Сценарий татарского народного праздника «Праздник гуся»

Гульфия Бдиева
Сценарий татарского народного праздника «Праздник гуся»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение

Центр развития ребенка - детский сад № 242 «Садко»

Праздник гуся

«Каз мсе»

Участники: дети старшей группы № 14 «Незабудка»,

родители детей

Организаторы: воспитатели:

Фатхуллова Римма Загитовна, Бдиева Гульфия Иршатовна,

музыкальный руководитель: Графкина Юлия Анатольевна

г. Ульяновск, 2014

«Каз канаты» 4 туши гусей

Софья Ш. (вафельное полотенце,

Вероника набить, завязать ниткой

Ульяна за обе ноги)

Капа

Вика

Маша

Арина

Кира

8

парлылар «Пар алма»

Инна – Данила

Камилла – Влад

Азалия - Матвей 6

«Гусиный двор» -12 человек

Национальные блюда

Чк-чк

Блеш

Гбдия

Бармак

Ватрушка

чпочмак

Сцена татарского дома

«й»

Справа - кровать (из высокого стола, убранства: накидки на перину, подушки с наволочками (решелье);

Стол (в центре) - национальные блюда, чайные пары, самовар;

Слева в зале - подготовка к мастер-классу:

Блеш (рис отварной, изюм, масло, тесто, сковорода,

Раскатанное тесто (готовое тесто, доски, ножи.

Звучит музыка, из-за кулис через центр появляется Ду ни (Дания апа)

Ду ни: Иснмесез кунаклар! (ждет ответа от зрителей)

Буген безд каз мсе!

Исн - сай килдегезме?

Римма Загитовна:

У нас сегодня большой праздник- праздник Гуся!

Этот осенний календарный праздник уходит корнями в глубокую древность. С древнейших времен поздней осенью, обычно с первым ледоставом жителями татарского села проводилась коллективная обработка гусиного мяса, пера и пуха. По традиции в этот день заготавливают впрок гусиное мясо и щиплют пух - на подушки, которые пойдут на приданное невестам. Парни и девушки собираются на посиделки, поют песни. Гусь, неутруждая свою хозяйку, сам идет к реке и, возвращаясь, домой, ест корм. Из гусиного пуха делают подушки, одеяла. Когда пекут что-нибудь из теста, используют кисточку из гусиного крылышка. Ни одну девушку на выданье не представишь без горы подушек, набитых гусиным пером. Да татарский дом без этих подушек - не дом. За год до свадьбы солят и сушат гуся, готовя его в качестве приданого. Этих гусей выносят к свадебному столу на красивых блюдах и гости, не отказываясь, приступают к еде. А гусиный жир обладает лечебными свойствами.

С наступлением зимы приходит время забивать дворовое стадо гусей. Хозяин зовет гостей, и мужчины непосредственно забивают гусей, девушки ощипывают гусей, ведут разговоры на разные темы. Затем тушки несут к реке на коромыслах. На берегу их ждут парни. Во время мытья гусей они общаются, поют песни. Затем парни на гармонях, исполняют мелодии, провожая девушек до самого дома. Девушки, и хозяйка дома, куда все направляются, помимо приготовленного мяса гуся, предлагают и другие вкусные угощения - блеш (тесто с мясной начинкой) и смазанные гусиным жиром блины. К вечеру в этом доме собираются гости, накрывается стол. Сначала к столу подается суп-лапша, сваренный из гусиного мяса. Затем предлагается приготовленный из печени и легких блеш, и в самом конце нарезанное кусками мясо гуся.

Каждая семья готовится, печет национальные блюда. Сегодня мы хотим предложить подготовку блеша и татарской лапши. Просим подойти к столам. Ду ни показывает секреты приготовления блеша, которого потом испечем сразу и мы пробуем катать тесто и резать лапшу, (участникам предлагаем фартуки, доски, ножи)

Римма Загитовна:

Благодарим всех участников, надеемся что-то вы получили с наших затей, удачи всем.

Ду ни: Бйрмне двам итбез,

Балаларны ктбез!

Ду ни заходит в дом, садится, вяжет носки.

Звучит музыка на сцену поднимаются хозяева дома.

Хуа - Файл Мударисов

Хуабик - Глфия Иршатовна

(справа на полу корзина с сеном)

Хуа: Исенмесез кунаклар! Мин бу йортны хуасы булам. Исемем Файл.

(перевод) Мее безне ниебез! (Ду ни).

Хуабик: Мин Хуабик. Исемем Глфия. Тмле ашлар пешеруче, балалар усеруче! (перевод).

Забегают Азалия, Арина:

Азалия: ни-ти! Нинди бйрем?

Арина: мама-папа! Что за праздник у нас?

Хуа: Утырагыз балалар! Тылагыз!

