детьми с нарушением слуха» г. Магадан, 2018 г. Введение. Глухие используют две совершенно различные системы общение – дактилологию и жестовую речь. Термин «дактилология».

Семинар-практикум для педагогов «Дактильная и жестовая речь в работе с детьми с нарушением слуха». Часть 2 Введение Жестовый язык – естественный язык, знаковая система, при помощи которой осуществляется межличностное общение глухих. Жестовый.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практикум для родителей детей на тему «Развитие словаря ребенка с нарушением слуха посредством дидактических игр»
Опубликовано: 7 ноября 2019 в 21:45
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД