Лучший педагог года

Практикумы для педагогов

Юлия Ладонина
Практикумы для педагогов

Практикумы для педагогов

В течение последних нескольких лет дошкольные образовательные учреждения живут в условиях модернизации и инноваций. В настоящее время инновационный процесс, в связи с введением Федерального государственного стандарта, приобретает особый статус. Впервые в истории дошкольное образование рассматривается как полноценный уровень системы образования Российской Федерации. Необходимым условием деятельности дошкольных организаций становится развитие и преобразование профессиональной компетентности педагогических работников.

Публикация «Практикумы для педагогов» размещена в разделах

Известно, что эффективность новаций зависит от целого ряда факторов: особенностей предлагаемого новшества, потенциала ДОО, психологических, экономических, социальных факторов.

Введение ФГОС в практику ДОО вызывают в педагогических коллективах неоднозначные оценки, которые порождены рядом причин:

- неопределённостью, когда нет ясного понимания целей предполагаемого новшества;

- привычкой работать по определённому стереотипу;

- боязнью увеличения нагрузки;

- профессиональной некомпетентностью.

Для преодоления трудностей на этапе внедрения ФГОС ДОО важно выстроить работу по сопровождению педагогов на принципах сотрудничества, активной коллективной деятельности, демократичности взаимоотношения администрации и педагогов, а также на принципе направленности на проблемные вопросы практики. Важно, чтобы педагоги осознали преодолимость временных трудностей по внедрению ФГОС, видели практическую значимость новшеств и не боялись коллективно прорабатывать отдельные проблемные аспекты нововведения.

Большая роль в методической работе отводится аналитической деятельности. Современные стандарты образования требуют от педагогов развитого аналитического мышления, способности выявлять и анализировать противоречия педагогической практики, оценивать результаты образовательного процесса, собственную педагогическую деятельность, находить пути профессионального самосовершенствования.

Для развития аналитических способностей воспитателей предлагаю активные приемы работы, которые можно использовать на педсоветах. Предлагаемые приемы не новы, заимствованы из Технологии развития критического мышления и модифицированы для работы с педагогами. По мнению российских педагогов, характерными особенностями критического мышления являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений. Технология развития критического мышления представляет собой совокупность разнообразных методов и приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем – представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания. В ней синтезированы идеи и методы отечественных технологий, коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.

1. Кластеры

Кластеры – это системные схемы, которые показывают связи между объектами. Это некий графический образ взаимосвязанных явлений, объектов и т. д.

Работа по подгруппам или индивидуально. Педагоги получают Кластер-схему. Центральная часть схемы- объект анализа (понятие, технология, проблема и т. д.)

Предлагаемые объекты для анализа:

• «ФГОС – это…»

• «Инновации»

• Молодой педагог- это»

• «Компетентность»

Педагогам предлагается окончить фразу 1 словом или словосочетанием, определить ассоциации, заполнив, таким образом, первый уровень кластера.

Затем предложить выйти на второй уровень кластера, от каждого объекта выделить положительное и отрицательное следствие. Например, молодой педагог-это энергия. Но это хорошо, т. к. он может многое привнести в педагогическую практику. Но это отчасти плохо, потому что грозит эмоциональным истощением.

2. Синквейн (от франц. «пять строк»)

Оригинальный прием «Синквейн» «пять строк» предполагает составление пятистрочной строфы нерифмованного стихотворения. Существуют определенные правила составления этого стихотворения.

В нашем случае используется пятиэтапный синтез. Дан план, по которому синтезируется информация об определенном понятии, определении.

1. (Дано определение данного понятия)

Целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей…

2. Признаки данного понятия относительно методики дошкольного воспитания

3. Действия детей дошкольного возраста относительно данного понятия

4. Народная мудрость, цитата

5. Синонимы данного понятия

Например, «труд»:

1. (Дано определение данного понятия)

Целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей…

Труд

2. Признаки данного понятия относительно методики дошкольного воспитания Бытовой, труд в природе, общественно-полезный и т. д.

3. Действия детей дошкольного возраста относительно данного понятия Дежурство в уголке природы, поручения, работа в огороде

4. Народная мудрость, цитата Терпенье и труд все перетрут

5. Синонимы данного понятия Деятельность, работа

Возможные варианты понятий:

• Игра

• Прогулка

• Дружба

• Коммуникация

• Семья

• Социализация

• Инновация

3. Прием «Инсерт»

Инсерт – прием маркировки текста по мере его чтения. Технологический прием «инсерт» делает зримым накопление информации, помогает читать текст источника более внимательно, способствует лучшему запоминанию материала. Педагогам предлагается текст по актуальной методической проблеме (из периодического издания). Обговаривается система маркировки текста на полях, предполагающая следующие значки:

«V» – уже знал;

«–» – думал иначе;

«+» – новое;

«?» – не понял, есть вопросы.

За определенное время педагоги знакомятся с текстом, делая пометки на полях.

Следующим шагом может стать заполнение таблицы для выявления тех моментов, где возникли противоречия («-») или вопросы («?») по ходу знакомства с информацией.

На заключительном этапе коллективно прорабатываются выявленные спорные моменты.

Публикации по теме:

Анкета для воспитателей по ФГОС Предлагаю Вашему внимание анкету по вопросам введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного.

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов В условиях модернизации отечественного образования российские дошкольные образовательные учреждения активно перестраивали собственную работу.

Автор публикации:
Практикумы для педагогов
Опубликовано: 30 января 2015 в 17:01
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД