Ирина Шеремета
Практикум для родителей «Использование оригами в играх детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: 1. Познакомить родителей искусством Оригами.
2. Показать значение оригами для дошкольника. 3. Изготовление игрушек и поделок родителями, использование их в играх.
Сегодня я расскажу вам о старинном японском искусстве складывание из бумаги - оригами.
Публикация «Практикум для родителей „Использование оригами в играх детей“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Оригами для детей
- Оригами. Консультации для родителей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
1. Родина оригами - Япония. Искусство складывать бумагу зародилось в Стране Восходящего Солнца много веков назад. В далекой древности оригами имело религиозное предназначение, было храмовым искусством. Изготовление красочных фигурок являлось священным ритуальным действием. Ими украшали статую «Многоликой и Тысячерукой» богини милосердия Канон, чтобы зародить ее и попросить покровительства. Японцы видели мистическую связь между религиозными ритуалами и изделиями из сложенной бумаги. «Ори» - означает «Сложенный», «Ками» - бумага и «бог» одновременно. Утратив со временем свое ритуальное предназначение оригами, вышло за пределы храмов и достигло императорского двора. Умение складывать из бумаги считалось одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. Фигурки оригами служили гербом и печатью в некоторых знатных семьях. В те времена бумага была материалом редким и дорогим. Лишь спустя несколько столетий оригами стало достоянием каждого японца, украшением японского быта, карнавальных шествий, народных праздников. Во второй половине XIX века оригами перешло границы Японии. В странах Европы начали знакомиться с классическими фигурками, выполненными в технике оригами.
В начале ХХ века правительство Японии стало создавать сеть детских садов по западноевропейскому образцу. В основу новой системы воспитания были положены идеи известного немецкого педагога Ф. Фребеля, создателя первых детских садов. Ф. Фребель рекомендовал заниматься с детьми складыванием из бумаги. Бурное развитие оригами пришлось после второй мировой войны, главным образом благодаря усилиям всемирно известного мастера Акиры Иошизавы. Он изобрел единую универсальную систему знаков, с помощь которых можно записать схему складывания любой фигуры. В настоящее время оригами распространено во многих странах мира.
2. Большое значение имеет оригами для развития ребенка. Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Проходит 6-7 лет, и ребенок оказывается у порога школы. К этому времени он должен овладеть значительным кругом знаний, умений и навыков. Его восприятие, внимание, память, мышление должны приобрести произвольность, управляемость. С первых дней в школе ребенок должен сидеть за партой 40-45 минут, соблюдать определенную позу, держать определенным образом ручку или карандаш. Значит, его мускулатура должна быть достаточно развита, движения координированные и точные. Подготовка руки ребенка к овладению в школе письмом достигается упражнениями в штриховке, рисовании, вырезании и в других видах работ, требующих не только тонких и точных движений рук и пальцев, но и четкого согласования движения руки и глаза. Многое должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягивающую школьную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту в жизни помогает оригами - искусство, близкое ему и доступное. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей и их творческого воображения, художественного вкуса. Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания. Также знакомит детей с основными геометрическими понятиями (уголок, сторона, квадрат, треугольник и т. д.). Одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Оригами активизирует накопительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения начальных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий). Оригами развивает пространственное воображение, учит читать чертежи, по которым складывается фигура. Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги игрушки, маски животных, дети включаются в игру - драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами. Систематические занятия с ребенком оригами - гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению. Для занятия по художественному конструированию из бумаги необходим простой материал:
- белая и цветная - ножницы с закругленными концами и разработанными рычагами;
- клей ПВА а можно использовать клейстер (мука и вода); - кисточки; -салфетка; -цветные карандаши,фломастеры.
Советы взрослым:
- Подготовленную для поделок бумагу храните в подписанных папках, на которой приклеены образцы;
- листы храните в развернутом виде;
- не скручивайте бумагу в трубку, так как в этом случае она труднее поддается обработке.
Оригами волшебство, чудо и конечно игра. Из обычного листа бумаги можно сотворить целый мир. Фигурки довольно условные, что дает возможность ребенку подумать и пофантазировать с ними. Он нередко отождествляет себя с игрушечными персонажами. Он разговаривает со своей игрушкой, рассказывает что-то о ней. Так рождается сказка. Ребенок научится не только складывать, но и сочинять. Занятия оригами с детьми дошкольного возраста будут еще интереснее, если использовать произведения русского фольклора. Например, сложив бумажного котенка, можно сказать, что котенок не может уснуть. Как ему помочь?
Можно спеть колыбельную песню. В работе по оригами вам помогут книги Т. И Тарабариной «Оригами и развитие ребенка», «Оригами для начинающих. Лучшие модели для детского сада». В этих книгах собраны все сведения об оригами, детей можно познакомить с правилами, терминами, условными знаками, базовыми формами. А также занятия по оригами по степени сложности.
3. С родителями проведен мастер – класс по оригами.
Литература
1. Оригами для начинающих. Лучшие модели для детского сада Т. И. Тарабарина Академия Развития 2009г.
2. Оригами и развитие ребенка Т. И. Тарабарина «Академия» Развития Ярославль 1998г.
3. Уроки оригами в школе и дома С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина Издательство «АКИМ» Москва 1996г.
4. Оригами и педагогика С. Ю. Афонькин Издательство «Аким» Москва 1996г.