Римма Загитовна: Садитесь дети рядом с Ду ни и слушайте.

Хуа: Гусь в татарских семьях - это большой кормилец, у каждого двора всегда много-много гусей, а начинается это все вот с чего:

После зимы гусыня носит яйца через день. Их набирается много. (Гульфия Иршатовна выносит яйца в маленькой корзинке, проходит, показывает по кругу. Берет гусыню в руки). Раньше не было инкубаторов, поэтому гусыня высиживала сама. В сараях было холодно, поэтому корзину прятали под кровать.

Идем Хуабик, спрячем гусыню.

Хуабик: Под кроватью темно и тепло, я буду гусыню кормить один раз в сутки. Будем ждать наших гусят.

Ду ни: Балалар, м кунаклар! йдгез уйнап алабыз!

Римма Загитовна: Дети и гости наши!

Предлагаем вам поиграть в игру

«Тюбетейка» - слова на татарском языке

(объяснение правил)

«Звук гусят»

Хуа и Хуабик: Пока вы играли, гусыня тоже постаралась. Как вы думаете, чьи голоса?

Хуа: Правильно, пищат гусята.

Танец «Гусиный двор»

Хуабик: Ббкэлрне кулг тшрм,

Оста карап устрм.

Римма Загитовна: Гусят к озеру веду,

Чутко за ними слежу.

Хуабик ведет всех гусей к озеру.

«Лапки-лапочки»

(клеенка внизу - белая простынь сверху)

Дети «лапками» изображают свои следы,

(тазики с краской, по 2 пальца вдеты резинкой - 12 человек)

Хуа: Гусят домой загоню,

До осени их храню.

(Хуа и Хуабик уходят пока за занавеску)

«Стук» в дверь - входят Алия, Глназ - Керерг ярыймы?

Встречает Хуабик: йд, керегез, узыгыз!

Проходите, милости прошу!

(Усаживаются)

Входит Азалия: Кумк - хзмт уен - клке,

Була каз мсенд.

Кызлар, егетлр ыена

Зур шатлык ммсенд.

(садится рядом с Ду ни)

Ду ни спускается на край сцены с девушками):

Матур утырасыз сез кызлар,

Эйдгез, шне башлыйбыз!

Хуабик: переводит

Жйлер утте, кзлр житте,

Бик симерде кызларым.

Каз йолкыйлар дусларым,

Курше - тир кызларым!

Ду ни: Улым, керт кызларны!

Хуа кызларны керте (приводит девушек) - Алия, Ду ни, Глфия, Глназ.

Хуабик: Гусей держим вот так. Сначала выщипываем перышки из-под крыльев, их надо будет сжечь. А теперь принимаемся за остальное.

Выходят дети на стихи.

Матвей: Гуси ваши- просто чудо,

Чистые, красивые,

Перья, словно пух мягки,

И, как вата, белые.

Арина: В том заслуга бабушки Дании.

За гусятами она ходила,

Чтобы коршун и ворона их поймать бы не смогли,

Так внимательно она следила.

Камилла: А когда немного подросли,

То на речку их она водила.

Научились плавать там они

И друзей в соседях заимели.

Данила: Вы знаете, как гуси любят речку,

Они там плавают, резвятся и играют.

Прогулки и водичка помогают им расти,

Поэтому они так быстро вырастают.

Хуабик: Вот и справились мы дружно!

А сейчас надо сходить на речку

И ополоснуть их.

Хужа помогает вешать на коромысла.

(Алия, Глназ с коромыслами уносят гусей за дверь)

Хуабик: Канат тзем, канат салам, кубрк булсын кзманым.

Римма Загитовна: В дом, где сегодня праздник,

К девушкам приходили парни,

Играли, шутили, на речку с ними

Ходили, а также исполняли татарский танец.

«Парный танец»

Римма Загитовна: А сейчас мы испытаем в ловкости наших парней. Они могут взять себе подмогу (своих мам).

Хуабик: Мы вам покажем, а вы продолжите!

Хуа и Хуабик показывают «Канат сыеру»

Римма Загитовна: Вот так набирали пух на подушки: всей душой, чтобы была мягкая и приносила счастье в семьи.

Хуабик показывает маленькие подушки с наволочками.

Римма Загитовна: Вот с такими крылышками хозяюшки подметают пол.

А наши девочки исполнят танец «Каз канаты».

Хуа: Канат сатабыз, канат

Яхшысын сайлап, карап

Егет булса - канат ал,

Бер алтын чыгырып сал.

Римма Загитовна: Продаются крылышки

Пара – золотой

Не скупись, не жадничай,

Монетку подавай.

Инна: Канат сату кызык уен,

Каз мсенд була.

Таныш тыра, дуслаш тыра

Барчасын иске йола!

