Ирина Григорьева
Практикум: «Выразительность речи педагога ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из важнейших коммуникативных качеств является чистота и выразительность речи. Еще древние философы предавали огромное значение ораторскому искусству. Ораторы были самыми уважаемыми и почитаемыми людьми в Греции, Италии, Египте.
Публикация «Практикум: „Выразительность речи педагога ДОУ“» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
В современном ДОУ речь взрослого выступает для ребенка моделью для наблюдения и подражания. Поэтому, педагогу важно критически оценивать свою речь, не допуская в неё : слова – паразиты, «мямленье» и монотонность.
Мы предлагаем вам практические упражнения для выразительности речи.
1 Артикуляционная гимнастика.
Разогрев артикуляционного аппарата, привести мышцы в норму. Ежедневная артикуляционная и мимическая гимнастика позволяет держать мышцы лица в тонусе. Даже артисты, перед выходом на сцену выполняют вокальные и артикуляционные упражнения. Артикуляционная гимнастика позволяет четко и понятно проговаривать свое выступление, сообщение. Для детей артикуляционная гимнастика необходима для формирования и развития артикуляционного аппарата, укрепления его мышц.
- Напишите языком свое имя в воздухе
-Вытянуть сомкнутые губы дудочкой вверх, обнажив зубы.
- Сомкнутыми губами сделать вращательное движение влево и вправо
- Острым кончиком языка прикоснуться внутри к одной щеке, к другой, к небу, загнуть его назад
- Вытянуть язык вперед, как жало у осы. Затем по очереди поднимать язык к кончику носа и опустить к подбородку
- цоканье лошадки
- Стуча карандашом, для ритма проговаривать отрывисто слоги:
- пкти
-пкто
-пкту
-пкты
-пкта
-лу-лу-лу
- ла-ля-ля
ло-ло-ло
ля-ля-ля
2 Скороговорки. Это наследие наших родителей. Их ценность доказана временем.
- От топота копыт пыль по полю летит.
- Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
- Была у Фрола Фролу на Лавра наврала, к Лавру пойду Лавру на Флора навру.
3 Выразительная интонация.
Проговаривание знакомых стихов с разной интонацией:
-Уронили мишку на пол. Сначала без слов, мимически (угадайте, о каком стихотворении идет речь). А затем читаем по очереди с разным выражением : жалобно, деловой стиль, таинственно, радостно, требовательно, просительно, умоляюще, робко, испуганно, возмущенно, обиженно, уныло, удивленно, разочарованно, с любовью, с ненавистью, равнодушно, высокомерно, униженно, презрительно, многообещающе, таинственно, образец.
- Идет бычок (так же).
4 Выразительность мимики и жестов.
Поза, жест и мимика составляют важный элемент ораторского искусства. Жест и мимика оживляют речь, делают ее как бы зримой. Обычно считается, что жесты заключаются в движении рук, однако реально любое телодвижение с целью подчеркнуть значение произносимых слов тоже является жестом.
Начинающему преподавателю важно освоить правила жестикуляции.
Правила:
• жесты должны быть непроизвольны, прибегайте к жесту только тогда, когда ощущаете потребность в нем;
• жестикуляция не должна быть непрерывной, не каждая фраза требует жеста;
• управляйте жестами, он не должен отставать от подкрепляемого им слова;
• вносите разнообразие в жестикуляцию, не пользуйтесь одними и теми же жестами во всех случаях;
• жесты должны отвечать своему назначению, их форма и интенсивность должны соответствовать произносимым словам;
• во время устного изложения материала не следует думать о жестикуляции.
Упражнения на жестикуляцию:
1. - Что означают те или иные жесты….Те жесты, которые мы употребляем в жизни: – предлагаем педагогам вспомнить бытовые жесты и их обозначение: грозим пальцем, разводим руки в стороны, качаем головой, подносим палец к губам, опускаем большой палец вниз, вверх, потираем руки, потираем между собой большой и указательные пальцы, смыкаем кисти рук вместе…
2 - Изобрази без слов (вас застал дождь, вы проспали на работу, вы встретили любимую подругу и заболтались с ней, и вдруг обнаружили, что опоздали на работу, гладите белье, засмотрелась в телевизор и вдруг прожгли дыру, смотрите телевизор и вдруг, почувствовали запах горелого ужина, пришли домой и обнаружили, что ваш ребенок провинился – разбросал вещи по квартире, пьете кофе в рабочее время, вдруг заходит заведующая, внезапная проверка, а вы потеряли конспект занятия)
5 Сила голоса (неожиданный громкий звук и тихий голос). Что привлекает к себе внимание слушателя. Когда ведете праздник и вдруг ситуация выходит из-под контроля. Что помогает нам в этой ситуации привлечь внимание? Сила голоса, или наоборот речевая пауза, резкое снижение голоса до шепота, резкий неожиданный звук.
6 Театральные этюды:
6.1- Волшебный мяч ( передаем воображаемый предмет и изменяем его по указанию вежущего: Мяч - грудной ребенок- кастрюля с горячим супом - ароматный букет цветов- живая мышь- гантели на 15 кг- бабочка-алмаз на 10 карат - грязная тряпка-буханка свежего хлеба – мороженное). Затем «волшебные изменения» происходят на фантазию самих педагогов.
6.2- «Реклама». Убедите оппонента приобрести эту замечательную вещь: (стул, букет, кастрюля, шляпа, корзина, замок, ножницы, картошка, обезьяна, шариковая ручка и т. д.)/ Реклама должна длиться 1 минуту. Засекаем секундомером.
6.3- «Комплимент.» Педагоги становятся в круг. Проговаривают слова:
Кто у нас хороший, кто у нас пригожий
…. хорошая…. пригожая
Мы тебя сейчас похвалим, комплимент тебе подарим:
(называем имя педагога. Он выходит в круг и остальные педагоги по очереди говорят ему комплименты)
Д/ з: принести зеркало, секундомер.
Составили: Григорьева И. А.
Олевская Г. Н.