Хуа и Хуабик продают крылышки по 10 рублей, в тюбетейки кидают деньги.

Ду ни: Булдырдыгыз!

Эшлдегез, уйнадыгыз, клдегез!

Хзер стлг ткьдим итегз!

Римма Загитовна: Молодцы, справились!

Работали, играли, веселились!

За стол Ду ни приглашает.

У нее готовы и лапша, и блеш, и блины,

намазанные гусиным жиром.

Встают Ду ни, Хуа, Хуабик, Римма Загитовна, Алия,

Глназ

Алия: Пусть каждый день вам солнце светит ярче,

Цветы под ноги падают ковром.

Глназ: Желаем всем здоровья, мира, счастья,

Всего, что называется добром.

Римма Загитовна: Пусть наша жизнь будет прекрасна!

Пусть торжествует дружба всегда!

Хуа: Наш долг - традиции хранить!

Хуабик: Культуру предков возродить!

Достойным человеком быть!

Ду ни: Днья матур, тыныч булсын

Иснлек - именлек, бхет сезг!

Публикации по теме:

Конспект непосредственной образовательной деятельности в I младшей группе «Два веселых гуся» Конспект непосредственной образовательной деятельности в I младшей группе на тему: «Два веселых гуся» Воспитатель: Гусева О. А..

«Праздник солнца, праздник лета!» Спортивный праздник для всех возрастных групп Цель: совершенствование выполнения основных движений (бег, прыжки, ходьба, равновесие и т. д., психофизических качеств (быстрота, ловкость,.

Поделка-эксперимент «Два веселых гуся»Поделка-эксперимент «Два веселых гуся» 1. Разучивание песенки "Два веселых гуся" 2. заготавливание и подбор нужного материала 3. изготавливание поделки из семян овса в капроновом.

Интегрированное занятие по хромотерапии «Два веселых гуся: серый и белый цвет» для детей с ЗПР (5–6 лет)Интегрированное занятие по хромотерапии «Два веселых гуся: серый и белый цвет» для детей с ЗПР (5–6 лет) 1. Оргмомент. Дети стоят в кругу через одного- в белой футболке, в серой футболке. Передавая друг другу мяч, здороваются: -Здравтсвуй, Ваня.

Конспект НОД по развитию речи в младшей группе. Чтение песенки «Жили у бабуси два весёлых гуся» Конспект НОД в младшей группе по развитию речи Тема: Чтение песенки «Жили у бабуси два весёлых гуся». Цель: Приобщать детей к устному народному.

Конспект интегрированной НОД по развитию элементарных математических представлений и развитию речи «Два гуся» Конспект интегрированного НОД для детей первой младшей группы по развитию элементарных математических представлений и развитию речи на тему.

Конспект НОД по рисованию нетрадиционными способами в средней группе «Два белых гуся» Тема: «Два веселых гуся» Цель: создать условия для развития творчества, воображения у дошкольников в процессе рисования нетрадиционными.

Проект «Как с гуся вода»Проект «Как с гуся вода» Автор исследовательской работы: Пикалова Виолетта. Руководители проекта: воспитатели- Лазебная Светлана Ивановна, Кожушкова галина Николаевна.

Развлечение во второй младшей группе на тему: «Жили у бабуси два веселых гуся» Развлечение проводится в музыкальном зале. Он оформлен как бабушкин двор – домик, лавочка и прочее. Воспитатель заходит с детьми в зал.

Занятие по произведению «Жили у бабуси два веселых гуся» (для детей 2–3 лет) Цель. Познакомить детей с фольклорным текстом, содержащим элементы балагурства, частушечности, вытекающие из жанра потешки. Поднять детям.

Библиотека изображений:
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
  • Домашние птицы
Автор публикации:
Сценарий татарского народного праздника «Праздник гуся»
Опубликовано: 22 октября 2015 в 22:15
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 октября. День хохломы на МААМ

Хохлома – исконно русский народный промысел. Он появился и оформился как особенная традиция росписи деревянной посуды в нижегородских деревнях, среди керженских лесов. Хохлома радует уникальными, только...

21 октября. День каштана

Плоды каштана – главное богатство этого красивого дерева. Древние римляне специально выращивали каштановые деревья ради плодов, которые они, перемалывая в муку, употребляли для выпечки хлеба. По...

Конспект НОД по обрывной аппликации «Золотые березки» в старшей группе
Тема : "Золотые березки" ( обрывная аппликация) Цели : - учить детей создавать образ осеннего дерева ( березы) в технике обрывная аппликация; -...
Мастер-класс «Аквариум с рыбками»
Есть у нас стеклянный дом, Поселились рыбки в нем. Даже рыбка золотая В нем живет, забот не зная. ( Аквариум) Наблюдать за красотой рыбок, всегда...
Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики...
Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе...